Главная / Статьи / Церковь / В чем сила, брат?
В чем сила, брат?
В чем сила, брат?
25.03.2022
252

Пару месяцев назад при обустройстве моего нового офиса я искал вариант картины с библейским сюжетом. После долгих размышлений был сделан выбор в пользу картины Василия Поленова «Кто без греха» или «Христос и грешница». Очень сильная по выразительному мастерству художника картина, но главное – это невероятное событие из жизни Иисуса Христа. Картина написана на основании Евангелия от Иоанна 8 главы и находится сейчас в государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Интересно, что когда художник писал ее, то хотел назвать: «Кто из вас без греха». Но цензура не позволила это сделать. И картина была выставлена под названием «Христос и грешница». А позднее даже называли «Блудная жена». И такая позиция с переименованием картины показательна для понимания сущности религиозных людей и людей власти. Это обычная лукавая практика смещения акцентов и облагораживания самих себя, замены терминов и отмывания своей совести.

Также мне пришлось много раз слышать проповеди в церквях на это событие из Евангелия от Иоанна и я часто наблюдал смещение акцента с заданного Иисусом вопроса на молчание, выдержку, неспешность Иисуса, на его неизвестные начертания перстом на земле, даже как бы на неопределенность в Его словах.

И вот картина у меня над рабочим столом, и я всматриваюсь в нее и отождествляю себя с участниками того события. Я доволен картиной и восхищен мудростью Иисуса Христа и мастерством Василия Поленова.

Проходит несколько дней и наступает 24 февраля. Я переживаю состояние шока. Российская армия начала военную операцию в суверенном государстве. С каждым днем новости все ужасней. Боль, сострадания погибающих людей, беженцев, братьев и сестер, проживающих в Украине. И это переживание не утихает до сего дня, а напротив, усиливается.

Но не менее больно и мучительно для меня оказалось другое. А именно: как реагирует на все это происходящее наше евангельское сообщество. Чем больше я слушаю, наблюдаю за служителями, за братьями и сестрами в церквях, тем больше в моем понимании происходит отождествление христиан – нас с вами – с фарисеем и его командой. Они же в этой истории выступили в роли обвинителей женщины и искусителей Христа. Они как бы не при делах, они апеллируют к закону Божьему, они обнародуют греховность женщины. Всё как бы правильно, все исполняют свое служение по устройству жизни народа, поддержанию порядка.

За ними сила и правда, так, как они их понимали и использовали для своих интересов. И женщина к тому же не ангел, и она против этой силы совершенно беззащитна. Я уж не говорю сейчас о том, что обвинение было частично сфабриковано, не вся картина этого греха представлена и не все виноватые обозначены.

И глядя на картину и совершенно не оправдывая женщину, я все больше вижу в ней сторону, нуждающуюся в любви и помощи, в защите от тех, кто готов и намерен ее растерзать. Я все больше задумываюсь о проповеди любви к людям, а тем более к слабым, обиженным, нуждающимся в защите от несправедливости. Разве не это проповедовал Сам Христос и показывал всей Своей жизнью? Разве забота о слабых не есть признак благочестия и настоящего живого христианства?

В чем смысл и сила вопроса Иисуса: «Кто без греха?» Это не вопрос малодушия, это не уход от Своей ясной позиции по данному вопросу и это даже не выравнивание всех на одной площадке. Это вызов властной группе, это обличение в форме вопроса.

Можно перефразировать: "Вы сами грешники, это вас нужно побить камнями, это вы отказались от своего служения слабым и стали просто насильниками. Это вы лукаво прикрываетесь законом Божьим и созданными вами самими человеческими законами и употребляете свою власть не на добро, а на зло".

Христос в Своей высшей мудрости через вопрос, который по сути ясно обозначил состояние сердец и греховной жажды насилия в гордыне и амбициях человеческих, встал на защиту женщины. Настоящая любовь проявляется в делах и словах помощи и защиты. Сила Иисуса и акцент Его действия здесь не в молчании, а в ясном, определенном слове защиты женщины и обозначении греха фарисеев и людей власти.

Мы часто в жизни неверно используем этот вопрос Иисуса, чтобы уйти от ответственности: «Ну, все мы грешники; у каждого своя правда; как тут понять и с какой стороны посмотреть и т. д., и т. п.» Мы называем свое молчание и отказ от своего призвания быть солью, светом и совестью – "мудростью", "выдержкой" и "терпением".

Применимо к событиям в Украине, мы скорее отождествляемся с фарисеями, а не с Иисусом. Мы отказались от права и ответственности царственных священников определять и обличать зло, говорить правду, а также возвышать голос в защиту слабых.

Я сейчас не говорю о методах и не призываю к оружию. Но впечатление такое, что многие христиане уже приготовили «камни своей праведности» или «камни, приготовленные специалистами насилия» и готовы бросать или подавать бросающим.

Я призываю себя и всех нас быть похожими на Христа, говорить правду, вступаться за обиженных, быть христианами и братьями в едином Теле Христовом в практических вопросах жизни и особенно, когда царствует зло.  

Сегодня вопрос Иисуса Христа звучит к нам: "Кто из нас без греха?"

Телеграм-канал Мирт - https://t.me/gazetaMirt

Еще читать