Главная / Статьи / Церковь / Фестиваль «Преображенские встречи»
Фестиваль «Преображенские встречи»
Фестиваль «Преображенские встречи»
24.08.2019
355

В канун праздника Преображения Господня неохватный зал Конгресс-центра в московском парке «Сокольники» вместил в себе почти четырехтысячное собрание. Все это многоликое собрание молилось, возносило хвалу Господу пением и с благоговением внимало слову Евангелия. Так начинался уже ставший традиционным ежегодный фестиваль «Преображенские встречи».

Организатор подобных духовно-просветительских фестивалей – Преображенское братство, переросшее в последние годы в Содружество малых братств. Это уникальное духовное движение за открытость, обновление и полноту церковной жизни, которое зародилось еще во второй половине 60-х годов прошлого века и сформировалось к началу 90-х. Его основателем, попечителем и авторитетным духовным лидером стал священник Георгий Кочетков. За евангельско-реформистские устремления и духовное творчество священнику пришлось претерпеть немалые гонения.

Магистральная тема нынешнего Международного духовного форума – «Время мира». Тема эта актуальна для любой эпохи, не исключая и нашу. Ведь всплеск агрессии, вражды и зла в той или иной форме, по слову Христа, «из сердца исходит» (Мф. 15:18). Опираясь на учение Христа, председатель Преображенского братства и один из главных организаторов Фестиваля Дмитрий Гасак писал в Обращении к участникам:

«Человеческое миротворчество не будет прочным и надежным, если не будет обретен Источник мира в наших сердцах. Мир – это не только отсутствие войны, но и активное созидательное начало в каждом отдельном человеке и в человеческих сообществах».

Для обсуждения жизненной темы во многих ее аспектах, кроме общих пленарных собраний, в рамках Фестиваля работало 26 секций-площадок. Участники живых дискуссий сходились во мнении, что «Время мира» связано с усердной проповедью Евангелия мира, мира через осознанную и глубокую веру в Иисуса Христа и практическую жизнь по Евангелию сегодня.

Для того чтобы Евангелие достигало многих душ, необходимо литургическое возрождение, то есть перевод богослужения на язык, понятный нашим современникам, увеличение доли проповеди и общего пения в структуре богослужения. Согласно древним церковным уставам, проповедь должна следовать после каждого прочтения отрывка из Священного Писания за литургией. Обучение новообращенных основам Евангелия, как обязательное условие для вхождения в церковную общину.

Участники Фестиваля составили петицию в адрес Патриарха о претворении в жизнь постановлений Поместного Собора 1917-18 г.г. по поводу желательности русификации богослужения.

Одна из ключевых площадок – «Правда о прошлом ради настоящего и будущего». Здесь активно обсуждались вопросы: Как относиться к трагическим событиям XX века? Возможно ли говорить горькую правду, чтобы она не вызывала разделений между людьми?

Участники дискуссии приняли проект Обращения к общественности с призывами: Честно и максимально полно осознать и трезво оценить трагические события XX века как нашу общую беду, признать ответственность каждого за прошлое своего рода и всей страны, признать необходимость общего и личного покаяния за преступления советского режима.

В качестве художественной иллюстрации затронутой тематики была представлена литературно-музыкальная инсценировка о невинных жертвах репрессий с чтением стихов замученного в ГУЛАГе поэта Осипа Мандельштама и других поэтов-мучеников.

О способах оживления исторической памяти шла речь на площадке «О преодолении трудного прошлого». Григорий Юдин, научный сотрудник Московской высшей школы социальных и политических наук, указал на два вида исторической памяти: государственную, акцентированную на историю побед, на героизацию, и народную, сохраняющую историю рода, семьи, города, села, края. Если первая сплошь идеологизирована, то вторая намного свободнее от идеологических шор. Это память гражданского общества.

По мнению организаторов дискуссии, для излечения от тяжелых исторических травм необходима точная диагностика исторической памяти, изучение опыта других стран, коллективное переживание трагических страниц прошлого.

Основной путь к оздоровлению общества от кровоточащих ран прошлого был отмечен в проповеди священника Георгия Кочеткова на торжественном открытии Фестиваля:

«Нужно предусмотреть возможность мирного перехода от советской и постсоветской истории к нормальной жизни. Но это абсолютно невозможно без Бога, без Христа, без Церкви с большой буквы, без христиан, без братских отношений, без общения, без самоотверженного служения. Мы не ходим на демонстрации, не занимаемся политикой. Но мы хотим быть миротворцами».

В разнообразных программах Фестиваля неоднократно подчеркивалось, что время мира – это время покаяния. На заключительном праздничном богослужении священник Георгий Кочетков, следуя примеру библейских служителей Господних Ездры, Неемии, Даниила, произнес во всеуслышание глубоко прочувствованное покаянное слово от лица всего многочисленного собрания.

А перед ним на сцену выходил представитель еврейского народа Лев Шипман. Человек преклонных лет свидетельствовал о приходе к вере в Иисуса Христа и молился о духовном пробуждении евреев, которые отвергли Иисуса как Мессию и Божественного Спасителя.

За последние годы Свято-Филаретовский православно-христианский институт издает и предлагает для изучения труды известного религиозно-общественного деятеля Николая Неплюева (1851-1908). С конца XIX века Неплюев организовал в Черниговской губернии «Крестовоздвиженское братство» на евангельских началах. Молодой Иван Проханов какое-то время трудился в общине Неплюева, радуясь появлению в России такого человека:

«Среди пустыни кулачества и эксплуатации, которой подвергалось крестьянское население, он был одним из немногих, кто пошел к народу со светом христианской любви и создал оазисы трудолюбия и братолюбия в виде независимых и свободных братств. Из всех людей, кого мне приходилось встречать, я не видел ни одного, кто бы вынес на своих плечах такой великий труд».

Многие духовные и социально значимые проекты, которые впоследствии разрабатывал и внедрял Проханов, были связаны с опытом его работы в общине Неплюева.

Неслучайно и Преображенское братство обращается к наследию Николая Неплюева. Ведь Николай Николаевич еще в эпоху Победоносцева выдвинул целую программу церковных преобразований, говоря о необходимости новой христианизации России. А для этого он предлагал обязательное прохождение катехизации, создание атмосферы единения между христианами в общине и развитие стремления к покаянию в самом широком смысле.

Члены Преображенского братства, вдохновляясь словом Евангелия и обращаясь к опыту предшественников, несут нелегкое, но радостное бремя всестороннего духовно-просветительского служения.

Многообразный духовный труд подвижников братства вполне может послужить примером посвященного, самоотверженного следования за Христом и для христиан других конфессий. Да и сам прошедший Фестиваль «Преображенские встречи» стал духовным Фавором, образцом живого общения со Христом и друг с другом.
 

Фото: https://www.sokolniki.com/ru/news/festival-preobrazhenskie-vstrechi 

Телеграм канал газеты "Мирт" - https://t.me/gazetaMirt 

 

Еще читать