Главная / Статьи / Общество / "Это не ейные бубенцы"
"Это не ейные бубенцы"
24.12.2018
241

Один из самых любимых мной эпизодов в книге Клайва Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф» - это история бегства детей с мистером Бобром и миссис Бобрихой от Белой колдуньи. Вот они прячутся в углубление между корнями дерева, вот слышат приближающийся звук бубенцов на санях, как они думают, Белой колдуньи (внимательный читатель уже понимает, что это не сани Колдуньи, так как в тот день она приказала не вешать на них бубенцы).

Мистер Бобр выходит на разведку, дети ждут его с замиранием сердца и вот он возвращается с криком: «Это не ейные бубенцы!» Не «ейные»? Чьи же тогда? В санях сидел высокий старик в ярко-красной шубе с меховым капюшоном, длинная белая борода водопадом спадала ему на грудь.

Он появился посреди вечной зимы, подарил детям и животным подарки тогда, когда в Нарнию вернулся Алсан, ее творец и защитник. Белая колдунья вскоре будет изгнана вон, а сейчас дети берут сказочно прекрасные дары из рук настоящего Деда Мороза.

Стоп, но разве Дед мороз – это нормально?

Кто-то метко заметил, что перед каждым праздником становится невероятно активным сообщество «Мы - против». «Мы - против» борются со всем: с елками и дедами морозами зимой, с крашеными яйцами и ветками вербы весной, они напоминают, что «грехи в проруби не смоешь» и требуют разобраться со сказками, песнями, картинками и украшениями – всем тем, что «Христа не славит, Его заслоняет, Ему противится». Для сообщества «Мы - против» Иисус Христос и культура не совместимы. В звоне бубенцов на санях Деда Мороза им слышится смертельный ход Белой колдуньи. Скорее, избавьтесь от этого, уберите все, что отвлекает внимание от Господа Иисуса Христа, что наполняет язычеством христианские праздники.

Что останется, если убрать все: елочные шары, колядки, куличи и яйца, зеленые ветки, белую бороду Деда Мороза? Останется офисный стул, жесткая скамейка, микрофон и книга. Вот и весь праздник, а большего и не нужно. Лишенные своих культурных покровов, теплых огоньков и ярко-красных шуб, наши праздники, наконец, станут настоящими и прославят только Бога?

Дорогие мои, а не выплескиваете ли вы вместе с водой и ребенка? Сдирая слой за слоем наслоения культуры, не разрушите ли вы и сам жемчуг праздника? Откуда вы знаете, что все то, что вас пугает, что вы требуете изъять и упразднить, это все «ейные бубенцы»?

У Клайва Льюиса Дед Мороз смог прийти к детям только потому, что в Нарнию вернулся Бог (именно Его Льюис облекает в свой книге во вполне библейский образ Льва).

Разве в Послании к Колоссянам Иисус Христос не назван Господом всего сущего? Все Им, через Него и для Него начало быть. Все – значит и культура, праздники, елочные шары и пасхальные яйца. Это не они побеждают Его, а Он господствует над ними, преображая все для Себя и Своего Царства.

Дорогие «Мы - против», а ведь праздничные «бубенцы» способы не только отвлекать внимания от Того, Кто должен быть в центре праздника, а и привлекать внимание к Нему! Как у Бориса Пастернака, который прекрасно видел, что только благодаря Младенцу Иисусу возникло все то, что появилось позже: 

И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры.
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры...
...Все злей и свирепей дул ветер из степи..
...Все яблоки, все золотые шары.

Ничего этого нет в пещере, где родился Спаситель. Все появится позже, но появится именно благодаря рожденному Младенцу.

Тогда, может быть, стоит «радоваться с радующимися»? В жизнях людей, к сожалению, как верующих, так и неверующих, так мало поводов для радости, так мало «бубенцов», которые способны коснуться своим звоном наших «подмороженных» органов чувств, тех самых, которые отвечают за переживание радости.

Неужели нужно избавляться от всего того, что окружает праздник, делает его ярче, светлее, радостнее? Для чего же? Только потому, что праздники коммерциализируются и каждый уже «сам себе царь и верблюд» и мечется по магазинам, забыв о сути праздника? Только потому, что столы сдвигаются, а «кто грядет, никому не понятно»?

Так мы и можем быть теми, кто, «радуясь с радующимися», расскажет, напомнит им об истинном смысле того, что мы празднуем. Это наша христианская миссия в культуре и мы способны выполнить ее достойно, а можем и провалить ее, уничтожив все атрибуты праздника и оставшись посреди голых стен.

В каждом празднике есть Иисус Христос, потому что Он – Господь всего. В каждом празднике есть то, во что праздник «обёрнут», что делает праздник более ярким, более радостным, более волнующим.

Не нужно бояться и бороться с этой «обёрткой» – мы так устроены, что она по-своему нужна нам. Вместо этой унылой и безрадостной борьбы давайте с радостью снимем красочную упаковку с рождественских подарков, зажжем свечи, споем колядки и скажем, сами себе и друг другу: «Христос рождается, славим (только) Его»!

 

https://www.facebook.com/den.gorenkov.3

Тэги:   Бог   жизнь церкви   мысли   
Читать по теме