Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Развитие молодежного евангельского движения в постсоветский период / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / Развитие молодежного евангельского движения в постсоветский период
Развитие молодежного евангельского движения в постсоветский период
Развитие молодежного евангельского движения в постсоветский период
29.06.2021
828

Молодежное движение присутствовало в церквах евангельских христиан-баптистов с самых первых шагов, его развитию уделялось особое внимание.

Большинство пионеров евангельского движения в России были молодыми людьми.

Развитие молодежного движения в постсоветский период происходило в три этапа. Хронологические границы этих этапов носят условный характер, так как в некоторых регионах России указанные ниже тенденции имели место в разное время.

 

1. Возрождение (1988-1994)

Обретя невиданную доселе свободу, баптистская молодежь стремилась развивать взаимоотношения между собой: многочисленные поездки и посещения церквей сменялись массовыми молодежными собраниями и общением. Молодежь, которая выросла в советское время, дышала свободой полной грудью. Впервые за многие годы христианская молодежь могла беспрепятственно собираться вместе для удовлетворения своих духовных и социальных потребностей.

Получив новые возможности, христианская молодежь активным образом включилась в служение христианского просвещения и благовестия российскому народу. Массовые собрания, миссионерские путешествия по стране, посещение тюрем и помощь детским домам – все это стало естественной частью жизни христианской молодежи.

В то же самое время миссионерское служение молодежи проходило под началом руководящих служителей церквей и носило скорее вспомогательный характер.

В баптистские церкви пришло много молодых людей, большинство из которых происходили из атеистических семей и не имели церковного воспитания. Именно эта молодежь стала проявлять огромную ревность в проповеди Евангелия, что наложило отпечаток на все молодежное служение по следующим причинам. Во-первых, этими молодыми людьми двигала первая любовь к Господу. Во-вторых, не зная хорошо истории баптизма, они не восприняли прежнюю философию изоляции, искали пути проникновения в общество и воспринимали себя его частью.

Необходимо также признать, что в этот период отношение к обществу в среде баптистской молодежи носило скорее оборонительный характер. Большинство молодежных лидеров, выросших в условиях притеснения церквей и их семей, не воспринимали себя полноценной частью российского общества. Стремясь просвещать общество и помогать ему, эти лидеры не могли и не желали отождествлять себя с ним. Скорее, они противопоставляли себя обществу, ощущали себя сторонними по отношению к нему. Объективной причиной такого отношения были прежние тяжелые годы притеснений и гонений на верующих.

 

2. Становление (1995-2001)

Этот период стал по-своему особенным и определяющим для становления молодежного движения в евангельско-баптистских церквях.

Пришедшая свобода носила длительный характер, в том числе исчез заградительный барьер для верующих при поступлении в высшие учебные заведения. Заметив это, большинство молодых баптистов поступало в вузы.

В то же самое время происходила массовая эмиграция баптистов за границу, что весьма негативно отразилось на молодежном движении.

В частности, многие молодежные лидеры эмигрировали, многим пришлось занять освободившиеся места служителей и миссионеров и оставить молодежное служение. Вновь пришедшая молодежь не имела необходимого ученичества и наставничества.

Именно постсоветскому поколению молодых потомственных баптистов и вновь пришедших молодых людей, недостаточно обученных и духовно незрелых, предстояло занять освободившиеся места в служении в основном в новых поместных общинах и в миссионерских группах.

В это время в России появилось большое количество миссионерских молодежных организаций, которые активно начали осваивать необъятные просторы нашей страны, преимущественно ее европейскую часть. Именно благодаря им в России начало возникать активное движение евангелизации среди молодежи, да и само понятие «молодежное служение» стало обретать понятные формы.

В прежние времена молодежное служение в баптистских общинах носило в основном внутрицерковный характер, но с приходом западных молодежных организаций появилась устойчивая идея о необходимости целенаправленного служения евангелизации среди молодежи.

К сожалению, большинство этих западных парацерковных организаций имели ложные представления о роли и месте поместной церкви в благовестии молодежи и о месте молодежи в христианской общине. Кроме того, они имели слабое представление о специфике и ментальности российских граждан. По этой причине многие инициативы по привлечению молодежи к вере либо не увенчались большим успехом, либо приводили к столкновениям во многих церквах евангельско-баптистского братства между советским и новым постсоветским поколениями молодежи.

В это время была сделана основная попытка организовать единое христианское молодежное движение по всей стране. Эта попытка не достигла всех поставленных целей, но помогла сделать реальный шаг вперед к созданию будущей единой структуры молодежного служения Российского Союза ЕХБ.

Это поколение, как поколение 90-х и даже в большей степени, столкнулось с серьезным искушением – с материализмом. В прошлом это искушение отсутствовало у баптистов по объективным причинам, поэтому баптистские общины еще не выработали должный иммунитет к нему. Немало новых баптистов ушли в бизнес из-за слабого духовного наставничества и попечения о них, а также из-за неэффективного использования их потенциала поместными общинами.

Однако для некоторых из них вовлечение в бизнес привело к новому осмыслению ими своей роли и места в обществе как не чуждых обществу элементов. Это также сыграло положительную роль в том смысле, что некоторые служения обрели местных спонсоров.

 

3. Развитие (2002-2007)

Впервые за многие годы баптистские общины стали наполняться молодежью, которая никогда не была подвержена активному влиянию коммунистической и атеистической идеологии. Это новое поколение жило в России и жило Россией, связывая свое настоящее и будущее с нашей страной. Именно поэтому они воспринимали себя, с одной стороны, наследниками первоапостольской традиции, а с другой стороны – продолжателями российского евангельского движения.

В то же самое время именно это поколение хуже всего воспринимало традицию и формы баптизма, желая его реформирования при сохранении четкого догматического учения. Другими словами, протест был направлен против внешней формы, а не вероучения.

Также одной из негативных тенденций, влияющих на христианскую молодежь, стало возникновение приходского уклада или мышления в ряде наших общин. В таких собраниях молодежь была весьма инфантильной и безынициативной, даже несколько закрытой для окружающего общества.

По нашим данным, более 70% молодых людей этого поколения получило или желало получить высшее образование. Они были готовы играть важную роль в дальнейшем развитии и функционировании Российского государства.

Именно поэтому было вполне естественным, что это поколение осуществляло дело религиозного благовестия и духовного просвещения своих сверстников. Многие из них мечтали о том времени, когда российское общество воспримет библейские ценности и начнет строить свою жизнь по евангельским принципам. Это поколение баптистской молодежи воистину можно назвать истинными патриотами России, которым были чужды национализм и разного рода шовинизм.

У них было желание развивать молодежное служение, которое являлось бы по сути российским, и они видели его только долгосрочным. Их главной целью, целью их молитвы были духовное пробуждение и реформация в нашей стране.

Век постмодернизма, как бы странно это ни звучало, заставил современную баптистскую молодежь еще больше познавать и любить свою историю, не теряя при этом своей идентичности. Они были открыты для межконфессиональных контактов.

 

Сегодня ключевую роль в развитии молодежного движения играет молодежный отдел Российского Союза ЕХБ, который был официально создан после 2000 года. Его деятельность направлена в основном на координацию всего молодежного служения, на проведение обучения молодежных лидеров и на снабжение служителей полезными материалами и ресурсами для эффективного служения.

Также важным элементом развития современного молодежного служения являются крупные церковные общины, которые поддерживают такое служение в малых церковных собраниях.

Российская баптистская молодежь принимает активное участие в христианском служении на всем постсоветском пространстве и выступает объединяющим фактором в формировании единого молодежного движения по всему бывшему Советскому Союзу.

Также происходит взаимное притяжение друг к другу славянской баптистской молодежи во всем мире, растет их стремление развивать христианское служение по всей планете.

Более того, возросла роль молодежи в современном обществе, если можно так сказать, изменилась ее социальная парадигма. Все это оказало влияние на формирование и развитие молодежного служения в РС ЕХБ. В сущности, современное состояние общества дает прекрасные возможности для духовного пробуждения и значительного успеха в благовестии среди молодежи.

https://ekklesia.ru 

 

Еще читать