Главная / Статьи / Бог / Не покидай нас, Господи!
Не покидай нас, Господи!
Не покидай нас, Господи!
27.04.2020
168

Не покидай нас, Господи! Особенно во времена смутные.

Анализируя свою жизнь, где-то в глубине души многие из нас понимают, что жить так дальше нельзя. Возможно, мы уже давно потеряли нечто главное в нашей жизни. Возможно, и наше христианство хромает на оба колена, хилое и убогое. Вероятно, и нам нужны радикальные перемены в отношениях с Богом и ближними. И хорошо, если совесть подсказывает, что музыка нашей жизни нуждается в корректировке, что в ней слишком много диссонансов и фальшивых нот, что нам необходимо пересмотреть свои цели и приоритеты. Ведь может оказаться, что не только храм каменный, но и храм нашей души уже давно опустел, оставлен Господом. А это значит, что мы потеряли Главное.

К сожалению, многие из нас живут в перспективе только земной, временной жизни. Нередко мы существуем в суете и томлении духа, крутимся, как белка в колесе, в погоне за призрачными целями, обольщаясь славой, накопительством, временными удовольствиями, показной роскошью. От зари до зари работаем на «кредитную историю», на собственную репутацию.

Современный «коммерческий Вавилон» всеми силами вовлекает нас в материализм, оцепенение материальными средствами. Сознание незаметно пропитывается идеями о преуспевании, благополучии, личном покое и благосостоянии. И даже “на карантине” мы наивно верим, что земное «светлое будущее» – не за горами.

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум.
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Минуты подобного внутреннего разочарования переживал не только русский поэт. Кстати, Александр Пушкин сожалел о «коварных стремленьях преступной юности», о самолюбивых мечтах, об «утехах юности безумной». Он сознавал, что «в пылу восторгов скоротечных, в бесплодном вихре суеты, о, много расточил сокровищ» он сердечных – «за недоступные мечты».

Пойдите «в народ», и вы услышите сонм голосов, вопрошающих: «Есть ли у нас будущее? Отчего так тоскливо живется в наши смутные, безверные дни? Отчего ностальгия порой находит даже на самых сильных и зрелых? Отчего внутренний раскол, страх, дисгармония души поражают современного человека? Чего ему не хватает? Что будет с нашими детьми? Что происходит с обществом?»

Не оттого ли все это происходит, что мы все дальше и дальше не просто уходим, а улетаем от Источника Жизни? Не оттого ли, что мы все больше и больше внутренне, духовно сиротеем, надеясь на себя и собственные силы, свою духовность и религиозные программы?

И водительство свыше для нас – чисто теоретическое, на уровне провозглашений. Но излученные нами акустические волны быстро затухают, в них нет духа жизни. А в реальной жизни – пустота, неудовлетворенность и горечь, даже при материальном благополучии.

Ведь душа без Бога – сирота. Наша достаточность – только в Нем. Без Бога и церковь сирота. Без присутствия и действия Его Святого Духа церковь превращается в бюрократический институт, бизнес-структуру, пыльный музей, клуб по интересам...

Не покидай нас, Господи! Особенно во времена смутные.

Мы забываем, что человек был создан для общения с Богом. И не случайно старец Силуан Афонский, размышляя о духовной жизни, писал:

«Душа моя жаждет Бога живого. Душа моя снова ищет насладиться Господом. О, непостижимая милость Божия: из праха создал Господь человека и вдунул в него дыхание жизни, и душа человека стала родная Богу».

Наша душа – родная Богу! И без общения с Ним мы никогда не достигнем гармонии в жизни, но всегда будем чувствовать себя ущербными. «Ты создал нас для Себя, и наши сердца мятутся пока не успокоятся в Тебе». Я искренне присоединяюсь к этому глубокому по смыслу исповеданию блаженного Августина, прозвучавшему на заре развития христианства.

Не покидай нас, Господи! Особенно во времена смутные.

Современный человек запутался в хаосе культуры (или бескультурья?). «Духовный Вавилон» опьянил его, сделал нетрезвым. Многие души блуждают во тьме, в лабиринтах жизни, не видя выхода, не видя просвета. Многие увлечены «прелестями» греховного, развращенного мира.

Многие уже давно перегрузили свою жизнь в виртуальные миры интернета. Им только кажется, что это их пространство. На самом же деле «черные дыры» всемирной паутины давно поглотили и запрограммировали часть современного общества на свой стиль жизни, на свою «ориентацию», повредив ум, опустошив душу, заразив информацией, которая необратимо изменяет личность человека, в особенности ребенка.

Не покидай нас, Господи! Особенно во времена смутные.

За все давно и не нами заплачено. Кому-то это выгодно и нужно. Кто-то давным-давно поставил цель – увлечь человечество «по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8), духовно опьянить и связать человеческую душу, ввести в зависимость – от яркого образа, звука и прикосновения, превратить попечение о плоти в похоть и порочную страсть.

Нас целенаправленно отвлекают от главного и от реальной жизни. Мы так заняты, что и дышать-то некогда! Нет времени думать о вечности, некогда поднять голову к небесам, наслаждаясь гармонией Вселенной, некогда заглянуть в глаза своим детям, любимым...

Некогда просто помолчать в Его присутствии. Вечная спешка и суета. Нередко даже в церквах так много шума и «программ», что мы не можем уловить главного - «что дух говорит Церквам» (Отк. 2:7).

Не покидай нас, Господи! Особенно во времена смутные.

Механизм переориентации общества запущен давно тем, кого Библия называет «человеком греха». Это и есть тайна беззакония в действии (2 Фес. 2:7). Прельщение и обольщение всегда сопровождают отступление от Бога.

«Кажется мне, что я заблудился в извилинах страшного лабиринта. Кричу, взываю, и нет мне отклика. Чем дальше иду, тем больше путаюсь. Где я? Что со мною будет, ежели и Ты меня покинешь, Господи?»

Перечитывая трилогию Дмитрия Мережковского под общим названием «Христос и Антихрист», нельзя не заметить, насколько глубоко автор отображает духовный путь христианства в истории. Путь сложный и неоднозначный, путь взлетов и падений. Ведь христиане – странники и пришельцы на этой земле. Пилигримы духа, они идут по узкому пути, по следам Христа, внутренне отделяясь от мира, где царит «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская...» (1 Ин. 2:16). Они ведут (но ведут ли?) духовную брань против тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. И на этом пути их подстерегает множество опасностей, соблазнов и прельщений. К сожалению, некоторые пилигримы попадают в лабиринты духовности.

Не покидай нас, Господи! Особенно во времена смутные.

Христианское странствие-паломничество есть прохождение жизненного пути пред лицом Бога, в Его присутствии. Только такая жизнь исполнена смысла, независимо от обстоятельств и переживаний. Духовное паломничество – это путешествие по неизведанной области, сопряженное с риском (лишениями, переживаниями, страданиями, скорбью). Но паломник, однажды принявший решение жить свято и честно, ни на что не взирает, хотя все видит; его жизнь не зависит от изобилия имения и социальных условий; он сознательно подавляет в себе склонность к накопительству и славе, умеет жить и в скудости, и в изобилии (Фил. 4:12). Ведь укрепляющий его Иисус – всегда рядом.

Для христианина скромность выражается во всем. Это и готовность избавиться от тревог и переживаний, вызванных чрезмерным количеством дел. Это и мера в развлечениях и отдыхе. Во всем – баланс и гармония. Это также отказ от уверенности в том, что только от нас зависит наше счастье, успех и спасение.

Христианское паломничество – трудное и непредсказуемое. Никто не гарантирует нам уюта и безопасности, никто не избавляет от реальности этого мира – болезней, страданий и смерти, несправедливости и голода. Но нас утешает сознание того, что мы на этом пути не одиноки. Мы не сироты! Мысль об «облаке свидетелей», оказавшихся верными до конца, до смерти, ободряет нас. Они – в вечности, со Христом. Мы – на земле и тоже со Христом! Ибо Он сказал: «Не оставлю вас сиротами, приду к вам» (Ин. 14:18); «...Я с вами, во все дни, до скончания века» (Мф. 28:20).

Мы призваны жить в перспективе вечности. Созерцание перспективы вечности не дает потонуть в мелочах повседневной жизни, омуте развлечений, особенно в греховных мелочах. Страх Божий избавляет нас от иррациональных/мнимых страхов, помогает избегать греха, отказываясь, воздерживаясь ради вечности от многого. Бог призывает Своих избранных оставить мирской стиль и образ жизни; оставить развращенное общество, ибо оно будет уничтожено.

«И услышал я иной голос с неба, говорящий: ВЫЙДИ ОТ НЕЕ, НАРОД МОЙ, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба...» (Отк. 18:4).

Круг моего общения... О чем я говорю больше всего? О чем думаю больше всего, чем озабочен? Что влечет меня и куда влечет? Кто меня влечет? Бог призывает Свой народ стремиться к горнему и не прилепляться ко греху.

Не покидай нас, Господи! Особенно во времена смутные.

И как сильно звучат в контексте наших размышлений слова старца Силуана Афонского:

«Душа, которая в полноте познала Господа и усладилась Им, уже ничего другого не пожелает и ни к чему не прилепляется на земле, и если бы ей предложили царство, не захочет она, ибо любовь Христова так сладка и так радует и веселит душу, что и царская жизнь усладить ее уже не может».

Не покидай нас, Господи! Особенно во времена смутные.

https://www.facebook.com/ivan.leshchuk  

Телеграм канал газеты "Мирт " - https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/

 

Еще читать