Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Дед Зиновий / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / Дед Зиновий
Дед Зиновий
Дед Зиновий

История моей семьи

19.04.2016
7257

На фото: Невешкин Иван Николаевич с женой Феоктистой (Феша)

Мой прапрадед по маминой линии - Зиновьев Михаил Кузьмич - жил в ХIХ веке в Нижегородский губернии в селе Новоселки. Мужик был крепкий - кулак. Имел много земли, много скотины, лошадей, нанимал батраков.

Батраки были, как члены семьи: обедали за одним столом с многочисленным семейством, спали вместе с сыновьями хозяина. Свою дочь Татьяну (мою прабабушку) Зиновьев выдал замуж за своего батрака Николая — честного работягу и добрейшего человека. Сам дед Николай рассказывал (с маминых слов):

«Нам, наемным работникам, жилось хорошо, как «у Христа за пазухой». У Зиновьева было несколько торговых лавок. Мужик он был образованный и поэтому сам занимался торговлей. Привозил нам все необходимое, мы ни в чем не нуждались. Вот после революции мы действительно стали батраками! А Зиновьев обращался к нам по-доброму, да и все его уважали. Он пользовался большим авторитетом у односельчан — сельская интеллигенция... »

У Зиновьева Михаила была большая пасека в лесу, лес до сих пор так и называют — Зиновьев лес. По случаю торговых дел Михаил Кузьмич ездил как в Нижний Новгород, так и по всей Нижегородской губернии.

В Нижегородской же губернии было имение у полковника Василия Александровича Пашкова. Село Ветошкино находилось в нескольких десятках километров от села Новоселки. Рассказывают, что управляющий имением тоже был евангельским христианином.

Однажды в Ветошкино случился пожар, и погорели все дома. Граф Пашков построил всем погорельцам новые дома. Многие приезжали или приходили только для того, чтобы увидеть деревню, состоящую из одинаковых новых изб.

О том, что В.А. Пашков устраивал собрания в своих имениях в Нижегородской и Московской губерниях пишет Софья Ливен в своих воспоминаниях (С. Ливен «Духовное пробуждение в России», с.55).

Шерил Коррадо в книге «Философия служения полковника Пашкова» посвящает целую главу евангелизационной деятельности В.А. Пашкова. Автор приводит цитату из доноса обер-прокурора, обеспокоенного деятельностью полковника Пашкова в летний период в своем поместье Ветошкино Нижегородской губернии:

«... с 1876 г. занимался чтением народу Евангелия с изустными пояснениями; читал как в селениях, принадлежащих к его имению, так и в других соседних...» ( Ш. Коррадо «Философия служения полковника Пашкова», с.86-87)

Сейчас невозможно восстановить, где и каким образом познакомились дед Зиновий и В.А. Пашков (возможно, у Зиновьева была лавка в Ветошкино), но известно, что они встречались несколько раз и беседовали лично.

Дед Зиновий был старообрядцем, поэтому читал Библию только на старославянском. Василий Александрович, будучи евангельским христианином, подарил ему Библию на русском языке и предложил найти во всей Библии тексты, в которых говорится об иконах и обрядах хоть намеком. Дед Зиновий перечитал всю Библию от корки до корки, ничего не нашел относительно традиций старообрядческой церкви, поэтому был вынужден согласиться выслушать учение о спасение - Евангелие, которое проповедовал барин.

Дед Зиновий покаялся и стал серьезно изучать Библию. Используя свой авторитет, он стал приглашать на изучение Библии односельчан. Таким образом, в конце XIX столетия в Новоселках образовалась группа евангельских христиан.

Их почему-то называли молоканами, хотя к самому движению молокан они не относились. Евангельские христиане во время общепринятого поста употребляли в пищу молочные продукты, видимо, так и прижился где-то кем-то услышанный термин — «молокане».

 В доме Зиновьевых на постоянной основе проходили собрания, на которых изучали Библию, пели Псалмы и молились. Собиралось около 50 человек. На эти собрания нередко приходили «молокане» и из других сел. В.А. Пашков распространял Благую весть и духовную литературу по соседним селам.

Была небольшая группа в селе Чуфарово (километрах в 10 от Новоселок). В селе Ари (около 5 км от Новоселок) образовалась большая группа евангельских христиан с хором и проповедниками!

Незадолго до революции дед Зиновий стал продавать земли и лошадей, деньги пустил на образование сыновей: Алексей стал инженером-архитектором, Иван — учителем. Алексей жил в Москве и был расстрелян в 30-е годы за веру.


Зиновьев Иван Михайлович - сын деда Зиновия
 

В Новоселках собрания стали проходить в доме моего прадеда Николая и прабабушки Тани - дочки деда Зиновия. После Великой Отечественной войны они жили в семье своего сына Ивана. Иван Невешкин и его жена Веша были искренними христианами - это мои дедушка и бабушка (фото №3 и №4 ).


Сидят: Невешкин Николай Петрович и его жена Татьяна Михайловна - дочь деда Зиновия. Крайняя справа - их внучка и моя мама - 11-летняя Мария (1946)

 

 

 


Невешкины Иван и Феша с детьми, крайняя справа - моя мама-студентка (1955)

Они были очень добрыми, жили по евангельским заповедям. Их дом был буквально открыт для странников. Во время войны дедушка, будучи портным, шил и чинил мундиры высшему составу и, хотя дошел до Берлина, вернулся цел и невредим.

А вот у односельчан многие солдаты погибли на фронте. Дедушка и бабушка много помогали вдовам погибших. Причем бабушка Веша делала это тайно, так, что «правая рука не знала, что делает левая». Каждый вечер, когда на улице становилось темно, она относила крынку молока той или другой многодетной вдове, хотя у них самих было шестеро детей.

Когда я была маленькая и летом отдыхала в Новоселках, несколько раз слышала от старушек: «Твоя бабушка помогла нам выжить в послевоенные голодные годы!» Бабушка умерла в 45-летнем возрасте, а вот деда Ивана я помню очень хорошо — это внук легендарного деда Зиновия, уверовавшего через полковника В.А. Пашкова! До последних дней жизни он помогал семьям погибших на войне и одиноким бабушкам, это был добрейший человек.

В их доме каждое воскресенье проходили богослужения. Группа была зарегистрирована во ВСЕХБ (Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов). Мой дед Иван Николаевич Невешкин был руководителем группы и поэтому ездил в Москву в центральную церковь в Маловузовском переулке для решения различных вопросов, общался с Каревым.

В застойный период группа насчитывала до 30 человек. В конце 60-х годов в село Новоселки приехала семья пятидесятников с проповедью о крещении Духом Святым. Произошло разделение.

Считаю уместным рассказать о моей маме Марии Ивановне Маркиной (девичья фамилия Невешкина). После окончания педагогического училища мама была атеисткой и оставалась неверующей до 3-го курса педагогического института.


Невешкина Мария на 4 курсе Пединститута (1958)

Но, видимо, то, что было заложено в детстве, та христианская атмосфера и любовь, не могли исчезнуть бесследно. Благодаря тому, что мама снимала комнату у верующей женщины, она как бы случайно познакомилась с христианской молодежью. Она непроизвольно сравнивала христианскую молодежь со своими неверующими знакомыми и друзьями — сокурсниками: ее озадачивал внутренний свет и любовь, которые она видела в христианах.


Маркин Алексей и Невешкина Мария с молодежью города Арзамаса Горьковской области (1957-1958)

На 3 курсе мама уверовала, а по окончании 4-го курса вышла замуж за Алексея Маркина ( фото №7), который был членом горьковской баптистской общины (в СССР Нижний Новгород именовался городом Горьким).


Маркины Алексей Сергеевич и Мария Ивановна (Невешкина) - правнучка Зиновьева М.К.

На 5-м курсе мамой заинтересовались власти. За четыре месяца до окончания пединститута ее вызвали в КГБ и провели с ней многочасовую «беседу». Сначала ей предложили отречься от Бога, потом уговаривали верить в душе, но не «афишировать» свои убеждения, предлагали сотрудничество, обещая успешную карьеру; пытались запугать угрозами, даже приставляли пистолет к виску, но мама сказала, что с Богом ей не страшно умереть, а вот жить без Него она уже не сможет.

Маму отчислили из института незадолго до его окончания. Но Бог благословил нашу семью: все пятеро детей — христиане. Папа служил в баптистской церкви дьяконом, потом был избран пастором.

Группа евангельских христиан до сих пор существует в Новоселках и насчитывает около 20 человек (само село Новоселки уменьшилось в 3 раза). Это плод евангельского пробуждения, активным благовестником которого был полковник Василий Александрович Пашков и, конечно, мой прапрадед Михаил Кузьмич Зиновьев.

 

Тэги:   призвание   жизнь церкви   Бог   
Еще читать