Главная / Статьи / Церковь / Трудный выбор
Трудный выбор
Трудный выбор
Проводить или не проводить?
01.11.2021
271

Идет уже второй год, как мы ностальгически вспоминаем те времена, когда не было всех ковидных ограничений. Простые вещи, которые нам всегда казались очевидными и незыблемыми, оказались недоступны, и мы, только лишившись их, начали понимать, как же это здорово – иметь возможность перемещаться по стране и миру без всяких ограничений, посещать театры, бассейны, ездить без маски в общественном транспорте и обниматься при встрече без риска заразить друг друга.

Различные организации и учреждения постепенно научились работать в этом режиме. Для того чтобы снизить скорость распространения пандемии и поберечь людей, многие мероприятия стали переноситься в дистанционный формат. Это коснулось и работы различных международных форумов, учебных заведений, церквей. Конечно, все это уже изрядно поднадоело и время от времени недовольство ограничениями у некоторых выплескивается наружу.

В начале всю степень опасности никто не понял. Когда начиналась пандемия, многим казалось, что ковид – это какая-то локальная инфекция, которая опасна жителям Китая и еще некоторых приграничных стран, а жителям Европы и других частей света она не угрожает. Позднее появилась информация, что с наступлением весны и лета в Европе, когда среднесуточная температура перешагнет некий критический для жизни вируса порог, пандемия пройдет сама собой, так как коронавирус просто не переживет жарких дней.

В то же время наряду с оптимистами изначально были и те, кто с самого начала утверждал, что все это глобально, всерьез и надолго и всем нам надо готовиться жить с этим многие годы, а то и десятилетия. Пока, к сожалению, можно сказать, что они оказались правы.

Церкви в большинстве стран, пожалуй, впервые за всю историю столкнулась с невозможностью проведения богослужений в привычном формате. Часть церквей довольно быстро отреагировали и сразу же начали проводить прямую трансляцию богослужений. Некоторые церкви (особенно небольшие) раскачивались подольше. Многие верующие отнеслись к этому с пониманием, но были и те, которые видели в отказе от привычных форм едва ли не проявление маловерия, а то и вовсе отступничества.

В зависимость от статистики, связанной с заболеванием, санитарные требования то немного ослабевали, то вновь ужесточались.

Сегодня в России и особенно в мегаполисах очередной пик: очень много заболевших, больницы переполнены, высокая смертность. На этом фоне выглядит вполне естественным введение локдауна. Граждан призывают по возможности оставаться дома, соблюдать санитарные требования. Многие мероприятия отменены, учреждения закрыты.

В то же время многие устали от ограничений и уже не так дисциплинированны в части выполнения требований и рекомендаций. Это в полной мере относится и к христианам. Все меньше масок, все ближе другу к другу (в том числе на богослужениях).

Самое печальное, что в среде христиан немало и тех, кто едва ли не принципиально выступает против таких вещей как средства индивидуальной защиты, вакцины и т.д. Причем для того, чтобы «подкрепить» свою точку зрения, они пытаются использовать даже тексты из Священного Писания, выдергивая те или иные стихи.

Эти настроения, как правило, идут «снизу» – служители церквей, в основном, занимают куда более здравую позицию. Тем не менее, и они не очень хотят лишний раз акцентировать внимание на теме самодисциплины во время пандемии.

Причин может быть много, например, кто-то просто не хочет портить отношения с фанатичными антипрививочниками, которых сейчас можно найти почти в каждой церкви, и прослыть в их глазах маловером или отступником.

На мой взгляд, если каждый раз во время богослужения с кафедры напоминать, что необходимо обязательно использовать маски, проявляя тем самым заботу о братьях и сестрах, – это уже был бы большой шаг в правильном направлении.

На этой неделе во многих регионах страны, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, закрыты заведения общепита, торговые центры, концертные площадки, МФЦ. Запрещено проведение культурных мероприятий, выставок, различных тренингов и чтение лекций. Куда-то можно войти только при наличии QR-кода.

Религиозным организациям формально разрешено продолжить проведение служб в обычном режиме. При этом многие церкви, осознавая свою ответственность, призывают прихожан при малейшем недомогании оставаться дома, беречь друг друга. Для тех, кто решил остаться дома, организуется онлайн-трансляция богослужений.

В то же время, учитывая длинные выходные, некоторые церкви уже заранее запланировали на эти дни какие-то специальные мероприятия – конференции, обучающие семинары, курсы и т. д. С одной стороны, это вроде бы трудно назвать богослужением в обычном режиме (что допускается в эти дни).

С другой стороны, можно понять и организаторов, которые на протяжении многих месяцев готовились к проведению какой-нибудь конференции или форума и очень уж хочется провести их в очном формате, а не дистанционно. Организаторы оказались перед очень сложным выбором. Отказаться от проведения намеченных мероприятий непросто. Многое уже сделано, есть немало людей, которые очень хотят участвовать и наверняка они будут очень огорчены, если намеченные мероприятия будут либо отменены, либо переведены в онлайн формат. Наверняка, часть верующих обвинит тех, кто примет решение об отмене, в маловерии, перестраховке, неверном расставлении приоритетов.

Одним из аргументов тех, кто не хочет введения дополнительных ограничений в церковную жизнь, является то, что «жизнь все равно продолжается». То есть люди по-прежнему ездят в метро, ходят за продуктами в магазины, приезжают друг к другу в гости.

Однако это, конечно, не совсем так. Во-первых, походы в магазин за продуктами или проезды по неотложным делам, если возможно, тоже надо свести к минимуму (напомню, что гражданам рекомендовано в эти дни побольше находиться дома и покидать его только, если это действительно необходимо). Во-вторых, специалисты подчеркивают, что, хотя заразиться можно где угодно, но самая высокая вероятность — это именно при длительном пребывании людей в закрытом помещении (офисы, учебные заведения и т.д).

Показательно и то, что у нас большинство дискуссий о проведении каких-либо мероприятий в церквях (включая богослужения) в основном сводятся к вопросу: разрешено или не разрешено? Можно найти в законодательстве какое-то послабление, которым можно воспользоваться или нет? Вопрос, а стоит ли подвергать дополнительному риску прихожан – возникает значительно реже.

Разумеется, при входе в церковь висят объявления о необходимости использования масок. Служители периодически напоминают об этом. Однако, придя на богослужение, сразу видно, что очень многие, находящиеся в помещении, не выполняют это требование. Может быть, стоило бы пару раз, например, прервать проповедь и попросить надеть маски, как это требуется, чтобы богослужение было продолжено?

Кстати, позиция тех, кто отказывается одевать маску на богослужении, во многом схожа с позицией организаторов христианских мероприятий во время пандемии: выполнение санитарных норм воспринимается не столько, как проявление любви и заботы о ближнем, сколько как вынужденная мера, которую мы вводим под внешним давлением властей, если запреты нельзя обойти.

Отказ от ношения маски не воспринимается как неуважение к ближнему. Аргументы могут быть разные – «мне в ней трудно дышать», «я уже переболел», «я вакцинирован» и т. д. При этом «безмасочник» редко задумывается над тем, что может быть соблазном для многих других. Я, например, знаю немало тех, кто хотел бы сейчас посещать церковь, но предпочитают оставаться дома и смотреть онлайн трансляции богослужений. Причина – недисциплинированность большей части прихожан.

Вот характерная фраза, которую я слышал в той или иной форме уже не один раз: «Я расстроен, что даже когда пастор напомнил, что необходимо использовать маски, едва ли не половина сидящих на богослужении на это никак не отреагировала. У меня на работе коллеги не позволяют себе такого неуважения к ближнему и дело не столько в запретах или проверках, а именно в ответственности друг перед другом».

На мой взгляд, маска сегодня – это, прежде всего, форма проявления любви и заботы о ближнем. Отказ от каких-то конференций – забота о верующих и их близких. Пандемия не должна вызывать панический страх за свое здоровье. Но мы должны иметь иной страх – как бы нам не стать причиной заражения другого? Ведь я могу переболеть коронавирусом в очень легкой форме, а то и вовсе не заметить, что заболел, но при этом через меня может заразиться кто-то, у кого болезнь пройдет тяжело и оставит после себя серьезные последствия.

Конечно, все мы прекрасно понимаем, что встречаться очно лучше, чем в интернете. Общаться, глядя в глаза друг другу, лучше, чем переписываться в социальных сетях. Участвовать в богослужении в храме лучше, чем сидеть перед монитором. Но времена бывают разные.

Сегодня в мире мы видим тенденцию перевода многих церковных мероприятий в онлайн. Хорошо ли это? Наверное, не очень, но, возможно, надо пережить и это. Было время, когда христиане собирались в пещерах. Было время – тайно по домам друг у друга по несколько человек. Потом пришло время богослужений на огромных стадионах, куда могли приходить тысячи. Сегодня мы оказались в другой ситуации.

Кстати, при всех минусах перехода в онлайн, есть и нечто положительное. В частности исследование Lifeway Research, ссылки на которое содержатся в статье Nearly Half in U.S. Watched Church Online during Pandemic (baptiststandard.com) показало, что, хотя в целом посещаемость церквей за время пандемии упала, с другой стороны, появилось немало людей, кто начал смотреть трансляции богослужений из числа тех, кто до этого никогда не посещал никакие церковные службы.

Я не вхожу в оргкомитет какой-либо христианской конференции, которая намечена на время ужесточения ограничений, но, если бы я входил, то выступил бы либо за отмену, либо за перенос в онлайн, чтобы снизить риск заражения участников и их близких. По сути, мы имеем дело с двумя разными видами опасений (кто-то может назвать это страхами).

Первое – это опасение того, что мы можем оказаться препятствием исполнения воли Бога, Который хочет, чтобы мы проявили твердость и воплотили в жизнь Его и свои планы, не смотря на пандемию.

Второе – это опасение, что за волю Бога мы выдаем свое большое желание во что бы ни стало провести намеченное мероприятие, чтобы силы и средства, потраченные на его подготовку, не оказались тщетными. Кстати, твердости и мужества для принятия решения об отказе требуется не меньше, так как в этом случае основные упреки будут в основном от «своих», а это наиболее болезненно.

В заключение скажу, что я очень хорошо понимаю перед каким сложным выбором оказались те, кто сейчас решает: проводить намеченное мероприятие (христианский форум, конференцию, съезд) или отказаться? Я бы голосовал за отказ, чтобы не стать причиной нового всплеска заболеваний в семьях тех, кто приедет или придет на конференцию.

Могу ли я оказаться неправ и это окажется излишней предосторожностью? Конечно, могу. Более того, это тот редкий случай, когда я буду искренне рад, если ошибаюсь.

Телеграм-канал - https://t.me/gazetaMirt 

Еще читать