Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Самое неудобное требование Бога / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / Самое неудобное требование Бога
Самое неудобное требование Бога
Самое неудобное требование Бога
17.02.2017
1913

Требование правды – одно из самых настойчивых и в то же время неудобных для человека требований Бога. Само понятие правды рождается в нашем сердце от Духа Божьего, возрастает и формируется по мере усвоения Слова Его.

Хорошо об этом говорит Клайв Льюис в книге «Просто христианство». Он называет закон различения правды и лжи «законом человеческой природы», свойственным только человеку, который заложен Богом в человеческую сущность от начала:

«Все физические тела подчиняются закону тяготения, как все организмы подчиняются биологическим законам, так и существо по имени человек имеет свой закон — с той великой разницей, однако, что физическое тело не может выбирать, подчиняться ли ему закону тяготения или нет, тогда как человек имеет право выбора — подчиняться ли ему закону человеческой природы или нарушать его» .

В чем же неудобство правды, к которой призывает нас Господь? – «Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» (Исх. 23:2).

Быть как все, идти за большинством – качество, которое присуще основной массе людей, оно комфортно и удобно для человека. Коллективизм веками воспитывался у наших предков в крестьянской общине, затем в коммунистической системе. В советское время несогласные с ложью большинства, выцеживались специальными «сетками» по мере взросления: октябрятство, пионерия, комсомол, КПСС. Неважно, что ты не веришь в торжество коммунизма, но вслух произноси только слова одобрения этой лжи или на худой конец демонстрируй молчаливое согласие.

Такие методы использовались для формирования менталитета «толпы» и нивелирования личностей. Сама по себе «толпа» не соображает, соображают только личности, которые эту «толпу» ведут. Нивелированное сообщество нетрудно подчинить одной воле, а одну волю легче подчиняет сатана. Поэтому авторитарные и тоталитарные сообщества и страны обычно и оказываются на службе у противостоящего Богу.

Реализует же единую волю лидер, способный наиболее доступно выразить свои идеи без оглядки на правду.

Примеры мы видим и в истории стран и в деятельности церквей. Так, на переломе от XVIII и XIX веков наиболее выраженными генераторами идей по дальнейшему развитию страны были большевик В. Ленин и меньшевик Г. Плеханов. Недоучка Ленин и хорошо образованный Плеханов.

Многие историки считают, что если бы народ пошел за Плехановым, то страна развивалась бы в русле скандинавского (шведского) социализма. Но язык Плеханова был слишком скучен и сложен для народного восприятия. Его путь требовал упорного и добросовестного труда от каждого.

Ленинские же завиральные лозунги, типа: «Земля – крестьянам», «Заводы – рабочим», «Отобрать и поделить» - куда понятнее и по времени «ближе». За ним и пошли. Подобные принципы работают во всех сферах общественной жизни, иногда даже и в церквях. Заклинания некоторых проповедников «успеха» напоминают нынче лозунги Владимира Ильича.

За таким лидером «толпа» пойдет куда угодно, только дорогу давай пошире. Справедливости ради надо отметить, что «толпа» может идти и на благое дело, и на злое –  куда поведут, туда идет.

«Толпу» не осудишь – это не личность. А личностей в толпе нет, поскольку они подчинили (предали) свою волю, дарованную Господом, чужой воле, чаще всего воле противостоящего Господу.

Законы «толпы» мало отличаются от законов стада. Способ, используемый на мясокомбинатах, когда козел ведет стадо овец или коров на площадку убоя, а сам перепрыгивает через оградку в последний момент, хорошо демонстрирует ситуацию для сообществ, ведомых единой волей. И не переживайте, «овцы», ведь даже народная пословица говорит: «На миру и смерть красна».

Для формирования управляемого сообщества нужно только отобрать из немногих наиболее бесстрашных личностей – самых «козлообразных», а именно готовых на любую подлость за хорошую кормежку, а остальных изолировать тем или иным способом – и ситуация будет под надежным контролем. Если держать сообщество в тонусе, конечно. В тоталитарной (авторитарной) стране обычно тонус обеспечивается разоблачениями «предателей» либо перманентной войной под аккомпанемент истерики в массмедиа.

 Такое сообщество не руководствуется правом, но растаптывает всех на своем пути. В своей книге «Философия неравенства» Николай Бердяев писал:

«Русские смешивают право с моралью и ставят судьбу личности в зависимость от нравственного сознания людей, от их добродетелей. … Такое отрицания права есть знак ослабления личного самосознания, есть недостаток личного достоинства, есть погруженность в безликий коллектив. Это свойство оказалось роковым для России».

Н. Бердяев говорит здесь о катастрофе 1917 года. Думаю, «погруженность в безликий коллектив», отсутствие личной позиции граждан и уважения к праву лежат также в основе событий связанных с вмешательством в украинские события и гибелью многих тысяч граждан Украины и России. Тотальная пропаганда оказалась сильнее тихого голоса правды и права даже для многих христиан, которые молча, а иногда и одобрительно наблюдали за этими действиями.

 Понятно, что с точки зрения Библии такое послушное большинство ожидает не лучший исход в духовном мире. Об этом говорит Господь: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7:13).

Требование Богом правды от человека – краеугольное. По сути, это вопрос жизни и смерти. «На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти» (Прит. 12:28).  Конечно, как всегда Бог говорит, прежде всего, о жизни вечной. Жизнь земную правда зачастую укорачивает: «Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город» (Мф. 23:34). Так было и есть и, боюсь, еще будет.

В мире духовном большое значение имеет исповедание. Поэтому в жизни обычным является требование противостоящего Богу, – того, кто направляет людей к погибели, – это требование исповедания, делания или поддержки лжи, осуществляемое через «козлообразных» деятелей. Это он расставлял сетки для правдолюбцев в советское время, да и теперь не отдыхает.

Только Господь Иисус Христос может разорвать путы лжи и страха, которые на генетическом уровне связывают нас. Через церкви Божьи Он учит людей хождению правде. Обличению лжи.

Но не всегда и не во всех церквях это так происходит. Много лет являюсь верующим. За эти годы довелось послушать и почитать множество проповедей. Но вот как то не припомню хотя бы одну проповедь о хождении в правде.

Солженицын только и всплывает в памяти, со своим заветом к россиянам: «Жить не по лжи». Да ведь он не проповедник. И не за это ли сегодня у нас его норовит пнуть каждый, кто не обременен совестью и умом. Н. Бердяев, честь ему и хвала, писал по этой теме, но уже будучи за границей.

А чтобы проповедники, да в церкви, призывали народ жить по правде, отстаивать правду повсюду, как в церкви, так и в мире, такого не припомню. Если говорили, то о «специальной» правде для верующих, «суверенной», по известному выражению. Одну лишь статью Ю. Сипко и нашел в море русскоязычного интернета.

Похоже, это все, что рождено нашим христианством по этой важнейшей теме за многие годы. Ведь правда, как отмечено в заголовке текста, пожалуй, самое неудобное для человека требование Бога. Если она родится в людях, то ее непросто выставить за порог, для мира. Она и в церкви потребует своего, захочет быть услышанной.

Придет какой-нибудь Сын плотника, бродяга и начнет обличать почтенных братьев в поддержке лжи, поклонении государственным идолам больше, чем Богу, увлечению деньгами и властью. Кому нужна такая правда? Иди потихоньку, Сын плотника.

У нас тут собственная правда, рафинированная, почитающая даже преступника, если он во власти. Почитали и гитлера, и сталина, и иже с ними. За одобрение они позволяют нам проповедовать слово. Неважно, что из слова изъято главное – правда. Как в английской пословице: «Вместе с водой выплеснули и ребенка». Но ванночка-то осталась.

На самом деле поперек правды нельзя провести черту, разделив: эта правда – для церкви, а эта правда – для мира. Такая черта зачеркнет всю правду, а заодно и Бога в сердце.

Но когда случаются испытания для народа Божьего, когда пригибает отец лжи, заставляя поклониться и благословить во зле, помочь в распространении лжи, тут многие удивляются: «Что за народ Божий, что же молчит он, глядя на совершаемое зло и ложь, а то и встает на сторону лжи?»

Но, может быть, не приучили народ к правде? Ведь для этого нужно дать свободу и иметь реальные братские отношения в церкви. А мы прогнали Сына плотника, потому что Он говорил обидные вещи, совершенно не по регламенту, прогнали ровно так, как делали это фарисеи в свое время.

Не берусь утверждать, но создается впечатление: новый иван грозный, сталин, гитлер, другой какой вурдалак-посланник сатаны, облеченный властью, может заходить к нам размашистой походкой под аплодисменты и поклоны присутствующих. Особенно, если он объявит, что любит верующих и церкви. К сожалению, он действительно приходит, если мы готовы ему поклониться. История многократно подтверждала эту закономерность.

Христиане не могут восставать против власти. Но им Господь доверил Слово правды, им поручил судить мир. Поэтому они обязаны высказывать свое суждение миру по тем или иным проблемам, и не могут равнодушно проходить мимо творимого зла. «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6:2).

Речь здесь идет не только о российской действительности, такое возможно во многих странах. И Господь говорит о праведниках: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:10,11).

На самом деле, как раз забвение правды и обличения, в том числе и обличения власти, неминуемо ведут к нарастанию насилия и жертвам. Ведь препятствующие правде служат не Богу, а противостоящему. А он знает, как поступать с преданными поклонниками. Поэтому в странах, где справедливая критика и правда отсутствуют, в итоге все заканчивается диким бунтом, когда обезумевшая толпа рвет на куски своих властителей. Погибает народ, погибают представители власти.

Другой вариант – длительный застой, выхолащивание лучшего в народе, гниение и распад. Безусловно, это относится к любым человеческим сообществам: от церквей до государств.

В странах же, где справедливое обличение (критика) власти в порядке вещей, люди мирно живут и радуются под Божьим покровом. И страны развиваются. И президенты имеют возможность ездить в гипермаркет на велосипеде, без всякой охраны, к слову сказать.

Таким образом, тот, кто препятствует справедливой критике власти, в конечном счете, содействует власти противостоящего Богу, будущему насилию или застою в развитии страны. Напротив, правда, в конечном счете, укрепляет, а не разрушает власть, ибо Господь говорит: «Мерзость для царей – дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол» (Прит. 16:12).

Ради праведников Бог хранит пока и всех нас.

Господь милостив. Он и теперь говорит: «Се, стою у двери и стучу» (Отк. 3:20). Не отворят ли?

Еще читать