Главная / Статьи / Церковь / «Я не хочу полуверы...»
«Я не хочу полуверы...»
«Я не хочу полуверы...»

60 лет движению реформированных баптистов (инициативников)

13.08.2021
1479

На фото: Многолетний председатель Совета церквей ЕХБ Г.К. Крючков (1926-2007).

Сейчас эту дату нечасто вспоминают в протестантском сообществе, за исключением, разве что старшего поколения евангельских христиан-баптистов.

Во-первых, нет единого мнения, как к ней относиться. Что тогда произошло: непреодоленный раскол, удавшаяся провокация злых сил или духовное пробуждение, обновившее церковь, побудившее к некоторым уступкам даже всесильную советскую власть? Ведь именно со второй половины 1960-х годов церковные съезды сделались регулярными, активизировалась регистрация общин ЕХБ, была введена система автономной регистрации... А с другой стороны, кровоточащей раной осталось разделение между евангельскими христианами-баптистами двух альтернативных союзов.

Во-вторых, многие проблемы, волновавшие советских верующих, не только не близки современным протестантам, но зачастую не понятны им даже с позиции изучения истории (например, почему многие христиане советского времени возражали против государственной регистрации общин). Да и сам по себе интерес к истории христианства, к духовному опыту прежних поколений, чувство сопричастности к прошлому и ответственности за будущее Церкви свойственны далеко не всем современным христианам. Нередко верующие живут одним днем, не задумываясь, что без прошлого нет будущего и что церковь без истории – это секта.

Наконец, события последних полутора лет – пандемия и связанные с ней ограничения –  весьма сократили возможности для каких-либо памятных мероприятий. Не знаю, состоится ли запланированная еще до пандемии конференция в Риге, посвященная движению реформированных баптистов (инициативников). Но, во всяком случае, российским участникам попасть туда практически невозможно.

Так, может, лучше вообще не вспоминать о давних событиях, сделать вид, будто разногласия исчезли сами собой?

Однако прошлые события – радостные, печальные или тревожные – все-равно остаются в исторической памяти. Никуда не исчезают и нерешенные проблемы, незалеченные обиды, а несделанные выводы могут привести к новым ошибкам.

Порой верующие воспринимают церковные юбилеи исключительно как веселые праздники, смотр достижений и успехов. Но в истории евангельских христиан-баптистов (да и любой другой конфессии) есть даты, которые нельзя назвать однозначно праздничными. Но и забывать их тоже нельзя. «И помни весь путь, которым вел тебя Господь...», – гласит Библия (Второзаконие 8:2). Именно весь путь, а не только его приятные отрезки.

Формально историю движения реформированных баптистов (инициативников) принято начинать с воскресенья, 13 августа 1961 года, когда служители ЕХБ Геннадий Крючков и Алексей Прокофьев встретились с руководителями Всесоюзного совета ЕХБ (ВСЕХБ) и передали им письмо с предложением созвать церковный съезд для обсуждения наболевших вопросов (кризис доверия к церковному руководству, неравное положение зарегистрированных и незарегистрированных общин, вмешательство властей в дела церкви, ограничение крещений молодежи и т.д.).

Крючков и Прокофьев действовали как представители Инициативной группы по созыву церковного съезда (отсюда и название участников движения – инициативники). Их обращение во ВСЕХБ не противоречило ни советским законам, ни вероучению евангельских христиан-баптистов, ни церковному уставу.

Однако в условиях жесткой антирелигиозной кампании, зависимости церковных руководителей от государственного контроля созыв съезда выглядел несбыточной мечтой. Видимо, так же посчитали и служители ВСЕХБ, передавшие заявление Группы заместителю председателя Совета по делам религиозных культов В.Ф. Рязанову «для сведения».

Ленинградский пресвитер ЕХБ А.Н. Карпов с группой церковной молодежи, 1950-е годы. Первый слева - будущий руководитель ленинградской общины СЦ ЕХБ Ф.В. Маховицкий. Архив С.-Петербургской церкви ЕХБ на Поклонной горе.

Не получив поддержки со стороны церковного руководства, Инициативная группа 23 августа самостоятельно направила письмо председателю Совета Министров СССР Н.С. Хрущеву: «Церковь ЕХБ в СССР переживает состояние глубокого кризиса... Просим Вас дать разрешение на созыв и проведение Всесоюзного чрезвычайного съезда».

По призыву Группы, среди верующих ЕХБ началась кампания по сбору подписей в поддержку съезда. Движение активно поддержала молодежь: в зарегистрированных общинах многие юноши и девушки не могли креститься из-за негласного запрета властей. Попытки церковного руководства повлиять на паству (нередко с помощью массовых наказаний и отлучений) лишь ускорили развязку. В 1962 году реформированные баптисты (инициативники) окончательно вышли из подчинения ВСЕХБ. В результате разделения в СССР возникла альтернативная церковная структура евангельских христиан-баптистов во главе с Советом церквей (СЦ) ЕХБ.

Вместе с тем, 13 августа 1961 года – это лишь формальная точка отсчета. Формирование Инициативной группы началось несколькими месяцами ранее. А проблемы, вызвавшие ее появление, назревали в течение долгого времени.

Не позднее конца 1950-х годов недоверие ВСЕХБ так или иначе выразили общины или группы ЕХБ в Ташкенте, Владикавказе, Майкопе, Курске, Воронеже, Симферополе... Пожалуй, историю движения правильнее начинать с этих событий.

Складывается впечатление, что если бы Г.К. Крючков не собрал вокруг себя группу единомышленников (А.Ф. Прокофьев, Б.М. Здоровец, М.И. Хорев и др.), это непременно сделал бы кто-то другой. Разумеется, если бы во главе движения встали другие люди, то оно развивалось бы иначе, но в любом случае в начале 1960-х годов в братстве ЕХБ возникло подобие «революционной ситуации», когда «низы не хотели» (жить по-старому), а «верхи не могли» (управлять по-старому).


Михаил Хорев - один из зачинателей движения в Ленинграде - с женой Верой. 1961. Памяти служителя МСЦ ЕХБ Михаила Ивановича Хорева. CD. Семья Хоревых, 2012.

Из работ светских историков и религиоведов можно подчас сделать вывод, что реформированные баптисты (инициативники) уделяли первостепенное внимание только правозащитной деятельности. А противники обвиняли участников движения чуть ли не в антисоветском бунте.

Между тем, несмотря на опасность арестов, лидеры Инициативной группы стремились действовать в согласии с советскими законами. Вероятно, они знали о проведении пятидесятниками в 1956 году тайного совещания в Харькове, где был учрежден нелегальный Союз христиан веры евангельской. Но сами они добивались именно законного, разрешенного правительством съезда. В своих посланиях они выражали надежду на позитивные преобразования хрущевской «оттепели», считали, что «по мере углубления в демократизм и свободу, должны отменяться и те ограничения, которые есть в положениях и законах теперь». Можно сказать, это были «шестидесятники» русского протестантизма.

На протяжении 30 лет (1961–1991) реформированные баптисты (инициативники) активно выступали за права верующих (в том числе за право родителей давать детям религиозное воспитание). Они собирали информацию о гонениях, оказывали молитвенную, моральную, материальную, юридическую помощь осужденным единоверцам и их семьям, старались воспрепятствовать отбиранию детей у верующих родителей, направляли делегации и письма с ходатайствами в правительственные органы, партийные и государственные учреждения, средства массовой информации СССР, а также в зарубежные инстанции.

Многочисленная делегация в ЦК КПСС (400–600 человек), организованная СЦ ЕХБ в мае 1966 года, стала мировой сенсацией и самым многочисленным «оппозиционным» выступлением за всю послевоенную историю СССР (до горбачевской «перестройки»). И если политические диссиденты группировались, главным образом, в замкнутых кружках интеллигенции ряда крупных городов, то в правозащитную борьбу инициативников были вовлечены десятки тысяч людей, как членов церквей, так и их родственников, – представителей разных социальных слоев, национальностей, профессий, уровня образования и места жительства. Не удивительно, что у многих исследователей возникает соблазн сосредоточиться, прежде всего, на этой теме.

Делегация верующих СЦ ЕХБ у здания ЦК КПСС в Москве, 16-17 мая 1966 г.

Однако, если взглянуть на движение глазами его участников, то предстает совсем иная картина, иная мотивация действий. Главной причиной, побудившей тысячи верующих (возможно, не всегда смелых по характеру) поддержать Инициативную группу, было массовое недовольство духовным состоянием церквей да и самих себя. Люди жаждали, прежде всего, внутренних изменений, хотя, конечно, понимали, что состояние церкви зависит и от внешних условий. Их побуждения хорошо выражены в песне, которую можно назвать неформальным «гимном» движения: «Я не хочу полуправды... Я не хочу полуверы...».

Уже в Первом послании Группы от 23.08.1961 указывалось, что «пока церковь не очистится и не займет должного состояния в Господе, Господь не может благословлять нас...». Церковный съезд, за созыв которого выступала Инициативная группа, тоже представлялся не самоцелью, а средством для выработки мероприятий по очищению и освящению церкви ЕХБ. Вскоре сторонники Группы стали проводить по пятницам день поста и молитвы «с очищением и освящением своей жизни перед Господом и ближними нашими». А в 1964 году был подготовлен специальный материал «Об освящении», где тема рассматривалась теоретически и практически.

Важным служением в общинах СЦ ЕХБ была работа с детьми и молодежью. Особое внимание уделялось печатанию Библий и другой духовной литературы. В 1970-е – 1980-е годы в СССР действовала целая сеть нелегальных типографий издательства «Христианин» СЦ ЕХБ, печатавших книги и даже периодические издания: «Братский листок», «Вестник истины», «Бюллетень Совета родственников узников ЕХБ». Стремление верующих к преобразованию своих церквей побудила иностранных наблюдателей назвать их реформированными баптистами или баптистами-реформаторами. Несмотря на гонения и уголовные преследования, властям так и не удалось подавить движение.

Братский листок, 1970. Архив С.-Петербургской церкви ЕХБ на Поклонной горе.

       

Рождество в воскресной школе нелегальной общины ЕХБ в п. Горелово под Ленинградом, 1976. Архив семьи Куявских.

Как складывались отношения между верующими общин ВСЕХБ и СЦ?

Появление Инициативной группы явно вызвало растерянность у церковных руководителей. Скованные контролем властей, они не могли ни поддержать Группу, ни выдвинуть альтернативной идеи, ни хотя бы объяснить подлинные причины своей пассивности. Пожалуй, именно неуверенность в моральной правоте определила непоследовательность лидеров ВСЕХБ в первые месяцы конфликта. Когда же власти пошли на уступки, разрешив, например, созыв церковного съезда в 1963 году, это лишь усилило взаимное напряжение и усугубило раскол, поскольку уступки не касались общин СЦ ЕХБ.

Разрыв реформированных баптистов (инициативников) с лояльными собратьями отразился в своеобразном учении о «двух церквях»: если последователи истинной (тайной) церкви терпят гонения за верность Христу, согласно словам Библии, то ложная (официальная) церковь, имея относительную свободу, является падшей – не из-за ошибок в догматах, а из-за духовной подчиненности государству.

В 1960-е – 1980-е годы учение о «двух церквях» (истинной и ложной, гонимой и официальной, независимой и зависимой от «мира») было распространено среди верующих разных конфессий, но особое развитие получило в «гонимом братстве» ЕХБ. Согласно учению СЦ, выбор между «широким» или «узким» путями следует делать не только отдельному христианину, но и каждой общине, а также всему церковному братству. Образ гонимой (истинной) церкви составлялся из ряда признаков: в вопросах веры она не приемлет соглашений с государственной властью; мужественно переносит гонения; непримирима к духовным компромиссам; не имеет духовного общения с «лжецерковью»; не разделяет с «миром» его грехов и пристрастий. Наконец, она – церковь сражающаяся и побеждающая.

В данной статье нет смысла пересказывать историю движения: ее общая канва описана довольно подробно как сторонниками, так и противниками, а отдельные страницы продолжают исследовать современные ученые. Желающие могут обратиться к многочисленным публикациям и мемуарам на эту тему. Труднее ответить на вопросы: вынесены ли из прошлого какие-либо исторические уроки и как жить дальше с таким наследием?

Когда пришло другое время, противоречия стали постепенно сглаживаться. По крайней мере, некоторые церковные руководители (например, как я слышала, бывший генеральный секретарь ВСЕХБ А.М. Бычков) принесли покаяние за свою долю вины. В условиях беспрецедентной религиозной свободы тема гонений перестала быть актуальной. И понимание «узкого пути» теперь изменилось – это, скорее, верность Христу в обстановке свободы, чем готовность терпеть гонения.

Смена поколений, ускоренная массовой эмиграцией, привела к преобладанию в церквях ЕХБ христиан первого-второго поколений, не имеющих отношения к расколу, а зачастую даже не слышавших о нем. Показательно, что в 2010 году председателем Российского союза ЕХБ стал А.В. Смирнов, воспитанный в знаменитой общине СЦ ЕХБ г. Дедовск Московской области, что стояла у истоков движения. Участились совместные встречи, общие мероприятия... Например, в Санкт-Петербургском христианском университете в 2014–2016 годах дважды проходили исторические семинары с участием служителей Международного союза церквей ЕХБ.

  

Открытый семинар, посвященный 50-летию протестанского самиздата в Санкт-Петербургском христианском университете, 30 января 2014. Архив Т.К. Никольской.

И все же до окончательного преодоления раскола еще далеко. Речь не о том, что надо спешно объединять в один существующие союзы ЕХБ. Но, как мне кажется, именно сейчас, в год 60-летия движения реформированных баптистов (инициативников), настало время вспомнить историю и признать ее общей – не для взаимных упреков и обвинений, а для расширения диалога (не только между руководителями церквей), для братского сближения верующих, для исторического и духовного осмысления вопросов, когда-то вызвавших раскол. Историю не переделать, но можно позаботиться о том, чтобы новые поколения верующих не повторяли прежних ошибок – ни в отношениях с государством и обществом, ни в церковных и богословских вопросах, ни в человеческих отношениях.

Автор - кандидат исторических наук, член Союза писателей России

Телеграм-канал газеты "Мирт" - https://t.me/gazetaMirt

Еще читать