Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Благовествуя постмодернисту / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / Благовествуя постмодернисту
Благовествуя постмодернисту
Благовествуя постмодернисту
03.12.2018
1676

«Когда разрушены основания, что сделает праведник?» (Пс. 10:3)

 

Эпоха пустоты

На обывательском уровне постмодернизм, как и многое другое, не является заслуживающим пристального внимания. Мало того, что все «-измы» в настройках по умолчанию напрягают и настораживают, так в религиозной среде от этого сложносоставного словечка и вовсе многим интуитивно хочется держаться подальше. Тем не менее, со второй половины прошлого века именно постмодернизм со всей его неоднозначностью во многом формирует и задает тон для мировосприятия, религии, культуры, этики и образа жизни современного человека.

Дезориентация, утрата оснований, которые казались прежде незыблемыми, и страх перед миром и самим собой, трансформированный в иронию, – все это наследие глобальной катастрофы, которая увенчала эпоху Просвещения и модерна с их заблуждениями относительно природы человека, его рациональности и идеи прогресса. Смиренное «богословие после Освенцима» – решительный щелчок по носу самоуверенному оптимизму предыдущей эпохи.

Теперь принято считать, что возведение в абсолют любых человеческих идей и начинаний неизменно отзовется тоталитаризмом. Поэтому многие современные мыслители отшатнулись от попыток навязывания окончательной версии истины, целостности и универсальности любого рода. Теперь они голосуют за торжество многообразия культур, убеждений и верований. Выбор сделан в пользу фрагментарности, контекстуальности и даже неопределенности.

Так человечество, разочаровавшись в прежних ориентирах и ощутив глобальную растерянность, ввело себя в «эпоху пустоты». Ярким тому свидетельством служит современное искусство. Один из героев французской кинокартины «1+1» (Intouchables) восклицает: «Вы что кУпите эту дрянь за тридцать тысяч?! У парня кровь пошла из носа, и он просит тридцатку?!» Наблюдательный библейский мудрец сказал очень просто: «Толчок в нос производит кровь», – и блуждая во мраке постмодерна, человек обречен вновь и вновь вдохновляться, наступая на грабли.

«Эпоха пустоты» характеризуется плюралистической многоголосицей, в которой каждый по-своему прав. Балом здесь правит пресловутый релятивизм с его полной относительностью норм, взглядов и предпочтений. «Когда разрушены основания, что сделает праведник?» – за последнюю сотню лет эти слова древнего псалмопевца достигли небывалого уровня актуальности. А ведь и правда, что он сделает?

Можно сетовать: «О времена, о нравы!», – а можно увидеть новые возможности. Каким образом проповедовать неизменное Евангелие нашим современникам, живущим в постоянно меняющемся мире? Как нести свою веру людям эпохи, которую нередко называют не только постмодернистской, но и постхристианской? Отвечая на этот вопрос, обозначим три главных вектора.

 

Живые отношения

Эпоха постмодерна – это еще и постиндустриальное, информационное общество, в котором больше нет привилегированной цивилизации, культуры, веры, нормы и стиля. На менталитет современного человека мощное влияние оказывают социальные сети, виртуальная реальность, легкодоступность информации и ее переизбыток. Оказавшись на глобальном перекрестке культур, попав в скоростной водоворот мегаполисов, венец творения все острее чувствует приторность индивидуализма.

Современное общество потребления даже церковь трансформирует в духовный супермаркет, потворствующий эгоистичным потребностям. Поветрия светского гуманизма превращают пасторов в проповедников успеха и саморазвития, в мотиваторов, которые убеждают слушателей в бесконечной любви к ним их личного Спасителя во имя повышения качества их земной жизни. Коммерциализация и ориентация на мирское понимание успеха лишают церковь ее главного внутреннего содержания.

Роман Соловий определяет церковь как «содружество людей, принимающих участие в миссии, чтобы примирить мир в послушании Иисусу как Господу» («Появляющаяся церковь», Черкассы: 2014, с. 142). Христианам следует стремиться к такой любви, которая действует не только для того, чтобы кого-то обратить в свою веру. Тем не менее, для христианина невозможно любить и при этом не желать человеку примириться со Христом.

«Нехорошо быть человеку одному», – особенно остро это понимаешь в средоточии муравейников из стекла, стали и бетона. Чрезвычайно распространенная личностная проблема наших дней – одиночество. Многие люди сегодня хотят увидеть не столько абсолютную истину, сколько просто живую. Они ищут не доказательств, они беспокоятся о том, как жить. И Христос по-прежнему дает надежду: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

Домашние группы, спортивное служение, группы поддержки, благотворительность и т.п., – все это работает не только в силу стройности доктрин и аргументов, но и потому, что современный житель мегаполиса страстно желает взаимоотношений. Напротив, такие виды благовестия как уличная проповедь или раздача буклетов, не подразумевающие развития отношений, увядают все быстрее.

Внутреннее устройство домов молитвы по своему функционалу должно быть приспособлено не только для многолюдных конференций, но и для обычных бесед. Создание семейной атмосферы, в которой любовь и деятельное служение – это образ жизни, гораздо важнее внушительной картинки для церковного ютьюб-канала со стройными рядами слушателей пастора-шоумена.

Анализируя путь церкви к новой миссиологии, Дэвид Бош выявляет элементы возникающей миссионерской парадигмы, которую он называет экуменической («Преобразования миссионерства», СПб., 1997, с. 403). Одно из измерений любви к ближнему – это поиски примирения между христианами, преодоление конфессиональных, национальных, экономических и других социальных барьеров в церкви Христа.

 

Тайна и чудо

Вызовы Просвещения и модернизма трансформировали христианство в рационалистично ориентированную веру. Сегодня необходимо вспомнить, что по замыслу Главы церкви Иисуса источниками ее богословствования являются: во-первых, Писание, во-вторых, разум, в-третьих, опыт, а в-четвертых, предание как коллективный опыт вселенского Тела Христова. Кстати, это и есть классическое толкование одного из принципов Протестантской Реформации – Sola Scriptura (Лодэл М. «История Бога», СПб., 2006, с. 51).

Иисус заповедал нам возлюбить Господа не только всем разумением, но и им тоже. А кроме того сердцем, душой, волей, то есть всем своим существом. Согласно библейской литературе мудрости, стяжать знание чрезвычайно важно. Но на тех же страницах мы находим предупреждение от противоположной крайности: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Пр. 3:5).

Как известно, в наше время если ты не смотришь новости, ты не информирован, а если смотришь, ты дезинформирован. Речь не только об информационной перенасыщенности эфира, но и о проблеме пропаганды, промывании мозгов, манипуляции человеческим сознанием в политических и коммерческих целях.

Еще одной важной характерной особенностью современности является снижение доверия к научному знанию. Рационализм и возвеличивание научно-технического прогресса после потрясений XX века стали не только вдохновлять, но и пугать. Человек боится оказаться жертвой всевозможных внешних угроз: тоталитарной системы, техногенных катастроф, оружия массового поражения, терроризма, искусственного интеллекта и т.п. В результате мыслящие люди стали отягчены так называемой «герменевтикой подозрения».

Утратив веру в Бога, люди в принципе не перестают быть верующими. Однажды отвечая на вопрос о своей вере, Мэрилин Монро воскликнула: «Я верю во все, но во все понемногу!» На глобальном рынке услуг и идей оказываются все, кому не лень: приверженцы эзотерики, уфологи, медиумы, экстрасенсы, бизнес-тренеры, плоскоземельники и прочие, и прочие. Увы, христианские проповедники оказываются в том же ряду. Современно мыслящий человек готов поверить во все понемногу, но ни во что всерьез, ни во что до конца.

Сегодня желание вернуть в мир тайну и чудо весьма распространено. Вера в сверхъестественное в массовом сознании больше не анахронизм. Различные СМИ культивируют эту почву на полную катушку. Не случайно говорят, что РЕН ТВ – это федеральный канал, благодаря которому можно узнать, что ваша соседка снизу – рептилоид, иллюминат, масон, шпион США, клон и потомок индейцев майя. Множеству людей противоречиво-уверенное мистическое повествование оказалось гораздо ближе и понятней воинственного голоса креационистов и фундаменталистов.

Если Бог действительно представляет Собой Абсолют, то стоит ли самоуверенно делать вид, что с помощью доктрин возможно препарировать и исчерпывающе изъяснить Его сверхъестественную сущность и природу? И здесь оказывается востребован богословский язык апофатической традиции, который подчеркивает принципиальную инаковость и непостижимость Вседержителя.

«Четыре духовных закона» и другие подобные евангелизационные буклеты, созданные десятилетия назад, все менее понятны современным читателям. Не случайно в церквях чаще стали звучать не только проповеди догматического и экспозиционного характера, но и нарратив – проповедь-рассказ. Данный метод представляет собой не систему логических доказательств, но «сценарий, в котором описывается жизненный уклад» (Джонс Т. «Основание церквей от а до я», Н.Новгород, 2011, с. 98).

Набирает обороты активное использование в богослужебной практике искусства: музыки, литературы, живописи. Предполагается, что язык символов способен помочь верующим ощутить присутствие трансцендентного, непознаваемого Бога. На эти темы серьезные исследования написаны Ричардом Фостером, Робертом Уэббером и др.

 

Царство Небесное

Разобщенный грехом мир живет по соответствующему принципу – разделяй и властвуй. Тем временем церковь уже две тысячи лет пытается преодолеть дуалистичное восприятие как своей собственной природы, так и мира, для которого она призвана быть светом и солью.

Радикальное размежевание духовной и светской сферы оставляет церковь на оборонительных позициях и ограничивает понимание Божьего всевластия. Заповеди Создателя рассчитаны не только на верующих, но на всех людей. Именно эту мысль подразумевал Клайв Льюис, развивая моральный аргумент существования Бога.

Вместо использования сакральных мест для проповеди, куда можно пригласить незнающих Бога, миссионерская церковь пытается проникнуть во все сферы жизни. Если закрыться в домах молитвы и перестать на всех возможных уровнях влиять и отстаивать библейские ценности и принципы, скоро мы обнаружим что эти принципы будут установлены безбожниками. Вот почему христианин остается в том звании или общественном положении, в котором призван, а неверующий супруг освящается уверовавшим, просто оставаясь в прежних брачных отношениях.

Придерживаясь активной миссионерской практики и ведя открытую церковную политику, важно помнить об опасности подхватить ложные ценности, сообразоваться с миром и позабыть о практике освящения. Культура – это важный мост для миссии. Но если ты открыт к диалогу, по этому мосту в обратном направлении может пройти враг.

Поэтому так важно постоянно обновлять свое сознание истиной Божьего Слова. Согласно Писанию, главным содержанием проповеди Иисуса было приближение Царства Божьего. Христианам необходимо переосмыслить евангельскую весть и земное предназначение церкви в контексте Царства.

Искупление – это не спасение от мира, а спасение мира, преображение общества. Церковь – плацдарм Небесного Царства в мире. Спасение – это не только принятие информации о том, как отправить собственную душу в рай, но принципиальная и сознательная готовность к жертвенной миссии на земле. Царство Божье необходимо привносить во все сферы человеческой жизни: личную, семейную, социальную, политическую и экономическую. Аналогичные идеи развивают такие современные богословы как Николас Томас Райт, Лесли Ньюбигин, АланХирш и др.

Н.Т. Райт говорит: «Наша задача – всеми способами, практическими и символическими, через истории или ответы на конкретные вопросы возвещать о том, что миром правит Господь Иисус Христос, а не Цезарь, Маркс, Фрейд или Ницше, модернизм или постмодернизм… Христианское мировоззрение, способное бросить вызов как модернизму, так и постмодернизму, должно найти выражение в литературе, музыке, искусстве, философии, образовании, поэзии, политике, богословии и даже библейских занятиях» («Иисус – надежда постмодернистского мира», Черкассы, 2006, с. 187, 196).

 

Без паники

Резюмируя сказанное, хочется отметить, что при всей сложности и неоднозначности затронутой темы у христиан есть мощный свет в конце тоннеля. Не стоит забывать о том, что вокруг нас самые различные люди: и скептичные постмодернисты, и убежденные хранители модернистских взглядов, и множество незамысловато-равнодушных и неопределившихся граждан.

На потребу дня забросить рационалистичную апологетику или грамотно и логично построенную объяснительную проповедь было бы более чем опрометчиво. И то, и другое необходимо как воздух! Однако разумный рыбак умеет вовремя сориентироваться и сменить наживку, перенимая опыт товарищей по цеху. При этом, экспериментируя с наживкой в благовестии, важно не перепутать средства с целями и не дать рыбе утащить и утопить себя в глубоком омуте. На то и щука в воде, чтобы карась не дремал.

Одна из основных сложностей в призвании евангелиста состоит в необходимости укореняться в Писании, при этом понимая, как мыслят и чем живут люди, которым он служит. Уильям Темпл заявил, что «церковь – единственная организация в мире, существующая ради блага тех, кто не является ее членом». Звучит красиво. Но кроме эстетического наслаждения данная истина должна побуждать нас иметь способность слушать и понимать людей, которые нуждаются в спасении. Провозглашение истины без любви обессмысливает себя и усугубляет «герменевтику подозрения».

И еще одна освобождающая мысль. Чтобы не становиться рабами людей, нужно взирать на Иисуса, искать Его воли. Вне всяких сомнений, если созидать церковь по замыслу ее Основателя и Главы, она будет самым естественным образом отвечать на запросы людей любой эпохи и каждого поколения. Мысль проста: здоровый церковный организм будет духовно и количественно расти, давая миру надежду. Именно об этом учат Кристиан Шварц, Марк Дэвер и др.

В замысле Господа изначально придается грандиозное значение семейным отношениям между Божьими детьми. В нем также подразумевается многогранность и постоянное углубление нашего богопознания и совместного поклонения. А если мы упорно игнорируем практическое влияние на нашу повседневную жизнь учения Иисуса о Божьем Царстве, усеченность замысла о нем распространится лишь только на нашу собственную жизнь. Бог царствует!

В этом отношении крайне важно не создание чего-то нового, но переосмысленное возвращение к библейским истокам. На нас лежит ответственность оплодотворить неизменным Евангелием меняющуюся культуру своего поколения. Для этой непростой задачи церковь нуждается в духовно и интеллектуально зрелых служителях, имеющих твердое мировоззрение, способность критически мыслить и открытость к новаторству.

 

https://mchernyavsky.ru

"Мирт" в Телеграм - t.me/gazetaMirt

Еще читать