Главная / Статьи / Церковь / Шилов и Ленин
Шилов и Ленин
Шилов и Ленин

Письмо пресвитера Дома Евангелия Ленину

21.04.2020
110

Иван Никитович Шилов (1887-1942), пресвитер «Дома Евангелия», председатель Северного Союза баптистов. Неоднократно подвергался репрессиям как со стороны царского правительства, так и со стороны советской власти.

Будучи матросом флота, пережил обращение. Духовным наставником Ивана Никитовича стал Василий Андреевич Фетлер.

Вскоре после революции Шилов становится пресвитером «Дома Евангелия». В 1923 году во время 25-го Всесоюзного съезда баптистов Шилов был арестован и отправлен на 4 года в Туруханский край. В январе 1926 года он вернулся в Ленинград и приступил к служению в «Доме Евангелия».

В июле 1927 года Шилов вновь был арестован и отбывал заключение на Соловках. В апреле 1930 он отбыл срок и вернулся домой, но вновь арест и ссылка в Сыктывкар, откуда вернулся в 1934 году. В 1935 году его арестовали и отправили в Карагандинские лагеря. В 1942 году в Восточной Сибири на лесоповале он отошел к Господу.

Несмотря на суровые условия гражданской войны, желая показать свое расположение к тем религиозным группам, которые были гонимы царским режимом, советское правительство пошло на издание 4 января 1919 года декрета СНК РСФ/СР «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». В тот момент советская власть вела жестокую войну против православной церкви и пыталось сделать другие христианские вероисповедания своими союзниками.

Этим декретом воспользовались также баптисты и евангельские христиане. Он давал законный и легкий способ освободиться от воинской повинности нашим братьям, которые в ходе гражданской войны порой находились по разные линии фронта.

Согласно декрету, лица, которые не могли по своим религиозным убеждениям нести военную службу, могли освободиться от нее (частично, то есть с заменой санитарной службой, либо полностью), но только по решению народного суда при наличии ходатайства Объединённого совета, в который входили эксперты от каждой из групп верующих. Иван Никитович Шилов был одним из таких экспертов.

Местные органы власти часто игнорировали этот декрет. Заступаясь за верующих, которые отказывались брать в руки оружие по своим убеждениям, Шилов пишет письмо Председателю Совнаркома В. И. Ленину.

ПИСЬМО ШИЛОВА ЛЕНИНУ

Петроград 11.12.1919 г.
Письмо пресвитера Петроградской Общины Ев. Хр. Баптистов и уполномоченного Объединенного Совета Религиозных общин и групп
Ивана Никитовича Шилова
Председателю Совета Народных Комиссаров товарищу Ленину.

Уважаемый Владимир Ильич!
Прежде всего извиняюсь перед Вами, что отрываю Вас своим письмом и беспокою занятого чрезмерной работой текущих дел. Но в то же время имею надежду на то, что Вы уделите время и на рассмотрение моего письма. Дело в следующем. Ко мне приходили и приходят с жалобами члены Общин Ев. Хр. и Баптистов на неправильные действия и разного рода насилия со стороны местных властей, идущих в разрез с основным законом конституции и декретом Совнаркома, изданным 4 января с/г.

Мы, Баптисты, всегда были гонимы царским правительством и священством за то, что мы веруем в живого Бога, сотворившего небо, землю, нас и все, что на них, и за то, что мы открывали и открываем лживость православного учения в своих проповедях и литературе. Мы указывали и указываем им, что иконы не Бог, и им не должны поклоняться и никаких мощей не существует, кроме ложных. Ныне, избавившись от такого правительства, которое сделало много зла верующим не православного исповедания, мы вновь подвергается разного рода насилиям и притеснениям уже не от черносотенного правительства, а Социалистического, что не должно быть.

Укажу на некоторые факты. 1) наш брат Ив. Мих. Хорев, матрос, подал в народный суд заявление об отказе от военной службе по религиозным убеждениям и на основании декрета от 4 января 1919 г. постановлением народного суда освобожден от несения военной службы, с заменой гражданской обще-полезной работой, но до сих пор постановление народного суда не проведено в жизнь. Власти говорят, что народный суд не имел право освобождать военных, и что декрет неправилен и т. д., и по этому вопросу есть много братьев, которые заявляют мне, что они не могут дольше оставаться в команде и готовы лучше подвергнуться расстрелу, которым угрожает власти в частях, чем оставаться служить против совести.

Этот же брат Хорев 30 ноября был арестован и просидел целых 7 суток за то, что приглашал на собрание товарищей военных и говорил им слово Божие. И этот факт опять указывает, что арестом был нарушен основной закон конституции, где объявлена полная свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды, и когда я обратился к заведующему отделом судопроизводства тов. Мурзину по поводу освобождения гражд. Хорева, подав ему свой мандат от объединенного Сов. Рел. Общ. и групп [Объединенный Совет религиозных общин и групп], то он взял его и, бегло прочитал и положил в ящик стола. Я сказал ему: «ведь это мой мандат». Он отвечал тогда: «Он нам не нужен» и бросил на стол, не желая ни отдать в руки, и не желая разговаривать со мной; я был поражен его отношением ко мне, каковой я даже не встречал у жандармов и сыщиков низвергнутого правительства.

В Новоморских казармах есть 6 братьев матросов, которые имеют удостоверение от Народного Суда об освобождении, но их удерживают вопреки существующих законов, и прибегали к разного рода насилиям и насмешкам. Но их пребывание не остается без последствий, товарищи, видя чистую нравственную жизнь, начинают ходить на собрания, где находят истину.

Далее есть нарушения и со стороны народных судей, которые выносят постановления отправить на передовые позиции санитаром и т. д., хотя декретом такого права народным судьям не предоставлено.

Есть еще два печальных явления, - это то, что нашим проповедникам не дают разрешения на выезд из Петрограда для совершения духовных треб, как-то, крещения, похорон, бракосочетаний и других целей и религиозной пропаганды, тогда как агитаторы антирелигиозной пропаганды могут ехать куда угодно, а все вопли верующих в провинциях остаются голосом вопиющих в пустыни только потому, что опять же верующие лишены свободного проезда, так отвечают власти: вы прав юридического лица не имеете и вас регистрировать никто не может и т. д. Где же тогда свобода религиозной пропаганды? Когда мы не можем поехать даже к своим верующим и удовлетворить их духовные нужды.

Далее скажу, Вам, Владимир Ильич, что есть еще и такие факты, в гражданскую войну наших братьев расстреляно несколько человек как со стороны белых, так и стороны советских войск, а во время наступления на Петроград белых эстонским правительством расстреляно 6 человек за отказ от военной службы, все эти факты доказывают, что мы не можем принимать участие ни прямо, ни косвенно ни в какой войне. И что никакие насилия или смерть не может нас заставить отказаться от убеждения в Евангелии Господа нашего Иисуса Христа. У нас есть братья, которые низвергнутым правительством были осуждены на каторжные работы за отказ от военной службы, но во время революции они освобождены. Но имея бумаги на руках, что они освобождаются от воинской повинности, их опять вновь призывают, чего не должно. Я сам сидел до революции в гор. Або. Это известно всем матросам Або элондских Гисерных позиций. И я заявляю, что мы перенесшие разного рода страдания не можем изменить своим убеждениям. Мы желаем оставаться верным своему Господу до самой смерти, а по чему веря в изданные Вами законы не для нарушения, но проведения в жизнь, прошу Вас от лица верующих еще раз напомнить всем властям, чтобы они не нарушали существующих законов и не прибегли у разного рода насилиям.

От лица верующих северной области обращаюсь к Вам с просьбой разрешить нашим проповедникам свободный проезд наравне с агитаторами антирелигиозной пропаганды за что будем благодарны Господу и Вам, зная, что в настоящее время Вы являетесь в руках Господа и через Вас Он свершает свой суд над всеми нарушившими Его Святые законы и непокоряющимся Его истине. Только одно скажу Вам, что смотрите и Вы не возгордитесь как Навуходоносор, который после того, как вознесся против Всевышнего был низвержен и питался травою. Я не желаю льстить Вам, но говорю искренно и честно как понимаю. Надеюсь, что настоящее письмо Вами будет рассмотрено и будут приняты все меры к устранению всех недоразумений и пребываю в надежде на благоприятный исход моего письма.

Опубликовано: журнал «Источник из камня» №№5-6, март 1920 г.

* ****

ОТВЕТ НА ПИСЬМО ШИЛОВА

Результат письма Пресвитера Петроградской Общины Баптистов.

Петроградскому Губвоенкому.
Уполномоченный Объединенного Совета Религиозных Общин и Групп гр. Шилов, обратился к Председателю Совнаркома тов. В. И. Ленину с жалобой, в которой указал, что в воинских частях Петрограда находится ряд лиц, которые по своим религиозным убеждениям не могут принимать участие в военной службе и которые, при заявлении своего отказа от такого участия подвергаются воинским взысканиям вплоть до осуждения военно-революционными трибуналами. От этого, по словам жалобщика, не ограждает даже имеющееся у некоторых, согласно декрету Совнаркома от 4 января 1919 г., решение Народного Суда.

Произведенным по распоряжению Члена Коллегии Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции А. А. Иоффе Петроградским Бюро Жалоб при названной Инспекции обследованием установлено:

1) Действительно в некоторых воинских частях Петрограда имеются лица, заявляющие о неприемлемости для них принимать участие в военной службе в силу их религиозных убеждений; причем некоторые уже имеют вынесенные, по их ходатайству, решения Народных Судов, а некоторые таких решений еще не имеют.
2) Обнаружены случаи, когда заявление и следующий за ним отказ от участия в несении служебных обязанностей имеет последствием не передачу дела в Народный Суд, а лишение свободы (например гр. Тюшин в батальоне Тылового Ополчения, в Дерябинских Казармах; гр. Хорев, 2 марта препровожденный туда же из заключения), а иногда предание Суда Военного Трибунала, как бы в изъятие из установленной декретом 4 января подсудности этих дел Народному Суду.

Общее Присутствие Бюро Жалоб, рассмотрев настоящее дело в заседании 3 марта 1920 г. постановило:
1) Просить Петроградский Губвоенком в самом срочном порядке, на точном основании телеграммы Заместителя Председателя Реввоенсовета Республики, тов. Склянского от 29 апреля 1919 г. сделать распоряжение об освобождении от ареста гр. Тюшина, Александрова, Григ. Иванова и Хорева, содержавшихся в Дерябинских Казармах и гр. Кирияйнен, отправленного 27/II 1920 г. из Учетно-пересыльного пункта (Литейный, 3) в гор. Гжадск и передаче дел об их отказе от участия в военной службе в Народный Суд.
2) Просить Губвоенком немедленно сообщить командному составу воинских частей Петрограда текст телеграммы тов. Склянского с указанием неукоснительном исполнении изложенного в ней.
3) Просить Губвоенком немедленно войти в сношение с Военно-Революционным Трибуналом Балтийского Флота об отмене наказания, назначенного гр. Харитонову согласно приговора В. Р. Трибунала от 4 февраля 1920 г.

Сообщая изложенное, Бюро Жалоб просит уведомить его о последующем для доклада Председателю Совнаркома.
Председатель Общего Присутствия Бюро Жалоб и Заявлений при Рабоче-Крестьянской Инспекции в Петрограде.
Заведующий Бюро Жалоб (подпись).
Старший Контролер (подпись).

Приложения:
1. Копия телеграммы тов. Склянского от 29/IV 1919 года.
2. Копия приговора Военно-Революционного Трибунала.
С подлинным верно.
Ст. Контролер Гиринский.
Такое же сообщение послано Ком. По Морск. Делам Гиринский

Опубликовано: журнал «Источник из камня» №№7-10, апрель-май 1920 г.

На фото: Шилов с матросами, 1923 г.
"Перербургский баптистЪ"
https://www.facebook.com/petersburgbaptist
https://vk.com/petersburgbaptist 

Телеграм канал газеты "Мирт " - https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/


 

Еще читать