Принято решение о конфискации центрального офиса "Свидетелей Иеговы"
Российское правосудие испытывает на себе последствия рокового для нашей правовой системы в сфере свободы совести решения о ликвидации вполне законопослушного религиозного движения. 20 апреля 2017 года Верховный суд РФ признал «Свидетелей Иеговы» экстремистской организацией, ликвидировал и запретил деятельность всех ее 395 отделений на территории РФ. Имущество организации суд обратил в доход государства, что означает процесс постепенной конфискации всех российских «Залов Царств», где верующие проводили богослужения. Однако, самым значимым объектом недвижимости является комплекс зданий в поселке Солнечное Курортного района Петербурга, стоимостью около миллиарда рублей.
В Солнечном у «Свидетелей Иеговы» — 14 зданий площадью 33 тыс. кв. м на 10 гектарах благоустроенной территории. Еще в начале 1990-х годов религиозная организация «Свидетелей Иеговы» приобрела у компании «Промстрой» бывший пионерлагерь за 150 млн рублей.
После того, как в отношении «Свидетелей» начался судебный процесс в Москве в 1999 году об их ликвидации (тогда верующие выиграли), комплекс в Солнечном, где располагался Управленческий центр СИ, был перерегистрирован на иностранную организацию — Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania. С 2000 года им открыто владеет «Общество Сторожевой башни» — объединение, действующее с 1884 года.
Помимо этого, в Петербурге «Свидетелям Иеговы» также принадлежит конгресс-зал на 2500 мест на Коломяжском проспекте с участком в гектар. Распоряжение о передаче участка для «Свидетелей Иеговы» под строительство этого зала подписал еще мэр Анатолий Собчак.
Если большая часть собственности конфискуется у российских подразделений СИ (так как организация в целом признана экстремистской), то ситуация в Солнечном стала поистине уникальной в правовом и политическом отношении. 7 декабря 2017 года Сестрорецкий районный суд (Санкт-Петербург) принял решение передать комплекс имущества в поселке Солнечное Курортного района в собственность РФ.
Причем, имущество было фактически изъято у иностранной организации. Представитель прокуратуры объяснил, как это могло произойти:
«Судом Санкт-Петербурга в полном объеме удовлетворено исковое заявление прокуратуры к юридическому лицу по законодательству США "Общество сторожевой башни, Библии и трактатов Пенсильвании" о признании сделок, заключенных в 2000 и 2010 годах с запрещенной на территории РФ религиозной организацией "Управленческий центр свидетелей Иеговы в России", недействительными, применении последствий недействительности ничтожных сделок».
Дело в том, что в 2000 году российская организация передала иностранной комплекс в Солнечном в качестве пожертвования, а зарубежная организация «Общество сторожевой башни» передала комплекс российскому центру в пользование. Все было сделано по закону. Но прокуратура и суд решили, что поскольку фактически зданиями и территориями пользовался Управленческий центр, то можно признать все совершенные сделки недействительными.
Пресс-центр «Свидетелей Иеговы» так отреагировал на данное решение суда:
«Данное решение бросает тень на незыблемость имущественных прав в Российской Федерации, где ни одна организация, даже международного масштаба, не может быть спокойна за свои сделки, даже если они официально зарегистрированы уполномоченными органами».
Для правоведов конфискация собственности международной организации СИ с помощью признания сделки, совершенной 17 лет назад, ничтожной стало полной неожиданностью.
Как отмечает член Совета по правам человека при Президенте РФ адвокат Владимир Ряховский, «Свидетели Иеговы» имели полное право подарить свой комплекс зданий, а иностранная организация могла передать его в пользование. Это не свидетельствует о притворности сделки. Одариваемое лицо было вправе без ограничений распоряжаться полученным имуществом.
В связи с этим очевидно, по словам Владимира Ряховского, что Сестрорецким судом принято неправовое решение, которое можно объяснить только политической конъюнктурой. Помимо этого, по данной категории дел существует также срок давности — три года для оспаривания совершенной сделки. Согласно материалам дела, прокуратура оспорила сделки по комплексу в Солнечном, несмотря на истекший срок давности, поскольку прокурор якобы не был уведомлен о передаче имущества. Однако сделка была зарегистрирована, внесена в реестр и кадастр, то есть вся информация была абсолютно открытой. Об этой сделке было известно с 2000 года.
По словам Владимир Ряховского, заявление о том, что прокурор не знал или же не интересовался имуществом в Солнечном, а поэтому сделка была пересмотрена, является просто глупым объяснением. Через 17 лет заявлять о том, что якобы чьи-то права могли быть нарушены — это издевательство над правосудием. То, что российская организация «Свидетелей Иеговы» признана экстремистской, в данном случае не играет никакой роли, так как юридически есть ее имущество, и есть имущество, которое она давно подарила и которое перешло в собственность другой организации.
После того как «Свидетели Иеговы» обжалуют решение в российских судах, они смогут обратиться в Европейский суд по правам человека с жалобой на ограничение и нарушение прав собственника на его имущество. Страсбургский суд, скорее всего, признает, что произошло изъятие собственности в нарушение Европейской конвенции по правам человека.
О негативных последствиях данного решения суда по конфискации зданий Управленческого центра в Солнечном предупреждает и адвокат, доктор юридических наук, главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев. По его словам, право собственности в современном демократическом обществе — это «священная корова», это как право на жизнь. Конституция России также закрепляет право на собственность, а в реальности получается, что личность и его собственность не защищены в нашем государстве: как отбирали, так и отбирают.
Конфискация собственности иностранной организации — это уже не столько нарушение религиозной свободы, сколько разрушение инвестиционного климата в стране. Такое решение сильно ударит по имиджу России, а потенциальные инвесторы еще сто раз подумают, прежде чем что-либо покупать или во что-либо вкладываться в России, подчеркнул Анатолий Пчелинцев.
Большинство экспертов были вроде бы готовы к тому, что после апрельского решения Верховного суда РФ 2017 года будет происходить конфискация молитвенных зданий. Более того, по антиэкстремистскому законодательству теоретически могут появиться уголовные дела с реальными сроками в отношении тех, кто продолжает молиться и читать Библию в переводе «Свидетелей Иеговы». В Орле под стражей находится датчанин Деннис Кристенсен, которого обвиняют в создании запрещенной на территории РФ организации, то есть общины «Свидетелей Иеговы» (формально ему грозит до 10 лет заключения, но его российских единоверцев почему-то не стали задерживать).
И все равно довольно дико в публичном пространстве России звучат сообщения о конфискациях или делах в отношении верующих. Само по себе решение о ликвидации религиозного движения, также как и закон Яровой, согласно которому штрафуют проповедников, задали определенную порочную логику следствия и судебных решений. Судьи и прокуроры вынуждены принимать именно такие решения, которые ломают жизнь верующим согражданам и не укладываются ни в Конституцию РФ, ни в здравый смысл, так как над ними довлеют высшие политические решения, а совсем не законы.