Главная / Статьи / Бог / Божье присутствие
Божье присутствие
Божье присутствие
24.04.2015
2197

1. Привычное чувство Божьего присутствия

Так как вы очень хотели, чтобы я поделился с вами методом, при помощи которого я достиг привычного чувства присутствия Божьего, которое наш Господь по Своей милости даровал мне, я должен прежде сказать, что сделать это для меня трудно, но, соглашаясь с вашими настоятельными просьбами, делаю это по прошествии некоторого времени и с условием, что вы никому не будете показывать мое письмо. Если бы я знал, что вы покажете его кому-то, то при всем моем желании вам помочь, я бы не написал его. Вот, что я могу сказать вам…

 

2. Всё мое за всё Божье

Во многих книгах я нашел различные методы роста в Боге и различные практики духовной жизни. Я обнаружил, что это только смущало меня, поскольку единственное, чего я по-настоящему хотел — стать вполне Божьим.

Так я решил отдать все мое за все Божье и, предоставив себя полностью Богу, чтобы освободиться от своих грехов, я отказался из-за любви к Нему от всего, что не есть Он; и начал жить так, как будто в мире нет никого, кроме Его и меня.

Иногда я представлял себя перед Ним как бедного преступника в ногах своего судьи, в другие времена я созерцал Его в моем сердце как моего Отца, как моего Бога. Я поклонялся Ему настолько часто, насколько мог, и хранил свой разум в Его святом присутствии и возвращал мои мысли сразу, как скоро обнаруживал, что они отошли от Него.

 

3. Возникающие трудности

Это упражнение было весьма болезненным, и все же я продолжал его посреди всех трудностей, стараясь не поддаваться беспокойству или гневу, которые вызывали блуждания моего разума. Это было моим постоянным занятием на протяжении всего дня вдобавок к определенному времени личной молитвы. Постоянно — каждый час, каждую минуту, даже во время напряженной работы я гнал из своего разума все, что могло прервать мысли о Боге.

Такой была моя обычная практика с тех пор, как я пришел к вере, и, хотя я делал это очень несовершенно, все же это упражнение мне сильно помогло. Я хорошо знал, что все мои успехи были только благодаря милосердию и благости Божьим, потому что мы не можем ничего делать без Него – особенно я.

 

4. Дружба с Богом

Когда мы верны в том, чтобы хранить себя в Его святом присутствии, видя Его постоянно перед собой, это не только воспрепятствует нам оскорбить Его или сделать что-нибудь неугодное Ему (по крайней мере, сознательно), но также порождает в нас святую свободу и, если можно так сказать, дружественные отношения с Богом, в которых мы просим и получаем и стоим в благодати, которая нам так нужна.

Частое повторение этих действий сделает их привычными, и присутствие Божье станет для нас естественным переживанием. Воздайте Ему благодарение вместе со мной за Его великую благость ко мне, которой я никогда не восхищался в должной мере — за многие блага к столь великому грешнику, как я.

 

5. Наилучший ответ

В книгах я не нашел описания моего духовного опыта, но это меня не смущало. Беседуя несколько дней назад с одним благочестивым человеком, я услышал от него, что духовная жизнь есть жизнь благодати, которая начинается со страха Божьего, растет надеждой вечной жизни и поглощается абсолютной Божьей любовью. По его словам, каждое из этих состояний имеет свои различные стадии, посредством которых можно достичь благословенного совершенства.

Я не следовал описанным им методам. Напротив, я обнаружил, что они препятствовали мне. По этой причине я принял решение всецело предать себя Богу как лучший ответ на Его любовь ко мне. Благодаря моей любви к Богу, я потом отказался от всего.

 

6. Одной веры достаточно

В течение первого года я часто проводил время в размышлениях о смерти, суде, аде, небесах и моих грехах. Так я жил несколько лет, по утрам занимая себя этими мыслями, а затем пребывая остальную часть дня, в том числе и во время работы, в присутствии Божьем. Я верил, что Он всегда со мной и даже внутри меня.

Потом как-то незаметно я начал делать то же и в мое особое молитвенное время. Этот опыт дал мне великую радость и утешение. Эта практика произвела во мне столь высокое почитание Бога, что одной веры стало достаточно, чтобы покрыть все мои нужды.

 

7. Источник и суть моих страданий

Таким было мое начало, и все же я должен сообщить вам, что в течение первых десяти лет я много страдал. Источником и сутью моих страданий было осознание того, что я не был посвящен Богу, как того хотел, а также прежние грехи, которые всегда были перед моими глазами, и великая, но незаслуженная мной милость Божья.

В это время я часто падал, но быстро вставал. Мне казалось, что все творение, рассудок и Сам Бог были против меня. И только одна вера поддерживала меня. Порой я был встревожен мыслями, что все благословения моего опыта были на самом деле заблуждением, поскольку я так легко достиг того состояния, к которому другие идут с такими трудностями. Иногда мне казалось, что все это было сознательным заблуждением, и даже что я могу потерять надежду моего спасения.

 

8. Привычная, тихая и тайная беседа

Я наконец достиг момента, когда хотел уже отказаться от моей практики, и в этот момент все изменилось, и моя душа, которая до этого была в смятении, пережила глубочайший внутренний мир, как будто она оказалась в самом центре покоя.

С тех пор я хожу перед Богом в простой вере, со смирением и любовью и стараюсь не делать ничего и не думать ни о чем, что могло бы вызывать Его недовольство. Я надеюсь, что поскольку я сделал то, что мог, Он сделает во мне то, что Ему угодно.

Что касается происходящего во мне в настоящее время, то я не могу выразить это. Я не испытываю никакой боли или трудности, потому что я не живу по своей воле, но по Божьей, которою пытаюсь выполнять во всем и которой я так предан, что не взял бы и соломинки с земли вопреки Его воле, или движимый каким-то другим мотивом, кроме чистой любви к Богу.

Я оставил все формы духовных дисциплин и установленных молитв, кроме тех, которые соответствовали моей практике. Мое повседневное дело — хранить себя в Его святом присутствии, в котором я держу себя простым вниманием и главным образом, любовью к Богу, которую я могу назвать реальным присутствием Божьим. Или, иначе выражаясь, я достигаю этого привычной, тихой и тайной беседой души с Богом. Это состояние часто проявляется через радость и восторг внутри, а иногда также и извне! Ощущения настолько сильные, что я вынужден подавлять их ради окружающих.

 

9. Полон милости и благости

Короче говоря, я уверен вне всякого сомнения, что моя душа была с Богом все эти тридцать лет. Я оставляю без внимания многое, чтобы не утомить вас, но все же думаю, что стоит рассказать о том, как я вижу себя перед Богом, Которого считаю своим Царем.

Я считаю себя великим грешником, заслужившим болезни и тление, совершившим всякие преступления против своего Царя. В раскаянии я исповедал Ему все мое зло и попросил Его прощения, предал себя в Его руки, чтобы Он сделал со мной то, что Ему угодно.

Этот Царь, полный милости и благости, весьма далек от того, чтобы наказывать меня – Он обнимает меня любовью, приглашает меня к Своей трапезе, служит мне собственными руками, дает мне ключ к Своим сокровищам. Он беседует со мной, и Ему это нравится, Он обращается со мной так, как если бы я был Его любимым. Так я вижу себя время от времени в Его святом присутствии.

 

10. Невыразимая сладость

Мой наиболее эффективный метод – это простое внимание, подогреваемое страстным желанием к Богу, к Которому я прилепляюсь с большей сладостью и наслаждением, чем младенец к груди матери. И если я наберусь смелости использовать это выражение, я могу назвать это состояние «на груди у Бога», поскольку там я нахожу невыразимую сладость, которую я испытываю на опыте.

Если иногда мои мысли отходят от Бога из-за необходимости или немощи, меня сразу призывает обратно к Богу внутреннее ощущение, такое очаровательное и восхитительное, что я боюсь даже говорить о нем. Я желаю, чтобы вы более обратили внимание на мою великую греховность, о которой вы вполне информированы, чем на великое благоволение, которое Бог дает мне — такому недостойному и неблагодарному.

 

11. Камень перед скульптором

Что касается моих часов молитвы — они есть только продолжение того же самого упражнения. Иногда я вижу себя, как камень перед скульптором, из которого он должен сделать статую: представляя себя таким образом перед Богом, я желаю, чтобы Он открывал Свой совершенный образ в моей душе и я стал совершенно подобен Ему.

В другое время в молитве я чувствую, как мой дух и душа возносятся сами без какого-либо усилия, и это продолжается до тех пор, пока они пребывают твердо укрепленными в Боге, как в центре и месте покоя.

Я знаю, что некоторые будут осуждать меня за бездеятельность, заблуждение и самолюбие. Я признаю, что это похоже на святую бездеятельность и может быть даже на счастливое самолюбие, если бы душа в этом состоянии была способна к нему. В действительности, пока душа находится в этом покое, она не может быть потревожена теми эмоциями, к которым она прежде была привычна и которые были ее поддержкой, но теперь скорее препятствует ей, чем помогают.

Я никак не могу согласиться, что это можно назвать заблуждением, потому что душа, которая таким образом наслаждается Богом, желает только Его. Если это заблуждение, то только Бог может исправить его. Пусть Он сделает то, что Ему угодно, а я желаю только Его, и полностью посвящен Ему.

 

Отрывки из книги «Практика Божьего присутствия»

 

--------------------------------

Николас Герман (1614-1691), позже известный как брат Лаврентий Воскресения, родился в бедной семье во французской провинции Лотарингия. Он не получил систематического образования, был солдатом и слугой, но несмотря на это, оставил после себя труд, вошедший в классику духовной литературы.

Став монахом-трудником Ордена Босых Кармелитов в Париже в 1666 году, он оставался им до самой смерти. Умер он в возрасте 77 лет, посвятив свою жизнь тому, чтобы научиться жить в постоянном переживании Божьего присутствия. Попытки сделать привычным состояние общения с Богом привели его к новым высотам духовной жизни.

Как первооткрыватель, брат Лаврентий обнаружил новое измерение духовной жизни, которое позже испытывали другие святые, такие как Фрэнк Лоубах и Томас Келли. Последователь мистической традиции, Лаврентий научился совмещать повседневную работу c особой духовностью. Работая на кухне, он был «слугой для слуг Божьих». Даже в самой суете и толчее кухонной работы он свидетельствовал: «Время работы для меня ничем не отличается от времени молитвы - в шуме и толчее кухни, где несколько человек могут одновременно просить меня сделать что-то, я переживаю Бога в не меньшей степени, чем когда я стою на коленях, принимая святое Причастие».

Никакой труд не мог стать для брата Лаврентия слишком тривиальным, поскольку он был способен превратить банальный кухонный шум в славное переживание Неба. Как Бенедикт или Бернард Клервосский (Bernard of Clairvaux) он умел сочетать работу с молитвой.

Предшествующий текст взят из его книги, которая была составлена уже после его смерти. Его аббат Жозеф де Бофор собрал письма Лаврентия и добавил к ним воспоминания о разговорах с ним. Возможно, никакая другая духовная книга не выражает столь красиво и столь просто радость от жизни в присутствии Божьем.

---------------------------------------------

«Удивительно, что такой простой человек мог написать такую экстраординарную книгу. Лаврентий называл себя «господином кастрюль и сковородок», поскольку его главная работа была в монастырской кухне. Однако, он превратил свою простую работу в «святилище настоящего момента».

Я надеюсь, его опыт нас воодушевит. Большинство из нас работают там, где мало гламура или престижа. Очень редко наши повседневные решения способны оказать какое-либо влияние на мировые события. Тем не менее, мы тоже способны познать это привычное чувство Божьего присутствия. И возможно, что этот опыт является самым важным».

Ричард Фостер,

Автор книги «Прославление дисциплины»

-------

Издательство "Триада" выпустило книгу Лаврентия Воскресения "Хождение пред Богом" http://www.triad.ru/index.php?chp=showgood&num=1387

Еще читать