Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Для Христа и Его Царства: целостная миссия и жизнь / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / Для Христа и Его Царства: целостная миссия и жизнь
Для Христа и Его Царства: целостная миссия и жизнь
Для Христа и Его Царства: целостная миссия и жизнь
28.09.2017
2194

Хочу сразу же сказать: миссия становится возможной и жизнь обретает смысл лишь в перспективе Царства. Царство было главной темой проповеди Христа, было той рамкой, в которой все прочие темы находили свое объяснение. Мы не можем правильно учить о спасении или «Великом поручении», тем более не можем соучаствовать в этой «миссии Бога», если тема Царства остается для нас закрытой.

Христианская жизнь достаточна трудна, а миссия порою кажется невыполнимой. Ученики, услышав слова Христа об узком входе в Царство Божье, растерялись: «Кто же тогда может спастись?» (Лк. 18:26). Петр поясняет их замешательство: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою». Неужели этого мало? Неужели и мы рискуем остаться ни с чем? Где и когда мы сможем собрать плоды посеянного, результаты труда, воздаяние за добро?

Христос отвечает, что все во власти Божьей: «Невозможное человекам возможно Богу». Сроки неизвестны, подсчеты неуместны.

Но при этом Он ободряет: жертва «ради Царства Божия» не останется без награды. «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век, будущий жизни вечной» (Лк. 18:29-30).

Все это – и спасение, и награда, – даются Богом и «в сие время, и в век будущий жизни вечной».

Вслед за первыми учениками мы не можем не спросить: что значит такая целостная жизнь и всецелая отдача «ради Царства Божия», какая награда возможна уже в «сие время», где и в чем мы можем видеть Царство посреди нас?

Христос ответил, что частично Царство и его благословения доступны уже сегодня. Но в полноте мы вкусим их в веке будущем. Эту двусмысленность хорошо поясняет авторитетный богослов Джордж Лэдд:

«Царство Божье – искупительное правление Бога… это Царство, которое будет явлено в результате апокалиптического акта в последние времена, уже вошло в историю человечества в лице и деяниях Иисуса ради преодоления зла, избавления людей от его власти и дарования им благословений Божьего правления. Царство Божье включает в себя два великих свершения: в рамках истории и в конце ее» (Лэдд, 107).Таким образом, «Царство, которое в свое время настанет в апокалиптическом могуществе, как предсказано у Даниила, скрытно уже вошло в мир заранее, чтобы тайно действовать внутри людей и среди них» (Лэдд, 110).

Лэдд предлагает понимать притчи Христа о Царстве (Мф. 13) в одном простом смысле: Божье Царство незримо растет прямо посреди нашей обычной жизни.

Христос поясняет притчами одну простую истину: Царство Божье приходит не в результате кровавой революции, но через органический рост. Царство уже здесь – малое и неприметное, но растущее, влиятельное и драгоценное. Как зерно, закваска, закопанное сокровище, драгоценная жемчужина, невод с разной рыбой.

Люди хотят всего и сразу. Но Божье Царство прорастает сквозь нашу историю, меняя нас и наш мир изнутри.

Простые люди не видят Царства, но мы должны его видеть. Это особое несчастье – не видеть очевидное присутствие Божьего Царства здесь и сейчас. И это особенное, ни с чем несравнимое блаженство – переживать реальность Царства изнутри наших ежедневных ситуаций. «Огрубело сердце людей сих, и ушам с трудом слышат, и глаза свои сомкнули… Ваши же блаженны очи, что видят, и уши, что слышат» (Мф. 13:15-16).

Христос возвещал о Царстве. Но что мы спустя две тысячи лет христианской истории, церковных традиций и богословских дискуссий знаем о Царстве? Как мы можем послужить Христу и тому Царству, о котором Он так вдохновенно проповедовал? Где мы и где Христос, где церковь и где Царство? Что делаем мы и что делает Он?

Он делал лишь то, что делал Отец. Мы должны делать вместе с Ним. Быть частью Его, причастными Его жизни, соучастниками Его миссии.

Итак, мой первый тезис – о правильной перспективе, в которой все обретает Божественный смысл: нам нужно посмотреть на свою жизнь и на миссию в перспективе Божьего Царства, которое присутствует уже здесь и сейчас, но при этом зреет к своему полному торжеству.

Второй тезис – о нашей человеческой ответственности за пришествие Царства: мы должны не только видеть его, но и молить «Да приидет Царствие Твое»; не только проповедовать о Царстве, но и трудиться для Царства. Весь характер нашей миссии прямо связан с природой Божьего Царства.

Третий тезис – о целостности нашей жизни и миссии, которая основывается на Триединстве Бога, единстве искупленного Им мира и гармонии Божественного замысла о нас.

Царство Божье – это полнота жизни, в которой Бог занимает центральное место и становится всем во всём. Это Царство охватывает все-все-все. И эта всеохватность Царства означает всеохватность нашей миссии, целостность нашей жизни, полноту посвящения.

Нет святых и не-святых мест, чистых и грязных сфер. Весь мир во всех измерениях, сложных ситуациях и темных эпохах является миссионерским полем Бога, пространством миссии Бога. Вот почему церковь должна благословлять своих детей служить по обе стороны своих стен, особенно по внешнюю сторону. Служить не только словом, но и делом; не только что-то делать, но и просто быть, своим присутствием светить, солить, заквашивать.

Царство Бога приходит и проявляется многоразличным образом. Бог действует по-разному, в том числе потому, что Он содержит мирное и обогащающее различие в Себе. Единство и многообразие нашего христианства обусловлено Самим Богом, Его Триединством.

Христос проповедовал о Царстве, выполняя волю Отца и предрекая пришествие Духа. В первой церкви было все: «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа» (2 Кор. 13:13).

Триединство, которым мы характеризуем Бога, – это краеугольный принцип жизни и служения христианина. Мы не можем служить Христу, не понимая и не принимая власть Отца и водительство Духа. К большому сожалению, жизнь и миссия сегодняшних христиан лишены Божественного Триединства. Это находит отражение даже в наших молитвах, когда мы молимся во имя Иисуса, опуская имена Отца и Святого Духа, разрывая их единство. Тем самым мы лишаемся многих благословений.

Иногда мы забываем о том, что Бог – разный, точнее многоразличный. Он не только всепрощающий Сын, доступный, добрый, человечный, но и Отец – всемогущий Творец, грозный и непостижимый. А еще Он – вездесущий Дух, Который «дышит, где хочет».

Целостность нашей жизни открывается лишь в покорности Триединому Богу. Целостная жизнь – это жизнь, подчиненная Богу, преображенная Христом и направляемая Духом. А целостная миссия – это миссия, в которой, помимо наших богословских убеждений, мы проявляем целостность своей личности.

Важно знать, что целостность не означает жесткой прямолинейности, показной принципиальности, революционного запала. Иногда целостность требует спокойной рассудительности, трезвой оценки, взвешенного компромисса. В связи с этим реформатский богослов Джеймс Смит говорит о «верности в компромиссе» («faithful compromise») и приводит в пример уже упомянутого нами пророка Даниила, который был принципиальным и бескомпромиссным в отношении личного поклонения Богу, но в других случаях он позволял себе не быть идеалистом.

Почему Даниил не был однозначно принципиальным? Смит поясняет это особенностью времени и обстоятельств: «Он поступал так, потом что не имел иллюзий, будто Вавилон – это Сион. Вместо этого он стремился быть верным Богу Сиона и при этом желал благополучия городу своего изгнания (Иер. 29:7). Но это никак не значило, что он мечтал превратить Вавилон в Сион”.

По мнению Смита, бескомпромиссность в личном отношении к Богу вполне может соседствовать с компромиссами (не отменяющими верности Богу) в публичной сфере. В самом деле, мы мало что можем изменить в общественной жизни, институтах, лидерах, законах, ценностях. И это делает нас скромными в самооценке, что может послужить на благо нашей целостности.

В то же время мы должны мечтать о большем, чем о свете одной свечи или щепотке соли. Мы не можем превратить Вавилон в Иерусалим, но можем сделать имя нашего Бога известным и почитаемым даже в Вавилоне. И Даниил это смог сделать – благодаря своей верности Богу и благодаря своим разумным компромиссам.

Как нам стать целостными? Позволить Триединому Богу использовать все грани и способности нашей личности для служения Его Царству. Богу нужна не только моя церковная проповедь, но и мое свидетельство о Нем на рабочем месте. Он взывает не только к моей вере, но и к моему воображению. Он хочет видеть в нас не только любовь к истине, но и чувство прекрасного. Царство Божье может проявиться прямо в кабинете, огороде, семье, больнице, школе.

В Божье Царство может войти лишь тот, кто готов ему отдаться без остатка. Трудно богатому войти – миллионы мешают. Но и бедному мешают – пятаки. Умному мешают сомнения. Глупому – самоуверенность. Но Богу нужно отдать всего себя. Он приумножит пятаки и миллионы, разберется с нашими сомнениями и самоуверенностью.

Бог принимает в Свое Царство и позволяет служить Себе лишь тех, кто готовы отдать все – свою душу и весь мир. Ведь они и так принадлежат Ему. «Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня, сбережет ее» (Мф. 10:39).

Эти слова Христа я склонен читать вместе с другими текстами: «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13:12), «Надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25:26-30).

Если мы отдаем Богу лишь свое покаяние спасения ради, если мы все остальное закапываем, если мы всю жизнь тратим лишь на протирание церковных скамей, то мы негодные рабы и неверные управители.

Завершая свои размышления о миссии в свете Царства, я хотел бы напомнить финальные слова евангелиста Матфея: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам… »(28:19). Обратите внимание, как эти последние слова перекликаются с одним из первых наставлений, которые Иисус давал призванным апостолам: «Идите… Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10:6-7).

Пришло время соединить «Великое поручение» и «проповедь Царства». Пришло время понять, что речь идет не только о спасении души, но о таком Господстве Христа, когда «и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28). Павел говорит здесь о крайней претензии веры, о бессмертии, которое начинается в Иисусе прямо здесь и сейчас, в акте доверяющей веры, и которое никогда-никогда-никогда не заканчивается. Только такая вера, претендующая на все, – на всю полноту жизни и на всю вечность, – может быть оправданной, иначе «какая мне польза?» (15:32), иначе «мы несчастнее всех человеков» (15:19). Только такой максимализм веры позволяет покоряться всецело Ему, обретая в Нем цельность и целостность жизни, чтобы затем «во имя Его покорять вере все народы» (Рим. 1:5).

«Великое поручение» и есть ни что иное как проповедь Царства, и в отрыве от него теряет свою силу. Если мы забываем о Царстве, то мы учим не «всему, что Он повелел нам», а лишь тому, что нравится людям и нам самим. Так мы закрываем Царство в своих храмах и традициях, личных переживаниях и книжных истинах.

Сегодня перед нами стоит величайший вызов: проповедовать то, о чем проповедовал Христос, – проповедовать Царство. «Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь» (Мф. 6:13).

Еще читать