Главная / Статьи / Церковь / Ученичество
Ученичество
Ученичество
21.01.2022
266

В начале 90-х годов я прочитал книгу Ивана Эймса «Утраченное искусство ученичества», изданную в Хорватии на ужаснейшем русском языке, но на удивление оставившую во мне неизгладимый след. Впервые в моей христианской жизни я задумался о важности ученичества для служителя церкви. Долгое время я жил с пониманием того, как это важно, но каким образом начать это делать в реальных условиях, я не видел. Я ведь не мог буквально последовать примеру Христа, позвать за собою желающих и отправиться с ними в путешествие по русским просторам.

В середине 90-х годов в российских церквях был бум открытия малых групп и, казалось, вот наконец-то мы получили долгожданный инструмент – замечательные методические пособия для работы в малых группах Ральфа Нейбора!

Новые попытки создания системы ученичества прокатились по стране. Вспоминаю, как один пастор призывал своих помощников искать себе учеников. На вопрос: «А где их взять?» он ответил: «Не знаю, давайте ищите!»

На сегодняшний день я думаю, что большинство евангельских церквей имеют малые группы в своей структуре. Но работа в группе не дает глубины посвящения, а порой превращается в приятные посиделки с «духовным» уклоном.

Работая с бывшими наркозависимыми, я увидел, что такие люди быстро впитывали христианский лексикон, но не больше. Характер и старый эгоистичный образ мышления обычно оставались прежними на долгие годы. Духовные младенцы наполнили церкви, не желая дальше расти самостоятельно. Для меня как для пастора это был очень неудовлетворительный результат.

Я сбился со счета, сколько с 1995 года я прослушал различных семинаров по лидерству. Но увеличение количества не переходило в качество! Развивая новых и новых лидеров, я видел, как вредно и даже опасно воспитывать лидерские качества в человеке, остающимся духовным младенцем! Изменение характера – вот то, что больше всего необходимо для растущего христианина!

В 2008 году я познакомился с очень замечательной программой душепопечения и подумал: «Ну вот! Наконец-то я смогу послужить людям еще более эффективно! Теперь у меня есть «золотой ключик», с помощью которого я могу послужить любой душе!» 

Но по мере развития в этой сфере то, что в начале радовало, стало разочаровывать. Я служил людям в семейных и личных проблемах, сотни людей «прошли» через меня, но осознание того, что я закончу свою жизнь, постоянно выслушивая человеческие жалобы (как было в ситуации с Моисеем), уже «не грело душу», а больше и больше изматывало. Хотелось не «распыляться», но послужить человеку так, чтобы он мог измениться настолько, чтобы сам был способен послужить и научить других людей.

Это называется «духовное отцовство». Сейчас многие люди занимаются душепопечением, но, на мой взгляд, – это работа «наполовину». Люди вырастают до уровня духовных подростков, они научаются побеждать грех, но так и остаются на уровне «духовных детей» или, в лучшем случае, «духовных юношей».

Если в церкви есть только служение душепопечения, на самом деле – это не сильно глубокое посвящение в отношениях. Можно провести зажигательный тренинг и вдохновить людей на построение успешных семейных отношений, но совсем другое дело кропотливо работать с семейной парой в течение 3-6 месяцев.

В 2014 году мне стало ясно, что для более глубокого служения людям нужно знание не только принципов лидерства, основ душепопечения, коучинга, SOZO и т.п. программ. Чтобы полноценно служить людям нам необходимо развивать индивидуальное ученичество! Работа на уровне тренингов и семинаров тоже очень важна, но этого недостаточно! Только с этим люди так и останутся «духовными детьми».

С 2015 года я стал заниматься индивидуальным ученичеством. Я не ожидал, что эта, казалось бы, хорошая инициатива, станет тяжелым испытанием для нашей церкви, так как индивидуальное ученичество требует глубокого посвящения и открытости для наставника и наставляемого. Более и более погружаясь в процесс индивидуального ученичества, я стал мотивировать моих служителей к тому, чтобы и они становились наставниками для других. Но, к сожалению, большинство лидеров, с которыми я служил, оказались не готовы к такому глубокому посвящению. Гораздо проще верить в «легкое» Евангелие, любить людей на словах, проповедовать с кафедры, не открывая свою душу в более близких и глубоких отношениях.

Благодарение Богу, что через 30 лет своего служения я прочитал замечательную книгу Джима Остерхауса и Гэри Теха «Сила наставничества». «Наконец-то! – говорил я себе, читая эту книгу. – Наконец-то появилась толковая книга, описывающая процесс ученичества, наставничества и коучинга, их последовательности и взаимодействия». То, к чему я шел 30 лет опытным путем, оказывается было уже описано и систематизировано! Удивительно, как все совпало: мои наработки здесь в России и книга, написанная профессором в Америке! Приведу некоторые моменты, которые удивительным образом совпали в моем опыте и в книге.

 

  Процесс индивидуального ученичества в церкви должен быть трехуровневый

 

  Первый уровень: ученичество – это утверждение человека в библейских основах. Одного покаяния и признания Иисуса Господом недостаточно. Мы должны помочь человеку УТВЕРДИТЬСЯ в его вере.

Уверен ли он в том, что спасен и его грехи прощены? Уверен ли он в водительстве Божьем в своей жизни? Уверен ли он, что Бог его любит, и в том, что Бог благ? Уверен ли в возможности победы над сатаной? Уверен ли во втором пришествии Иисуса Христа?

Вопросы личной уверенности человека критически важны! Эти вопросы нужно обязательно проговаривать с учеником! Без этого библейского основания практически невозможно перейти с уровня духовного младенчества на уровень духовного детства.

Второй уровень: наставничество – это работа с характером. К этому процессу я отношу христианскую психологию, коучинг и различные другие программы душепопечения. Одного этапа душепопечения (без библейского ученичества) недостаточно! Невозможно воспитать в христианине цельный характер, если он не уверен в своей вере.

В наших церквях мы даем в основном информацию, во ЧТО мы верим и КАК мы верим. Но КАК ЭТО РАБОТАЕТ в жизненной практике, объясняется недостаточно, поэтому иногда возникает странная коллизия: чем больше человек в церкви, тем большим лицемером он становится. Внешне – ревностная христианка, а на деле – страшная бабка, гоняющая людей из церкви. Внешне – человек десятки лет в церкви, а на деле – эгоист, гордящийся своим «стажем» сидения на церковной лавке, не способный и не желающий служить.  

Если говорить библейским языком, то ученичество и наставничество – это работа с духовными уровнями младенчества, детства и юношества. Коучинг же – это уже подготовка к духовному отцовству.

Третий уровень – коучинг, общение партнеров. Если мы начинаем заниматься коучингом с духовными младенцами и детьми, то в большинстве случаев мы «привязываем» их к себе, делая их созависимыми. А если нам за это еще и деньги платят, то это становится просто бизнесом и ничем больше. Некоторые христианские коучи, как и светские психологи, «привязывают» человека к себе, чтобы денежный поток не пересыхал. Они «строят из себя» таких «духовных гуру», не подпуская людей слишком близко к себе. 

Ученичество, наставничество и коучинг должны иметь фиксированное время окончания, чтобы не возникало созависимости в отношениях наставляемого с наставником.

Не обязательно, чтобы один наставник занимался с наставляемым на всех трех уровнях. Наставники могут и должны меняться в зависимости от их компетенции.

Если пасторы церквей начнут заниматься индивидуальным ученичеством, это поможет им переключиться на качественные показатели вместо количественных. Поэтому я думаю, что ученичество особенно полезно для пасторов небольших церквей. Наша церковь небольшая – 100-150 человек, но благодаря процессу ученичества и наставничества у нас сформировалась сплоченная община, которая постоянно взращивает новых и новых служителей, а не наращивает массу «церковного жира».

Это замечательный процесс, который доставляет мне огромную радость как пастору. Я больше и больше утверждаюсь в верности выбранного направления в служении, чего и желаю другим.   

Только в церкви, на мой взгляд, есть огромный потенциал и все возможности для полноценного духовного развития людей через библейское ученичество, наставничество и коучинг. Я рад, что наконец-то у нас стали появляться хорошие книги, грамотно описывающие процесс ученичества, тем самым помогая его началу и развитию в церквях.

Церковь в наше время особенно нуждается в таких книгах и материалах, которые помогают пасторам в их служении.

Телеграм-канал "Мирт" - https://t.me/gazetaMirt

Приобрести книгу "Мастерство наставничества" - https://mirt.ru/masterstvo-nastavnichestva/ 

Еще читать