Главная / Статьи / Бог / Слава Богу и Его слава для нас
Слава Богу и Его слава для нас
Слава Богу и Его слава для нас
01.05.2020
498

«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113:9)
«Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу» (Пс. 72:24)
«Замысел Святого Духа не в том, чтобы представить нам Божью конечную цель многосторонней, но единой. … Великая цель Божьих дел … лишь одна … – слава Божья!» (Дж. Эдвардс, «О цели, ради которой Бог создал мир», VII).
«Обещания Писания…: мы будем с Христом… мы будем как Он… мы обретем славу…» (К. С. Льюис, «Бремя славы»).

Многие протестантские и евангельские верующие воодушевленно и однозначно провозглашают, что Бог делает все для Своей славы и вся слава принадлежит исключительно Ему. Мы читаем об этом в Писании (Еф. 1:12). Со времен Реформации девиз Soli Deo Gloria закрепился во многих протестантских кругах.

Дж. Эдвардс выразился фундаментально, что все дела и события, хотя и называются по-разному, объединены одной целью – слава Божья. Вестминстерское исповедание утвердило эту доктрину (2.1, 2; 3:3). Барт писал, что проблема как этики, так и догматики одинаковая – Soli Deo Gloria. Знаменитые проповедники, такие как Джон Пайпер, в свойственной реформатскому богословию всячески превозносят эту доктрину.

По мнению представителей реформатской традиции, это вероубеждение было призвано защищать Евангелие от пелагианства времен Августина и гуманистского арминианства времен Эдвардса. Человек, по ряду их богословских положений, не должен даже близко рассчитывать на какие-либо претензии на славу, положенную за участие в деле своего спасения.

С определенной точки зрения, с такими опасениями нельзя не согласиться. Но лишь с определенной. Забегая вперед, скромно замечу, что лишь урезанная библейская картина может оправдать почти паническое недопущение человека к мечте о славе или прикосновению к ней.

Практически невозможно представить себе христианина, который не согласился бы с этим акцентом. Осмысленно или лишь поверхностно – это другой вопрос, но едва ли не любое упоминание о славе Бога вызывает прилив трепетного страха и восторга у большинства христиан. И даже у многих неверующих людей. И это естественно и правильно.

Другое дело, когда мы переходим на уровень доктрин и проповедей, которые, разумеется, должны быть основанными на Священном Писании. На этом уровне от подготовленных служителей требуется ответственный поиск баланса между определенными традиционными и устоявшимися постулатами и синтезом реальных библейских данных. Постулаты и формулировки вероубеждений – это занятие, как правило, богословов-систематиков, приверженных своей традиции. А вот синтез, независящий от традиционных акцентов и однобокости, может привести к более сбалансированным взглядам на доктрины.

При прочтении библейских текстов без предубеждений, исходящих из того или иного догматического упора, мы, бывает, сталкиваемся с (кажущимся) противоречием. В нашем случае оно таково: Господь исключительно всё делает для Своей славы или людям тоже положена некоторая слава? Это улица с односторонним движением или все же с двусторонним?

Здесь стоит лишь на минуту остановиться и уточнить, что слово «слава» имеет разнообразие значений, хотя и родственных. Исследования библейских (древнееврейского и греческого) слов показывают, что это слово может нести такие смысловые нагрузки как свечение, излучение, присутствие, величие, впечатляемость, честь, репутацию, т. п. Здесь не место для скрупулезности (вещи, обычно очень полезной), но мы вправе предложить следующий общий вывод: в каком-то из этих положительных смыслов мы можем обладать славой, которой может и желает поделиться с нами Бог.

Те, кто настаивают на одностороннем движении славы, а именно – от творения к Богу, наверняка, сгоряча и почти инстинктивно воспротивятся концепции двустороннего движения. Но что же делать с библейскими текстами, которые явно говорят о славе, уготованной Богом для людей? Их либо не замечают, либо стараются отодвинуть в тень. Но справедливо ли это?

Исключительно ли о Божьем праве на славу говорил Павел в Еф. 1? Да, мы служим «к похвале славы Его», но здесь нет отрицания, что человек может быть допущен к славе. А вот утверждения такие встречаются регулярно. 1 Кор. 2:7: «Мудрость же мы проповедуем … премудрость Божию … которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (см. также 1 Кор. 15:40-41 и 1 Фесс 2:12). Да, источник этой славы не мы и не что-либо тварное, а Бог. Это заимствованная и дарованная слава. Но славу мы обретем и это «наша слава». Или Павел неправильно высказался?

И должно ли Soli Deo Gloria полностью вытеснять ту идею, что Божья слава отразится однажды и в нас? Комментаторы неизбежно и корректно уделяют внимание библейским текстам на эту тему, но далеко не все богословы говорят об этом глубоко и содержательно. Многим просто не позволяет это делать вышеупомянутый акцент. Но разве сам тот факт, что Божья слава не есть, по словам Георгия Флоровского, лишь «всемогущее управление Вселенной», но есть «кеносис, самоуничижение Бога славы», не побуждает нас мыслить, что слава Божья сделала это, чтобы нас вернуть на свой уровень? 

Людям не только позволено видеть, хотя и отчасти, славу Господню (как Моисею в Исх. 33), но и разделить ее с Богом, принять ее, войти в нее. Если Бог готов вести нас за руку, пусть даже фигурально выражаясь, то Его слава непременно отразится в нас каким-то образом (Пс. 72:23-24).

Старец Симеон, увидев младенца Иисуса, назвал Его «спасением Божьим.., светом к просвещению язычников и славой для народа Божьего Израиля» (Лк. 2:32). Апостолы видели в Иисусе как человеке «славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). И каковой же была миссия Иисуса, если не возвести нас в почетное славное положение вместе с Ним (Ин. 17:24)? Ведь Он не стыдится называть нас братьями (Евр. 2:11). И не можем мы не вспомнить также и такие слова из первосвященнической молитвы Иисуса: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17:22).

Предложу еще три простых богословских наблюдения.

Первое. Мы были созданы в условиях Божьей славы. Мы были в ней, жили в ней, испытывали ее на себе и сотрудничали с ней в лице самого Бога-Творца! (Быт. 1:26-28; Пс. 8:5, 6). Но мы отпали от нее, были лишены ее (Рим. 3:23). Вполне справедливо.

Второе. Богу нет необходимости «делать все ради Его славы», так как она Ему уже принадлежит по умолчанию, в силу самой Его природы. Да, Он демонстрирует ее, потому что Он полон славы, но Он не добивается ее, как порой провозглашают богословы. Бог не стяжает славу себе! «…Жив Я, и славы Господней полна вся земля … все, которые видели славу Мою» (Чис. 14:21-22). Да, мы воздаем Богу славу, но не потому, что ее без нас Ему не хватает, а потому что мы признаем ее де-факто. И другая причина для нашего восхваления Бога – это необходимость в постоянном напоминании нам самим, что Он есть Бог, а мы – нет.

И третье. Бог в Своей любви и благодати стремится вернуть нас, падших и неверных, в Свою славу! Он делает все, что считает нужным, именно для этого. Его суверенность проявляется именно в стремлении вернуть нас к Нему. Его благодать – это Его предложение Его славы нам! Это неописуемо великая и благодатная привилегия, которую Он готов нам даровать!

Посему предложу такой синтез: Бог, Которому в конечном счете принадлежит вся мыслимая слава, желает вернуть нас посредством Своих искупительных дел в Свою славу, принять нас в ней, разделить ее с нами. Это совершенно другой акцент, чем тот, что подразумевается в традиционном для многих провозглашении, что «Бог делает все ради Своей славы». И это очевидное библейское наблюдение, которое должно быть воспринято богословами, пасторами и проповедниками всерьез.

Мы учимся отражать Божью славу уже в этой жизни. Мы восприняли ее на себя. И пусть мы только примеряем этот «костюм», который так непривычно носить из-за его непомерной дороговизны. Но каково это будет, когда костюм придется нам впору и мы окажется в присутствии Самой Верховной Славы!

Жизнь – сложный феномен и, скорее, динамична и диалектична, чем прямолинейна и формально-логична. Едва ли мы можем когда-либо судить о жизни, как и о Божьих целях в ней, без амбивалентностей и однозначно.

Богу принадлежит вся слава. Да и аминь! Но для Бога столь же важно восстановить нас в положении Его славного творения! И мы должны желать того же, что желает Бог! Мы вступим однажды в наши приобретенные смертью и жизнью Христа права пребывать в Божьей славе. Как сказано в Послании к Римлянам 8:30: «Кого [Бог] оправдал, тех и прославил».

Этическая и практическая сторона этого вывода – предмет отдельных рассуждений. На суд читателя сейчас я представлю лишь два мудрых высказывания.

Дж. Тейлор (ум. 1667), сильно повлиявший на Дж. Уэсли своей книгой «Правила и упражнения в святой жизни и святой смерти», написал такие слова:
«Не дай тому, что началось хорошо и было предназначено для Божьей славы, пойти по наклонной и закончиться самовосхвалением, временным удовлетворением или грехом».
А Клайв Льюис высказался так:
«Я не забываю, насколько мерзко то, как это наиболее невинное желание [найти славу в присутствии Бога (прим. авт)] пародируется в наших человеческих амбициях … или превращается в смертельный яд самовозвышения» («Бремя славы»).

«Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
«Мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (1 Фес. 2:12).
«Петр … сказал мне: «Послушай, мой сын, Климент: Бог создал все для своей славы, и в этом убеждении мы и пребываем. Но слава тех, кто должным образом хвалит Бога, описана словами из Апокалипсиса [Иоанна]…» (Апокалипсис Петра, Эфиопский текст).

Телеграм канал газеты "Мирт " - https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/

 

 

 

 

 

Еще читать