Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Зачем нам здравомыслие / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / Зачем нам здравомыслие
Зачем нам здравомыслие
Зачем нам здравомыслие
21.06.2017
2616

Какое место разум занимает в христианском благочестии? Для некоторых сама постановка вопроса может показаться странной. Разве Библия не учит нас, что милость превозносится над судом, а вера – над разумом? Не должны ли мы просто доверять сердечному порыву, водительству Духа?

У противников веры, опирающейся на разум, есть довольно сильные аргументы. Это и тексты Писания, говорящие о тщетности человеческих попыток постигнуть тайны Божьи, и примеры библейских героев, поступавших, как кажется, со святым безрассудством.

Разве сам апостол Павел не призывает отбросить различные умствования, чтобы познавать истины Божьи исключительно верой? Коринфянам он пишет:

«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие...» (1Кор. 1:18-23).

Тертуллиану – знаменитому христианскому богослову времен античности – приписывают фразу: «Верую, ибо абсурдно». Недоступность некоторых христианских догматов для рационального анализа было для него доказательством их божественного происхождения. Кто бы мог измыслить догмат о Троице или о двойной природе Христа?

Но здесь нужно отметить один очень важный момент. «Немудрое Божие премудрее человеков...», – пишет апостол Павел в том же послании. То, что Бог отвергает человеческую мудрость, не означает, что Он благоволит к человеческой глупости.

А ведь  христиане, к сожалению, воспринимают данный отрывок как своеобразный мандат на несуразность действий и суждений. Юродство проповеди служит оправданием и для неподготовленности, и для необразованности, и для элементарной безалаберности. Если уж Богу благоугодно спасать людей юродством проповеди, значит, и глупость наша становится средством для благовестия. Не нужны всякие «философии» и лукавые мудрствования!

Ясно, однако, что подобная апология глупости, недалекости, неразвитости построена на подмене понятий. Ведь Бог спасает мир юродством креста, а не юродством христиан. Изувеченный, оплеванный и поруганный Сын Божий, умирающий на Голгофе, – это безумная, скандальная, шокирующая истина. Но это безумие Бога ради человека, и проповедовать об этом нужно со всею данной нам мудростью. Иными словами, мы призваны нести юродство креста, а не крест юродства. Ясно, что первое подразумевает второе, но второе далеко не всегда предполагает первое...

Конечно, на путях познания Бога христианин не раз будет сталкиваться с неизъяснимым, недоступным для понимания. Но то, что выше понимания, не отменяет понимания как такового.Когда столкновение с Божьей тайной кладет предел нашим интеллектуальным странствиям, это не обесценивает проделанный нами путь. Границы тайны отделяют нас от трансцендентного. Они возвышаются подобно высоким скалам, пики которых растворяются в Небесах. Дальше только вверх. Дальше то, что откроется нам за пределами этого мира.

Но ведь мало кто из живущих достиг этих границ. Чаще границы нашим познаниям проводит интеллектуальная леность, невежество, отсутствие интереса к жизни. Одно дело вместе с Сократом заключить «Я знаю, что я ничего не знаю»,  и другое дело вторить вслед невеждам «Я не хочу ничего знать». Мудрец взыскует нищеты духа; простофиля довольствуется нищетой ума.

Конечно, мы все помним предупреждение апостола Павла о том, что «знание надмевает», но из этого вовсе не следует, что незнание делает смиренным. К сожалению, невежество зачастую прекрасно сочетается с заносчивостью и воинственностью. «Всякий глупец задорен», – говорится в книге Притчей царя Соломона (20:3), и там же «В устах глупого – бич гордости...» (14:3).

Разумеется, Писание полно предостережений против тщеславного и суетного знания. Против игры в бисер, против интеллектуального нарциссизма, против мудрости бесовской и бесконечных метаний фаустовской души. Но Слово Божье также призывает нас к обретению подлинного любомудрия и здравомыслия.

По крайней мере, некоторые из библейских текстов были специально созданы для того, чтобы читающие их могли: «...познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты... чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их» (Пр. 1:2-6).

Здравомыслие должно входить в экипировку христианского воина наравне с другими элементами духовного всеоружия. Ведь шлем спасения пригодится лишь тем, у кого есть голова на плечах.

Апостол Петр увещевает верующих: «Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1 Пет.4:7).

Интересно, что здесь наряду с призывом к молитве звучит и призыв к благоразумию. Греческое слово σωφρονεω, использованное Петром в данном стихе, заслуживает отдельного внимания. Библеист Клеон Роджерс пишет, что здесь «имеется в виду холодная голова и сбалансированный рассудок, способность к самоконтролю и умеренности». Молитва, обитающая в сердце, должна соседствовать со здравым смыслом, обитающим в голове.

В другом послании апостол Павел пишет: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14:20). Другими словами, Павел призывает нас к интеллектуальной зрелости. Эта интеллектуальная зрелость подразумевает способность принимать здравые, взвешенные решения, ясно и беспристрастно анализировать жизненные ситуации, критически оценивать собственные и чужие идеи.

Конечно, здравомыслие не является главной добродетелью. Но без него другие добродетели зачастую обретают карикатурные черты. Стойкость становится упёртостью, смелость - лихачеством, щедрость - расточительством.

Именно поэтому, нам необходимо взять на себя ответственность за развитие навыков критического мышления, за искоренение собственных предрассудков и стереотипов, мешающих ясному, трезвому взгляду на мир.

 

www.twrradio.ru

Тэги:   жизнь церкви   Писание   мысли   
Еще читать