Наблюдая за тем, как разворачиваются глобальные процессы, ощущая масштаб и глубину цивилизационных сдвигов, мы хотим читать и понимать их в свете последних событий. Подобно апостолам, мы спрашиваем: «Когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3).
В поисках подсказок мы смотрим по сторонам на видимые знаки. И в этом смысле Израиль привлекает внимание как вершина айсберга, как видимая часть большой таинственной истории, глубинных мировых процессов.
Что мы можем знать, глядя на видимую часть? Стоит ли смотреть в сторону Израиля, ожидая каких-то знаков и признаков последнего времени? Нуждается ли Церковь в Израиле и его знаках для понимания последнего времени?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно прояснить отношения между Церковью и Израилем, а также поместить их в более широкий контекст темы Божьего Царства и Божьего народа.
Здесь возникает масса вопросов. Что значит «избранный», «Божий народ»? Это Израиль? Это Церковь? Это Израиль и Церковь вместе?
Пытаясь расставить все по местам, мы находим себя частью продолжающейся истории. И это не история Израиля или Церкви, это история Бога.
Бог открывал Себя через Израиль, затем явил Себя в Сыне Своем и пребывает в Церкви посредством Духа Святого. Он не ограничен ни Израилем, ни Церковью. Он созидает нечто несравненно большее, чем иудаизм или христианство, чем государственные или церковные структуры.
Говорить о Израиле так, будто мы живем во времена Ветхого Завета, – большая ошибка. Еще большая ошибка – мыслить о будущем по аналогии с прошлым.
Израиль не будет восстановлен в прежней роли, но он может быть и будет частью вселенского Божьего народа.
Если мы признаем, что Бог создает, собирает Свой народ из «остатка» Израиля и «церкви в церкви», то фокус нашего внимания должен быть прикован к «духовному Иерусалиму» и к «духовному Израилю».
Иначе мы легко впадем в замешательство, отвечая на вопрос, кто нам ближе: такие красивые ортодоксальные иудеи или же такие странные палестинские христиане? Иначе мы легко окажемся заложниками политических партий и государственных идеологий, которые обязывают христиан поддерживать Трампа и Нетаньяху, Израиль и США во всем, что бы они ни делали, будто уже не Бог является мерилом истины и добра, а сам Израиль стал золотым стандартом.
Мы должны ожидать не восстановления Израиля, но дальнейшей переплавки, пересортировки Израиля и Церкви. Все «избранные» народы, структуры и группы будут просеиваться и фильтроваться, чтобы из разных остатков собрался новый Божий народ.
Так в чем нам может помочь Израиль, если он отнюдь не святой и не главный в этой истории? Почему все же нужно смотреть в сторону Иерусалима? Что там можно увидеть, а чего нельзя?
Здесь нужно вспомнить неоднозначные слова Христа о природе знаков последнего времени. С одной стороны, Он советует следить за признаками скорого конца: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях (Мф. 24:32-33).
С другой стороны, Христос не советует метаться, выхватывая особенные места или события, потому что для бодрствующих и верных все нужное будет доступным, очевидным и понятным: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне ", - не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах ", - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:23-27).
Я вижу здесь прямое предостережение всем тем, кто претендует на эксклюзивное знание тайн и понимание знаков. Любопытный всегда попадается на крючок, увлекаясь конспирологией и увлекая за собой других.
Если мы хотим видеть за событиями истории что-то более интересное и сенсационное, чем библейского Бога, то мы очень сильно рискуем стать добычей разгоряченного воображения, чужих манипуляций или даже темных сил. Мы очень рискуем увлечься расшифровкой мнимых знаков и пропустить менее экзотические, но более важные напоминания относительно ежедневной практики веры и верности, бодрствования и трезвления.
Мы можем долго спорить, что означает восстановление государства Израиль (1948) в свете последнего времени, и при этом совершенно утратить чувство бдительности относительно ближайшей ямы или простейшего искушения. На мой взгляд, и те, кто идеализирует государство Израиль, и те, кто видит везде заговор жидомасонов, одинаково несчастны в своей наивности и столь же одинаково опасны в своей самоуверенности и агрессивности.
Тот, кто способен слушать Божье Слово и быть послушным ему, вместо того чтобы «ходить», где не надо, и «верить» всевозможным слухам, легко заметит, что государство Израиль не связано прямым образом с библейским Израилем как избранным народом, поскольку было основано на иных основаниях и руководствуется отнюдь не библейскими мотивами. Я не призываю относиться к государству Израиль хуже, я призываю относиться к нему без идеализации и демонизации.
Понимаю, что большинству эти рассуждения не интересны. Они готовы меня перебить вопросом: так ждать ли воссоздания третьего храма? Ориентироваться ли на строительство храма как на своего рода мировой будильник – можно пожить, пока не началось, а как начнется – каяться и срочно приводить дела в порядок?
Я не уверен, что библейский образ храма и возможное строительство нового здания в Иерусалиме напрямую связаны друг с другом.
Иерусалим был центром мира до тех пор, пока там было живое присутствие Божьей Славы. Сегодня Иерусалим не является центром мира, а если и является, то одним из многих центров мира.
Иерусалим не является святым, и новый храм не будет таковым. Называть территорию государства Израиль «святой землей» можно ровно настолько, насколько святой является любая другая земля любого другого народа. Каждый город может быть Иерусалимом, то есть быть частью той библейской универсальной истории, которая началась с Израиля, но им не ограничивается.
Если храм – это символ Божьего присутствия среди людей, то христиане знают, что такой храм не нужно строить или восстанавливать, поскольку Святой Дух соединяет избранных невидимым, но вполне реальным образом.
Строить третий храм захотят те, кого не устраивает храм Святого Духа, и они это делают уже сейчас – «тайна беззакония уже в действии» (2 Фес. 2:7). Многие лишатся своей души еще до того, как храм ложной религии будет построен. Не нужно ничего ждать, нужно спасать свою душу прямо сейчас.
Сегодня Господь созидает Свой храм не на горе и не в Иерусалиме, но в духе и истине (Ин. 4:21). Именно в невидимой духовной реальности разворачиваются основные процессы. Каким будет их зримое проявление – мы не знаем. Может быть, этот храм будет вовсе не из камня? Может быть, он будет виртуальным? Мы не знаем.
Дерзну сказать так: увлекаться темой Третьего Храма все равно что искать Святой Грааль. Если древняя чаша где-то и есть, она нам вряд ли нужна. Если храм и будет построен, он не должен занимать наше воображение и отвлекать от других дел и тем.
В заключение хочу сказать еще несколько слов о том, каким должно быть отношение Церкви к Израилю. Когда мы говорим: «Христиане – за Израиль», что это значит? За какой именно Израиль? За тот Израиль, который ожидает Мессию? Или за тот, который готов принять лжемессию (скажу еще так: каждый, кто верит в себя, в свое превосходство, уже принял лжемессию и стал лжемессией)?
Церковь и Израиль: что нужно пересмотреть в этих отношениях, чтобы мы были настоящими друзьями Израиля, честными и нелицеприятными?
Мы должны исповедовать грех антисемитизма и церковного эксклюзивизма, быть скромными в положении младших братьев. Мы не должны повторять ошибки Израиля в претензиях на особый статус, присваивать общее наследие, покупать или воровать первородство. Мы должны всемерно «помогать Израилю» и «желать мира Иерусалиму», но все это лишь в перспективе Божьего Царства.
Это значит, что мы не должны поддерживать ложные надежды и национальную гордость, основанные на идентичности имени-земли-крови; подменять Царство Божье национальными и глобальными политическими и религиозными проектами.
Это значит, что мы должны громко предупреждать об опасности смешения религии и политики, дорожить духовным родством и общим наследием иудео-христианской традиции, напоминать о вселенском замысле Бога, молиться не столько о благополучии государства Израиль, сколько о пришествии Божьего Царства, в котором будет место для всех нас – самых правильных иудеев, чудом спасенных язычников, невыносимых палестинцев и всех ближних и дальних, кого ни призовет Господь.
Нам не нужно ждать восстановления храма, нам нужно быть храмом. Нам не нужно спешить на поклонение в «святую землю», потому что вся земля святая.
Нам не нужно идеализировать Иерусалим, потому что каждый город может быть городом мира, если в нем найдутся праведники.
Нам не нужно обожествлять Израиль, потому что мы знаем Бога Израиля и Бога Церкви, и мы – Его единый народ.
Нам не нужно суетиться и метаться, мечтать и ужасаться, нам нужно быть верующими и верными в том, что нам уже открыто и доверено, и в том, что будет явлено и станет очевидным по воле Божьей и в нужное Ему время.
Телеграм канал газеты "Мирт": https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/