Главная / Статьи / Церковь / Карантинный вызов поклонению
Карантинный вызов поклонению
Карантинный вызов поклонению
02.05.2020
576

Жизнь в условиях карантина поставила христиан перед необходимостью резкого сокращения или пересмотра церковной активности. Некоторые общины были заранее подготовлены к онлайн вещанию; другие – с разной степенью быстроты и качества – перестраивались на ходу.

Как обычно, определенная часть верующих заняла горделиво-мракобесную позицию, распространяя теории заговора и продолжая служение по-старому, попутно обличая за маловерие и трусость тех, кто подчинил служение общим правилам карантина.

Тем не менее, большинство были вынуждены что-то менять. И эти изменения оказались проверкой на элементарное наличие и жизнеспособность практики личного богопоклонения. Христиане, в жизни которых дисциплина молитвы и пребывания в Священном Писании стали неотъемлемой нормой жизни, не остались дезориентированы в самом главном.

К сожалению, немалая часть верующих оказалась неспособной к самостоятельному духовному питанию. И оно понятно: если ты не практиковал семейных богослужений или не имел регулярного личного общения с Богом, то без подсказок ведущего онлайн-трансляции богослужения просто не понятно, что делать дальше.

Да и вообще, как самостоятельно дома делать то, что всегда происходило только в церковном здании под чутким руководством пастора и группы прославления? В нехватке личного лидерства нет ничего нового. Это элементарная духовная незрелость, которая становится очевидной даже в условиях незначительного испытания.

Систематическая невовлеченность в служение означает потребительскую позицию. Если в обычное время такие верующие оценивают качество духовного окормления, которое им предлагают, присутствуя лично, то в условиях карантина появляется уникальная возможность оценивать не только контент богослужения, но и техническую работу медийщиков, сидя или даже лежа на своем диване.

Потеряв привычную возможность живого общения с единоверцами, многие станут ценить его значительно выше. По крайней мере, на какое-то время. Переоценить важность христианского общения для полноценной духовной жизни сложно. Но, с другой стороны, необходимо понимать, что Христос освободил нас от храмового мышления и открыл дорогу к поклонению в духе и истине.

Более четырех столетий назад на страницах своего классического труда «Об истинном христианстве» один из основателей пиетизма Иоганн Арндт написал, что все верующие во Христа

«свободны в своей совести от закона, клятвы, смерти, диавола, ада и осуждения, не привязаны ни к какому времени, месту и обычаю, ибо они принимают от Христа по благодати, по дару, по вере все потребное ко спасению. В этом им не является препятствием ни время, ни место, ни закон, ни заповедания, ни обряды. Они совершенны во Христе, ибо в Нем имеют исполнение закона чрез веру».

Одно дело, когда мы говорим о духовном младенчестве, а другое – когда ветхозаветное мышление демонстрируют служители. Один из пасторов недавно написал, что «Дух Святой ни онлайн, ни по интернету не приходит. Присутствует только в собрании святых».

Хвала Всевышнему, что Он не нуждается в консультациях опытных пасторов и продолжает веять, где Ему угодно: через природу, совесть, книги, радио, телевидение, письма или интернет. Вряд ли стоит удивляться, если выяснится, что последнее время Он действует чаще через интернет, чем через бумажные письма.

Интернет – лишь средство. Он может сослужить незаменимую службу для проповеди Евангелия и наставничества. А может в качестве глобальной информационной помойки стать смертельной западней в тенета греховной зависимости. Здесь есть масса ловушек, которые стали очевидными задолго до эпидемии коронавируса, а в условиях карантина лишь обострились.

Горе современным христианам, которые до хрипоты спорят о высказываниях любимых и ненавистных медийных пасторов. Быть людьми Библии не означает подписаться на «правильные» ютьюб-каналы. Безразборная духовно-интеллектуальная всеядность, которая на уровне бесконечных кликов идет за яркой картинкой или личной харизмой проповедника, гарантированно ведет к интоксикации.

Постоянное питание сто раз пережеванным чужими мозгами выдает отягощенность духовно-интеллектуальной ленью. Глазеть на яркие слайды проповедника проще, чем исследовать контекст библейского отрывка. Кликать, лайкать и репостить комфортней, нежели листать бумажную или электронную книгу, размышлять и делать записи. Результат – патологическая поверхностность. А значит, высокая уязвимость перед лицом испытаний.

Другая крайность – это узколобая зацикленность на определенных медийных персонах, их стиле и подходах. Собственно говоря, это один из вариантов незрелости. Только незрелость такого рода очень часто ведет к злословию и разделениям не только в бесконечных комментариях в социальных сетях, но и в реальной жизни.

Дух Писания, изучаемого общиной, предохраняет от размежевания на современных «кифовых», «аполлосовых», «павловых» или даже «христовых» – в пику всем остальным, но ведет к единству духа в союзе мира, к формированию коллективного богословия. Фундаментальный принцип Реформации «Только Писание» призван оградить церковь от культа личности и сектантских вывихов сознания.

Нам важно слушать проповеди, читать книги и статьи в блогах. Однако весь этот материал необходимо учиться критически воспринимать через призму богодухновенного и непогрешимого Писания. А по факту, очень часто встречаются люди с промытыми мозгами, которым влили в головы готовые толкования, схемы, ответы, и пакетом – воинственность к альтернативным точкам зрения.

Последние годы основной вид вопросов, которые я получаю в различных мессенджерах усреднено выглядит так: «Посмотрите, пожалуйста, это видео и прокомментируйте». В формулировках далеко не всегда можно встретить слово «пожалуйста», зато в случае задержки с ответом периодически приходится сталкиваться с искренними возмущениями.

Если бы я стал отвечать на все подобные вопросы и причем незамедлительно, мне пришлось бы оставить семью, церковь и работу, окончательно переместиться в киберпространство и сложить голову в состоянии нервного истощения. Но я вижу свое основное призвание в другом.

Итак, что показало испытание карантином в отношении личного поклонения? Оно есть в принципе? Если да, не пора ли и в него привносить некое духовное обновление? Не сводится ли мое христианство к выполнению определенных обрядов? Я ответственный член тела Христова или прихожанин? Мое христианство означает «ходить в церковь» или быть живой частью этой церкви на любом месте?

У меня есть слово от Господа? Или только от любимых проповедников? Я действительно библейский христианин или фанат определенной когорты учителей? Не оказываюсь ли я на поверку носителем ветхозаветных мехов внешней религиозности, которые не выдерживают нового вина и рвутся, не позволяя напиться даже мне самому?

 

Фото: grace.cv.ua
https://mchernyavsky.ru 

Телеграм канал газеты "Мирт " - https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/

 

Еще читать