Главная / Статьи / Церковь / Письмо Дитриха Бонхёффера Махатме Ганди
Письмо Дитриха Бонхёффера Махатме Ганди
Письмо Дитриха Бонхёффера Махатме Ганди
24.01.2020
553

Дитрих Бонхёффер (1906-1945) входит в небольшое число людей, которых одинаково уважают либералы и консерваторы, протестанты и католики, верующие и атеисты. Один из самых одаренных немецких интеллектуалов своего поколения, он стал ведущим голосом христианского сопротивления нацизму с первых дней прихода НСДАП к власти в 1933 году, был арестован в апреле 1943 года и казнен во «Флоссенбюрге» 9 апреля 1945-го, за две недели до освобождения концлагеря союзниками. Его не публиковавшееся прежде письмо Махатме Ганди, написанное во время пребывания в Англии, было обнаружено лишь недавно и впервые представлено широкой аудитории Клиффордом Грином в январе 2020 года на конгрессе Международного бонхёффероского общества. Это важный документ эпохи, напоминающий о том, как лучшие умы того времени ощущали складывающуюся ситуацию и пытались предотвратить катастрофу.

-----------------------

17 октября 1934 года1

Достопочтенный Махатмаджи!

Я решаюсь обратиться к Вам лично по причине крайне тревожной ситуации, сложившейся в европейских странах и в моей собственной стране, Германии, и надеюсь, что Вы простите меня за это. Я ждал долгое время, но сейчас все зашло очень далеко, и я не думаю, что оправданно ждать и дальше. Я знаю, что Вы открыты ко всем просьбам, откуда бы они ни исходили, и я верю, что Вы, хотя и не знаете меня, не откажете мне в помощи и совете, и простите меня за мои вопросы.

Главная потребность Европы и, в частности, Германии связана не с экономическим и политическим беспорядком, – это глубокая духовность потребность. Европа и Германия мучимы опасной лихорадкой, они теряют самоконтроль и осознание того, что творят. Сила, исцеляющая все человеческие страдания и нужды, – послание Христово, – оставляет все больше и больше думающих людей разочарованными из-за текущего состояния [церковной] организации. Несомненно, существуют отдельные христиане, делающие все возможное для фундаментального обновления организованного христианства, но большинство структур христианских церквей не видят реальной проблемы.

Как христианский пастор, я нахожу этот опыт наиболее мучительным и гнетущим. У меня нет сомнений в том, что только истинное христианство способно привести наши западные народы к новой и духовно зрелой жизни. Но христианство должно стать чем-то совершенно иным, по сравнению с тем, во что оно превратилось сегодня.

Нет смысла пытаться предсказать будущее, которое в руках Божьих, но если только все знаки не обманывают нас, все, кажется, работает на войну в ближайшем будущем, а следующая война несомненно принесет духовную смерть Европе. Вот почему нам нужно, чтобы в наших странах было по-настоящему духовно живое христианское миротворческое движение.

Западное христианство должно возродиться на основе Нагорной проповеди, и это ключевая причина, по которой я пишу Вам. Исходя из всего, что я знаю о Вас и Вашей работе после изучения Ваших книг и Вашего движения на протяжении нескольких лет, я чувствую, что мы, западные христиане, должны попытаться научиться у Вас тому, что означает реализация веры, тому, что можно достичь жизни, посвященной политическому и расовому миру. Если где-то существуют видимые очертания подобных вещей, то я вижу их в Вашем движении.

Конечно, я знаю, что Вы не является крещеным христианином, но люди, чью веру хвалил Иисус, как правило, тоже не были частью официальной Церкви в то время. В Германии у нас есть великие богословы, – величайшим из которых, по моему мнению, является Карл Барт2, учеником и другом которого я счастлив быть, – они заново открывают для нас великую богословскую мысль Реформации, но нет никого, кто показал бы нам путь к новой христианской жизни, бескомпромиссно соответствующей Нагорной проповеди. Вот где я обращаюсь к Вам за помощью.

Я восхищаюсь Вашей страной, ее философией, ее лидерами, Вашей личной работой среди Ваших беднейших последователей, Вашими образовательными идеалами, Вашей позицией в отношении мира и ненасилия, истины и ее силы, которые убедили меня в том, что я обязательно должен отправиться в Индию следующей зимой (вместе с другом, движимым теми же идеями и вопросами, – он физик и инженер3).

Я путешествовал и жил по всей Европе. Я посещал США, чтобы найти то, что искал, но я не нашел этого. Я не хочу винить себя в том, что упустил единственную великую возможность в своей жизни узнать, что же в реальности означает христианская жизнь подлинного сообщества жизни, истины и любви. Вопрос, которой я хочу задать Вам: будет ли мне разрешено остаться с Вами в вашем ашраме, чтобы изучить Ваше движение? Я не доверяю коротким беседам, я думаю, для того чтобы узнать друг друга, необходимо жить бок о бок.

К настоящему времени я накопил сумму, достаточную, чтобы оплатить мое путешествие, но будучи в Индии, мне придется свести свои расходы к минимуму. Как Вы думаете, возможно ли это? Может, найдется семья, принадлежащая к Вашему движению, у которой я смог бы остановиться, а в качестве компенсации учить детей чему-нибудь? Разумеется, это незначительный вопрос по сравнению с моим колоссальным желанием узнать о Вашем движении, ради чего мне следует быть готовым идти на любые жертвы.

Мне двадцать восемь лет, я немец, преподаю богословие в Берлинском университете; в настоящее время я пастор двух немецких конгрегаций в Лондоне. Мне посчастливилось быть международным молодежным секретарем Всемирного церковного альянса за продвижение международного партнерства4, несколько лет я работал в экуменических движениях, [в которых] имею много хороших друзей. Я написал ряд книг о христианских доктринах церкви, творения и греха, и я рассчитываю прислать Вам отдельно очень короткую богословскую статью на английском, написанную в США три года назад5.

На этом больше не хочу утруждать Вас собой. С нетерпением жду Вашего ответа. Прикладываю письмо мистера Ч.Ф. Эндрюс6, также я попросил епископа Чичестера, доктора Белла7, написать Вам несколько слов обо мне.

Еще раз прошу простить меня за то, что обратился к Вам лично.

Я заканчиваю, достопочтенный Махатмаджи.

Со всем уважением,

Ваш в Братстве.

[подпись] Дитрих Бонхёффер

-------------------------------------


1 Бонхёффер находился в Англии с июля 1933 по апрель 1935. В своем письме Карлу Барту о причинах переезда из Германии, он объяснял, что не может оставаться частью государственной церкви, контролируемой нацистами. После возвращения Бонхёффер продолжил служение в качестве члена подпольной «Исповедующей церкви», отказавшейся принять власть национал-социалистов.
2 Карл Барт (1886-1968) — протестантский богослов, широко считающийся крупнейшим христианским мыслителем XX века. Центральное произведение – тринадцатитомная «Церковная догматика». Также Барт известен своей непримиримой позицией в отношении нацизма.
3 Герберт Еле (прим. Клиффорда Грина).
4 World Alliance for International Friendship Through the Churches – международное экуменическое объединение, существовавшее в 1914-1947 гг., главной целью которого была защита мира и предотвращение войн между народами. См. подробнее Rohtmers P. The World Alliance for Promoting International Friendship through the Churches and resistance to totalitarian regimes in the interwar period // Usuteaduslik Ajakiri. 2013. No 1 (63). P. 62-83.
5 «Касательно христианской идеи Бога». WE 10 61-461. Изначально написана в первом семестре в Объединенной богословской семинарии, совместно с Юджином Лайманом в 1930 году. Вероятно, Бонхёффер приложил оттиск версии, опубликованной в «The Journal of Religion» 12 (1932), 177-185. Еще не установлено, читал ли ее Ганди и сохранилась ли она в архивах (прим. Клиффорда Грина).
6 Чарльз Фрир Эндрюс (1871-1940) – англиканский священник и миссионер, социальный реформатор, близкий друг Махатмы Ганди, внесший большой вклад в борьбу за независимость Индии.
7 Джордж Белл (1883-1958) – англиканский богослов, епископ, член Палаты лордов, ведущий деятель экуменического движения.

 

Переводчик и автор примечаний, кроме отдельно указанных,

Александр МАЛАХОВ

http://malakhov.link

Телеграм канал газеты "Мирт " - https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/

Еще читать