Главная / Статьи / Рецензии / Мы здесь не туристы
Мы здесь не туристы
Мы здесь не туристы

Отзыв на книгу Тимура Расулова «В погоне за ветром. Размышления над книгой Екклесиаста»

05.11.2020
478

Не думаю, что можно назвать эти записи полноценной рецензией, так как не являюсь ни писателем, ни критиком по профессии. Я совершенно обычный читатель, который все же посчитал важным выразить свое мнение о книге «В погоне за ветром». Думаю, будет справедливо, если молодые христиане (а может, и пожилые), которые учатся следовать за Христом в том числе с помощью христианских книг, но далекие от знаний различных теологических тонкостей, смогут посмотреть на книгу с разных точек зрения.

Итак, автор размышляет над книгой Екклесиаста и личностью Соломона. Эта книга всегда была моей самой любимой в Библии – она создает у меня ощущение мира и счастья в повседневных делах.

«Веселись, юноша, пока ты молод; в дни юности пусть радует тебя твое сердце, ступай, куда влечет тебя сердце, куда глаза твои смотрят, но знай, за все это приведет тебя Бог на суд» (Еккл. 11:9).

С момента моего покаяния мой христианский наставник говорил мне:

«Вера во Христа не о том, что нельзя, но об огромных безграничных возможностях в Нем! Живи, радуйся, твори, работай, будь специалистом в своей области, но делай все для Его славы!»

Вот это и есть для меня отражение и краткое содержание книги Екклесиаста. «И узнал я, что нет для людей иного счастья, кроме как веселиться и наслаждаться, пока они живы. И если человек ест и пьет, если он изведал счастье в трудах, то это дано ему Богом» (Еккл. 3:12-13)

Но Тимур представляет эту книгу Библии и ее автора преимущественно в мрачных тонах. Он намекает на то, что Соломон, возможно, так и не пришел к покаянию после сотворенных им грехов, а книга Екклесиаста – это дорога к его падению. Екклесиаст представлен автором как сборник грехов, где все смешалось в один большой ком: алкоголь, женщины, работа, отношения, творчество, молодость. Перечисляя все, что нельзя делать верующим, автор раскрашивает мир без Бога в настолько темные тона, что, кажется, что ад на земле уже наступил.

Как человек, который несет служение в миссии, я начинаю задаваться вопросом: а нужно ли мне продолжать служить на этом поприще? Зачем Бог посылает нас «до края земли»? Что Он хочет спасти: безвозвратно погубленную природу, культуру, людей? Или Он хочет, чтобы мы шли в мир исключительно с криками: «Грех! Смерть!»?

Зачем мы здесь? Какое наше место в Божьей истории? Мы всего лишь пассивные потребители благодати, занимающиеся самоосвящением и избегающие того, что делать нельзя? Или мы люди, которые наивно полагают, что неверующие несчастны и глупы, а мы счастливы и мудры, потому что «в Боге»? Вот некоторые цитаты из книги, которые по моему мнению, более чем спорны.

«Если этот мир и есть то место, где вы собираетесь по-настоящему жить, то вы обречены жить в постоянном напряжении. Как можно построить дом на склоне действующего вулкана и при этом спать спокойно? Весь мир и есть вулкан. Бог его так спроектировал для восставшего человечества, чтобы у тех, кто не желает знать Его , все дни были скорби и беспокойство … Но Божий покой уже доступен тем, кто отдал жизнь Господу, и ведет себя на земле, как турист. Таковым Христос дает Свой мир. Остальным – беспокойство, страхи, уныние, мучения».

Евангельские теологи, как правило, соглашаются в одном аспекте, который совершенно отсутствует в книге Тимура Расулова. Бог создал этот мир прекрасным – эту планету, эту природу, этих людей. Грех Адама и Евы разорвал отношения на многих уровнях: отношения между Богом и человеком, отношения людей между собой и их отношения с природой. Но это не изменило сущности того, что Бог создал. Бог, через установление своего Царства, восстановит отношения людей с Собой, отношения людей друг с другом и отношения людей с природой. Наш мир – это не мертвое сердце, как пишет Тимур, это живое существо, образ которого обезображен, но носит в себе лик Господа. Царство уже здесь, но еще не до конца и, как пишет Д. Бонхёффер: «Христианская надежда отправляет человека назад на землю, но с совершенно новой задачей».

В чем же состоит эта задача? Она именно в том, чтобы жить здесь по-настоящему, а не как ТУРИСТ. Бог отправил нас распоряжаться миром и распространять Его владычество до края земли. Этот призыв звучал для Адама и Евы, для Авраама, звучит он и для последователей Иисуса. Мы должны приносить Богу славу и наполнить этой славой всю землю.

Как пишет Элвин Плантинга:

«В мире столько всего, что необходимо сделать – о чем нужно позаботиться, что необходимо вырастить, столько всего, что нуждается в уходе, в преобразовании, столько культуры, которую необходимо создать».

С ним соглашаются и Брюс Р. Эшфорд:

«Благая весть не проклинает культуру целиком; она одновременно утверждает и отвергает ее. Если наша вера не проникает в каждый аспект повседневной жизни, мы ограничиваем возможности благовествования. Христианин рассматривает себя как посланника Бога во всех сферах жизни. Его профессия становится частью его миссии. Верующие должны мыслить «по-христиански» о всех аспектах культуры».

Таким образом, Церковь должна научиться понимать и создавать культуру!

Итак, мое самое важное расхождение с автором книги «В погоне за ветром» в том, что он предлагает христианам жить, как туристам. Но турист никогда не позаботится о земле, как о своем доме, как о Божьем творении. Он не будет активно участвовать в политике, в благоустройстве своего города, в защите экологии, в искусстве, не станет частью местной благотворительности. Зачем, если это не его дом? Если он обречен на сожжение, а мы скоро отсюда уедем?

В качестве примера можно посмотреть на отношение к работе, которому, по мнению Тимура, учит книга Екклесиаста:

«Если для вас труд – нечто большее, чем возможность прокормиться, если вы самоопределятесь через него, то вас ждут все … разочарования Соломона. Его муки – заслуженные, и ваши будут тоже».

Если мы согласимся с таким отношением к работе, то мы не станем задерживаться на ней, когда коллеги совместно пишут отчет, а побежим на спевку или церковную группу. Мы не организуем, скажем, книжный клуб для коллег, где у нас была бы возможность узнать их получше и пообщаться на глубокие темы.

Если мы так относимся к работе, то не будем засиживаться сутками у кровати пациента, у компьютера, у лабораторного стола в поисках вакцины от коронавируса. Зачем?! Это все временно, а мы жители вечности и это не наш дом.

«Труд в павшем мире – это скорби, огорчения и беспокойства», – пишет Тимур Расулов. А значит, и радость, когда твой отдел выиграл грант на осуществление задуманных целей, – это греховная мирская радость. Складывается ощущение, что автор никогда не работал в светской организации, без большинства из которых, кстати, жизнь и здоровье, да и само существование христиан было бы невозможным.

А вот каково отношение автора книги к культуре: «Что такое развлечения и удовольствия по своей сути? Это уход от реальности. Зачем люди напиваются, объедаются, колются, курят, путешествуют, ищут всевозможных удовольствий, рисуют, поют, сочиняют, пишут и читают книги, смотрят фильмы и т. д.? Зачастую просто для того, чтобы уменьшить давление неприятной или пугающей действительности. Нам хочется только положительных эмоций, но жизнь под солнцем им не способствует».

Удивительно! Автор не делает никаких различий между алкоголем, наркотиками, чтением книг, искусством, и др. Неужели все картины, написанные неверующими людьми, все книги, все фильмы, все научные достижения, все благие дары светской культуры не вызывают у Тимура ни малейшего восхищения? Не вызывают благодарности Творцу за то, что Он вдохновляет созданных по Его образу и подобию людей – даже тех, кто не знает Его лично, – на создание того, что делает наш мир лучше? Возможно, и правда не вызывают, потому что христиане, которые отделяют себя от такой возможности влиять на мир, никак не участвуют в создании этой самой культуры. Сколько фильмов, сколько книг, сколько открытий были сделаны, пока христиане посещали по три собрания в неделю и слушали по три проповеди в воскресенье? А ведь под этими шедеврами могли стоять имена этих христиан, что дало бы возможность вступить в диалог с миром и рассказать о любви Бога! Сколько упущенных возможностей для миссии!

Закончу эту статью моим ответом на еще одну цитату, которая выражает мнение автора о неверующих людях и их жизни. Это лишь один из примеров, которых в книге множество, где автор утверждает, что люди, которые не знают Бога, несчастны, а верующие – счастливы и мудры.

«Вы заметили, что дети и молодые люди много смеются и часто мелют чепуху? Когда видишь, например, подростков, они в основном гогочут, причем абсолютно без повода. Это следствие глупости. Пожилые же не смеются по каждому поводу … Проблемы накапливаются, здоровье ухудшается, вокруг много лжи и рядом всегда тот, кто хочет тобой воспользоваться. Они давно в браке, и не в первом, и все, что они себе в молодости навыдумывали по поводу «долго и счастливо», вдребезги разбито о камни бытовухи».

Уважаемый Тимур, позвольте пригласить вас в наш семейный и подростковый клуб, чтобы вы убедились, что неверующие подростки не глупы, а старики не несчастны, что многие из них действительно живут долго и счастливо с одним супругом. И есть искренне верующие люди, для которых «бытовуха» стала камнем преткновения, а в их семьях боль и тяжкий труд над отношениями. Неверующие люди творят не потому, что убегают от реальности, а потому, что несут в себе образ Бога-Творца. Учителя, врачи, музыканты, менеджеры и плотники, верующие или неверующие, несут в себе способность создавать добро с одной лишь разницей между ними – верующие люди осознают Божью миссию по искуплению и восстановлению этого мира и созидают с целью прославить Творца. А красота природы, закатов и морей не иссякла после грехопадения, потому что Бог создал хороший мир.

В 12-й главе книги Бытия Бог говорит Аврааму: «Оставь свою страну, родных, отчий дом – иди в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ, благословлю тебя и возвеличу твое имя: ты станешь благословением! Благословением ты станешь у всех племен земли!»

Бог любит Свое творение, испорченное грехом. Он отправил Своих людей, включая нас, во все концы этого творения для того, чтобы благословение, данное Им Аврааму, стало благословением для всех народов. К сожалению, в книге «В погоне за ветром» я не увидела образ христианина, который стал бы благословением для всех народов. Я увидела образ христианина, который осудил все народы, их культуру, их дом, проехал мимо них, как турист, и закрылся в коконе самосвятости. Не думаю, что такой образ хочет донести до нас книга Екклесиаста, вдохновленная Богом. Иначе, зачем бы она была в Писании?

Телеграм канал газеты "Мирт": https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka

Еще читать