Главная / Статьи / Общество / Ходить нельзя оставить
Ходить нельзя оставить
Ходить нельзя оставить
30.03.2020
406

В связи с пандемией коронавируса церковь на Западе уходит в онлайн. Священники проводят службы по интернету, а верующие присутствуют на собраниях «виртуально», собираясь у себя дома перед цифровыми экранами, откуда ведется трансляция богослужений. Даже папа Римский обращается теперь к пустой площади в Ватикане, потому что она закрыта для прихожан и туристов.

Но церковь в России реагирует по-разному. В Русской православной церкви заявили, что храмы закрывать не будут. Наверное, потому, что русские храмы особенные и в них нельзя заразиться. Совсем недавно в Казанском соборе Санкт-Петербурга были выставлены для всеобщего поклонения мощи Иоанна Предтечи, куда выстраивалась огромная очередь с желающими к ним приложиться. При этом следы от поцелуев стирала тряпочкой какая-то девушка-волонтер – интересно, успевала ли она за всеми?

Но и сейчас ситуация ненамного изменилась. Несмотря на введение запрета целовать кресты и руки иерархов, РПЦ вместе с тем не намерена закрывать храмы для прихожан. Так в петербургской епархии РПЦ запрет на посещение храмов посчитали противоречащим Конституции. При этом руководителей церкви совершенно не беспокоит чрезвычайность ситуации.

Наоборот, с большой категоричностью звучит знакомое утверждение: «Через святое причастие невозможно заразиться!» – «Удивительное сочетание упрямства и магического мышления», — парирует у себя на страничке в Фейсбуке библеист Андрей Десницкий.

А ведь еще апостол Павел писал в послании к Римлянам 14:22: «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом». Более того, в чрезвычайных ситуациях это уже не вопрос личной веры, а, скорее, проявление элементарной сознательности, законопослушности и заботы о ближнем. Кажется, печальный опыт Средневековья ничему не научил людей.

В протестантских кругах России ситуация тоже неоднозначна. Если часть церквей, особенно в крупных городах, перешла на онлайн-богослужения, то другие продолжают собираться как обычно. Последние, к сожалению, нередко выступают с критикой тех, кто дистанцировался. Они даже выставляют напоказ свою «крепкую веру» и «бесстрашие».

Но как верно отмечает дьякон Андрей Кураев, «геройствовать отважно лучше по другим поводам, спасая других людей, а не умножая угрозу для них и для себя». «Мы принимаем санитарные меры!» – заявляют в свое оправдание сторонники публичных собраний. Но о каких санитарных мерах может идти речь, когда мы имеем дело с многочасовыми богослужениями в плохо проветриваемых помещениях, наполненных людьми? При этом вирус распространяется не только через прикосновение, но и воздушно-капельным путем.

Если школа, которую посещает мой ребенок, всю неделю закрыта на карантин, а я в воскресенье беру его с собой на богослужение – где здесь логика и здравый смысл? Даже если я иду в церковь один, оставляя семью дома, то есть ли гарантия, что я не принесу с собой домой «чего-нибудь»? Если я считаю себя сильным и здоровым, с хорошим иммунитетом и не боюсь никаких вирусов, то имею ли я право игнорировать своих ближних, например, пожилых или более слабых?

Сложившаяся непростая ситуация показывает, как часто верующими движет гордость, эгоизм и безответственность – под прикрытием некой «духовности». Когда власти официально призывают нас воздержаться от мест скопления людей, в т. ч. богослужений, то почему бы нам не прислушаться?

«Оставайтесь дома, не подвергайте риску себя и своих близких!» – предупреждает нас глава города. «Нет, мы будет продолжать собираться! Нас никто не остановит! С нами Бог!» Зачем же тогда проповедовать в церкви о послушании светским властям? Или такой вид послушания выражается лишь в том, чтобы не критиковать власти и не ходить на митинги? В конце концов, никто ведь не требует закрыть наши церкви насовсем, а только на время угрозы от пандемии. Разве есть грех в том, чтобы выполнить рекомендации властей и на время воздержаться от посещения многолюдных собраний?

«Человек для субботы или суббота для человека?» – Господь в свое время дал вполне однозначный ответ на данный вопрос. Однако для многих верующих он до сих пор остается открытым. Между тем вопрос «ходить или не ходить» на богослужения в период всеобщей эпидемии становится уже не личным делом каждого, а делом этического принципа под названием «социальная ответственность». И то, как отнесется к этому церковь, во многом сформирует ее имидж у современников в постпандемическом мире.

 Источники:

• Дар коронавируса: верующие не боятся заразиться в церкви
https://www.svoboda.org/a/30484524.htm

• Петербургская епархия РПЦ не подчинится распоряжению городских властей
http://www.ng.ru/news/674631.html

Телеграм канал газеты "Мирт " - https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/

 

Еще читать