Главная / Статьи / Общество / Всеобщее царственное или всеобщее церковное?
Всеобщее царственное или всеобщее церковное?
Всеобщее царственное или всеобщее церковное?

Заметка №2.

25.02.2020
301

Все протестанты (на самом деле, даже не только протестанты, но и православные, и католики) верят, что каждый христианин принадлежит «царственному священству». Что же подразумевается под этим понятием? Как правило, традиционное протестантское учение о священстве всех верующих можно свести к трем ключевым утверждениям:

1. Каждый христианин имеет прямой доступ к Богу: чтобы иметь общение с Богом, нам не нужны посредники в виде священника/епископа, церковной иерархии, святых или таинств. В любом месте и в любое время христианин может напрямую прийти в Божье присутствие благодаря посредничеству Иисуса Христа.

2. Каждый христианин призван к активному служению в церковной общине: ни один из нас не является лишь зрителем, чья функция состоит в пассивном принятии происходящего во время богослужения; каждый должен активно служить в общине, как во время богослужения, так и помимо него. Иначе говоря, каждый христианин – служитель.

3. Каждый христианин призван быть свидетелем Иисусу Христу: мы должны искать возможности для благовестия, уметь показать человеку путь спасения, повести его в молитве покаяния, наставить новообращенного в основах веры, а при необходимости – и преподать ему необходимые таинства. Или, другими словами, каждый христианин – миссионер.

Надо отметить, что это три очень важных тезиса. Если они реально практикуются в жизни наших церквей, это приводит людей к зрелости и способствует быстрому количественному и качественному росту общин.

Однако можно ли так понятое всеобщее священство назвать царственным (1 Пет. 2:9; Отк. 5:10)?

В этом случае, скорее, следует говорить о всеобщем церковном священстве, поскольку все, что здесь говорится, связано исключительно с церковной деятельностью! Остальная же жизнь христианина – семья, работа, досуг – остается за рамками того, что принято считать «служением Богу». Возникает жесткий конфликт между стремлением активно участвовать в жизни и служении церковной общины и необходимостью трудиться, обеспечивать семью, проводить время с детьми и т. д.

В результате сложившееся представление о всеобщем священстве хорошо срабатывает только как мобилизационная стратегия: она позволяет вовлечь значительную часть христиан в активную религиозную деятельность. Но лишь на очень короткое время, поскольку долго так жить не получается. Либо человек должен сделать церковное служение своей профессией, либо происходит выгорание. И сегодня мы повсюду встречаем сотни людей, которые прежде были весьма активны в церковном служении, а сейчас в лучшем случае готовы быть осторожными посетителями церковных собраний.

Но разве апостолы это имели в виду, когда утверждали, что христиане – это «род избранный, царственное священство»? Как кажется, речь шла не о мобилизации для «духовного прорыва», а об образе жизни, включающем все аспекты, – и семью, и профессиональную деятельность, и отдых.

В последующих заметках мы попробуем разобраться, как это может выглядеть в реалиях современного мира.

Телеграм канал газеты "Мирт " - https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/

Еще читать