Церковь вне политики?
Сегодня в постсоветском евангельском (и не только) христианстве (а определение «постсоветский» применительно ко многим церквам, как это ни странно, оказалось чрезвычайно оправданным) в качестве удобного лозунга активно стали повторять старое заблуждение о том, что «церковь вне политики».
Не будем сейчас вдаваться в подробности о том, откуда взялась эта мысль, которая так загипнотизировала верующих, что они повторяют ее как некую аксиому. Нормальное прочтение Библии не оставляет камня на камне от этого заблуждения.
Вера современников авторов библейских текстов – от самого древнего текста Ветхого Завета до самого последнего по времени появления текста Нового Завета – это вера, которая никогда не находилась вне чего бы то ни было, в том числе вне политики. Понятие «вне» – это не о библейской вере.
Бог Израиля имел дело именно с политикой: с обетованной землей, с исходом, с судьями и царями, с пленом и с освобождением из плена, и когда древний израильтянин говорил о деяниях Бога – все они были описываемы в очень конкретных исторических категориях, четко соотносящихся с вполне земными понятиями, в том числе политическими. Ибо вспомним, что лишь наша современность разделяет формы общественного сознания и полагает между ними непроходимые (насколько непроходимые?) границы: политику, науку, философию, религию, этику, право, эстетику… Для древних не было такого разделения. Сама мысль о «религии» «вне политики» для современника ветхозаветных пророков была невозможна.
Если не убеждает ветхозаветный контекст, обратимся к истории новозаветной. За что шли на смерть первые христиане? Ведь Рим был очень терпим в вопросах «религии».
Проблема была одна, и выражается она именно в политических терминах. Рим при всей терпимости требовал, чтобы Господом был признаваем император и никто иной. В этом плане вся беспринципность в вопросах «политики» современных христиан должна была бы оскорбить первохристианских мучеников.
А вот сейчас и поговорим об этой беспринципности.
Проявляется она довольно безобидно – на первый взгляд. Когда более двадцати лет назад я пришел в церковь, меня и тогда это несколько удивляло. Но лишь сейчас я увидел все катастрофические последствия наших привычек мышления.
И вот о чем я говорю. Если кто-либо в церкви, как оказывалось, имел политические взгляды, которые не лезли ни в какие ворота, об этом было просто не принято долго спорить. Это мелочи, условно говоря, если ты вздыхаешь по Советскому Союзу и голосуешь за коммунистов. Не будем тебя переубеждать. Не будем устраивать разделения и огорчения там, где можно без этого обойтись. Церковь вне политики, и нас все это вообще не должно интересовать.
Недавно я даже услышал грамотное обоснование подобной позиции (если только может быть грамотное обоснование заблуждения): один верующий человек, причем с юридическим образованием (и даже с богословским в придачу), говорил о том, что церковь призвана объединять людей, поэтому политических разделений в ней быть не должно.
Звучит красиво, и церковь действительно должна объединять людей, и делает она это из рук вон плохо (но об этом в другой раз). Но что означает «не должно быть» политических разделений? Как это «не должно быть» будет реализовываться на практике? Через замалчивание реальных проблем действительности? Через попустительство политологической безграмотности некоторых верующих? Через бесконечное повторение этого заклинания – «церковь вне политики»? А ведь само заклинание – просто удобный способ не очень сильно напрягаться в мышлении.
Одно дело «не должно быть», а другое дело – реальность, в которой, как мы видим, никакое единство невозможно, если его хотят достичь путем искусственного сохранения некоей «безразличной тишины». Сегодня многие предполагают, что отсутствие позиции – в лучшем случае, а в худшем – позиция лицемерия – это и есть реализация пресловутого тезиса «церковь вне политики».
Подумаем теперь о том, насколько это безобидно. Действительно, какая разница, за кого я голосую, как я оцениваю события в соседних странах и т. д.? Оказывается, отнюдь не безобидно, и вот почему. Дело в том, что в Библии достаточно явственно выражена та мысль, что вопросы земной власти почему-то очень интересуют врага рода человеческого, именуемого сатаной. То, к чему хотят остаться безразличными верующие, очень небезразлично для дьявола. Вспоминается и искушение Христа в пустыне, и весь контекст Откровения Иоанна, и многие другие тексты…
Можно ли иметь дикие политические взгляды, но при этом иметь «полный порядок» на «духовном уровне» своей жизни? Полагаю, что нет.
Приведу наглядный, жизненный и прискорбный пример. Во время очередных выборов приходит одна сестра в церковь и во всеуслышание говорит: «Мне было откровение: голосовать нужно за такого-то». После этого называется фамилия человека, о котором в принципе-то всем и все ясно. И возникает довольно прозрачный вопрос: если ты получаешь такие откровения, то от кого ты их получаешь?
Если сегодня мы проявляем безразличие, допускаем лицемерное замалчивание по поводу всего безобразия, творящегося с подачи властей, делаем вид, что все в порядке, что нас ничто не касается, то завтра люди, которые уже оказались во власти демонических сил по вине такой аморфной позиции церкви, эту церковь поведут и приведут к яме. Ибо «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».