Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Кратко о Церкви / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / Кратко о Церкви

«…вы – тело Христово…» (1 Кор. 12:27)

Чем дальше мы продвигаемся в чтении Нового Завета, идя от Евангелий к Посланиям, тем явственнее становится, что христианство – это явление, реализующееся как в жизни отдельного человека, так и в жизни общности людей – в Церкви.

В начале 90-х годов открытие границ для проповеди Евангелия, рост количества и численности христианских Церквей, новизна – все это создавало эффект небывалой свежести. Казалось, что так будет всегда. Церковь стремилась расшириться, постоянно звучали призывы к евангелизации. И эти призывы были вполне оправданны: духовный голод после многих лет официальной пропаганды атеизма был столь силен, что люди тянулись к проповедям, книгам, знаниям о Боге. Экономическая нестабильность обостряла жажду по Богу, свету, чистоте – все были равны в своей духовной и материальной нищете и все стремились познать…

Однако 90-е годы завершились. Наступили 2000-е годы с их социальной и экономической стабилизацией. Люди стали другими: поиск 90-х сменился равнодушием. Библия перестала быть дефицитной книгой – ее доступность, поверхностное знакомство с ее содержанием произвели эффект всезнайства: теперь все всё знают и никто ни в чем не нуждается.

Постмодернистский Запад добавил в общественную среду элемент безразличия к Истине – теперь она у каждого может быть своя (значит, она у каждого уже есть). А материальный достаток усыпил человека, сделав его пассивным и инертным.

В такой среде евангелизация становится для общества чем-то инородным и ненужным. Церковь снова оказывается в плотном кольце – только теперь не враждебной атеистической пропаганды, а плюралистического сытого равнодушия.

А что происходит в самой Церкви? Ее евангелизационная интенция постепенно сходит на нет – и что остается? Каковы формы существования Церкви вне евангелизационой деятельности – этого экстенсивного пути роста Церкви? В чем заключается сущность Церкви и каковы параметры ее функционирования?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, следует обратиться к Посланиям Нового Завета, где четко указаны определенные параметры церковной жизни. Эти параметры касаются как формальных сторон жизни христиан, так и содержательно-сущностных.

Об организационно-формальных сторонах читаем:

  • «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16).
  • «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16).
  • «…Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26).

Очевидно, что речь идет о личном взаимодействии христиан друг с другом. И целью такого взаимодействия является назидание.

Но также в Посланиях дается определение сущности Церкви, это организм с единой нервной системой, где радость и боль одной клетки отдается во всем теле. Читаем следующее:

  • «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово…» (1 Кор. 12:26,27).
  • «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12:15).

Какая же высокая степень единства Церкви предполагается в этих отрывках из Нового Завета!

Есть две прекрасные книги, изданные на русском языке: Г. Смолли и Дж. Трент «Благословение» (Мирт, 2007) и Л. Крабб «Целительная сила общения» (Триада, 2008). Вот некоторые выдержки из этих книг, указывающие на то, какой Церковь быть не должна и какой Церковь может быть. (С горечью необходимо отметить, что чтение книг в Церкви не популярно. Люди не читают книги и более того – не считают нужным делать это; их не воодушевляют к чтению с кафедры, со страниц печатных изданий. Полагаю, что так же к чтению относится и подавляющее большинство проповедников – их проповеди чаще всего скучны, безжизненны; горизонты их понимания, видения истины не выходят за рамки их личной интерпретации Писания.)

Г. Смолли и Дж. Трент приводят историю обратившегося в христианство человека по имени Джим, которого равнодушие церковной среды привело к духовному крушению и уходу в мир. Вот как авторы описывают опыт этого человека в Церкви – привожу ряд цитат (курсив мой – И.М.).

  •  «Смущало и огорчало его то, что после проповеди он не чувствовал в окружающих теплоты и заинтересованности» (стр. 171).
  •  «Не имея ни одного друга-христианина, он чувствовал себя все более и более одиноким. Когда Джим пытался завязать разговор с кем-либо в церкви, то сразу же после «привет, как дела?» начинались мучительные поиски темы для разговора» (стр. 171).
  •  «… Джим чувствовал себя среди верующих в церкви более одиноким, чем среди игроков в зале для боулинга» (стр. 172).
  •  «…не зная в церкви никого, кто проявлял бы хоть какой-то интерес к его жизни, Джим стал проводить все больше времени со старыми приятелями» (стр. 172).
  •  «Джим перестал посещать воскресные занятия и приходил только на воскресные собрания. Проходили недели, но никто из занимавшихся вместе с ним не позвонил, чтобы спросить, почему он пропускает занятия, никто не остановил его после собрания. <…> для Джима их равнодушие означало одно: им просто нет до него дела» (стр. 172).
  • «…никто не заметил отсутствия одного человека, который все больше отдалялся от общины …» (стр. 172).

На мой взгляд, очень типичная ситуация для большинства Церквей: образовывается структура, которая существует уже независимо от того, есть ли среди людей ОТНОШЕНИЯ. Люди не любят друг друга. Но ведь это уже не Церковь, не собрание христиан!

А вот, что пишет о Церкви Л. Крабб – снова позволю себе ряд дословных выдержек из текста (курсив мой – И.М.).

  •  «Я сейчас все больше склоняюсь к мысли, что под словами «ходить в церковь» в первую очередь подразумевается особое участие в жизни наших братьев и сестер. Мне кажется, что одной из главнейших задач церковной общины является обеспечение возможности единения между ее членами» (стр. 8).
  •  «Я молюсь, чтобы по мере того как будет углубляться наше понимание общности и единства, церковная жизнь становилась бы для нас важнее всего на свете. Я молюсь, чтобы она была наполнена деятельностью по созиданию «малых братств» – общин, где люди едины, и их сердца открыты друг для друга» (стр. 12-13).
  • «Мне кажется, что настало время уделить самое пристальное внимание отношениям между членами Церкви. Чем мы делимся друг с другом? Что мы удерживаем внутри себя? <…> Пришло время осознать, что именно в Церкви происходит высвобождение той преобразующей и исцеляющей силы, которую Бог вложил в сердце каждого члена христианского братства. Это братство Иисус назвал Своим Телом. Подобно многоклеточному организму, оно составляется из огромного числа верующих людей, каждый из которых тесно соединен с немногими ближними» (стр. 9-10).
  •  «Я вижу христианскую Церковь как братство, в котором люди ищут подлинного общения. В этом общении мы обмениваемся целебными веществами: я отдаю вам силу, которую Бог вложил в меня, а вы изливаете в мою душу благо, которым Он наделил вас» (стр. 7).
  • «Без любви, мудрости и участия других людей мы не сможем состояться как личности» (стр. 19).
  •  «…за внутренней борьбой человека стоит нечто большее, чем простое упрямство или слабая воля, которую следует взять в ежовые рукавицы. Под ворохом всех психологических и житейских проблем скрывается душа, израненная и страдающая. Она нуждается в подпитке жизненными силами, которую способно дать только братство верующих. Если она не припадет к этому живительному источнику – то погибнет» (стр. 14).
  • «Вместо того чтобы лечить психику или осуждать грешников, мы должны напоить одинокую душу живой водой, которая доступна только в общности, единении и братстве» (стр. 14).

Безусловно, что это описание идеальных параметров существования Церкви. Но, к моему огромному огорчению, за более чем два десятка лет мне не довелось увидеть в Церкви даже знания о том, что так должно быть. Люди не читают книги! Мне довелось побывать в различных Церквях (харизматическая, пятидесятническая, баптистская) – и везде (независимо от деноминации) одна и та же внутренняя сущностная модель – закрытость и отчужденность вкупе с неграмотностью. Но где же те, кто видит Церковь по-другому и стремится такую Церковь однажды увидеть на практике?

  • «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Вот, что должно отличать Церковь. И тогда ненужным станет приглашение людей в Церковь, навязчивая евангелизация – они сами придут, увидев другой образ жизни. Потому что, к сожалению, на сегодняшний день неверующие люди чаще помогут друг другу и выслушают друг друга, чем это сделают друг для друга христиане. И неверующие сделают это просто, по-человечески, без того, чтобы высокопарно называть это служением.

В мои цели не входила критика Церкви и, безусловно, эти размышления ни в коей мере не претендуют на статус сколько-нибудь последовательного исследования состояния общества и Церкви. Это набросок, в котором, полагаю, будет видна общая направленность моей мысли.

Sapienti sat.

P.S. В фильме «Река внутри» (2009 год, режиссер З. Хит) главный герой говорит об одном регулярно посещающем Церковь подростке, которого глубокие личностные проблемы привели к попытке покончить с собой: «…его никто не обнимал целых девять лет. Я не знаю, как такое могло произойти?!»

 

Автор статьи будет рад любым комментариям и отзывам. Адрес для писем: makarenkiva@rambler.ru 

Телеграм канал газеты "Мирт" - https://t.me/gazetaMirt

 

 

Тэги:   мысли   жизнь церкви   
Еще читать