Перефразируя Сунь Цзи, можно сказать, что для победы в битве достаточно знать своего врага и самого себя. Но что если враг неизвестен?
В случае с COVID-19 мы находимся именно в такой ситуации. «Факты» меняются постоянно, мы даже не вполне уверены в том, что мы, вроде бы, уже знаем!
Но одну вещь мы знаем хорошо: мы имеем дело с убийцей, и битва с ним вполне реальна. Так или иначе, но вирус убивает: людей, рабочие места, экономику. Мы также знаем, что БКМ-движение имеет хорошую позицию, чтобы оказать действенную помощь – как сейчас, на пике этой битвы, так и в «послевоенный» период.
Давайте опираться на то, что мы знаем. Мы можем помочь, если у нас будет верная фокусировка, позиция и практика.
Фокусировка
В этой первой из двух заметок, я хочу, прежде всего, указать те вещи, которые должны быть в фокусе нашего внимания. Мы должны смотреть «вверх» – на Бога, «назад» – на исторические примеры, а затем «вокруг» и «вперед» – на будущее. Во второй заметке я буду говорить о позиции, которую мы должны занимать, и практических действиях, а также поделюсь некоторыми реальными примерами, как христиане-предприниматели действуют в данной ситуации.
Взгляд «вверх» (на Бога)
COVID-19 не стал для Бога чем-то неожиданным. И Он намерен использовать эту ситуацию для общего блага, для того чтобы произвести определенную работу в Своем народе и для Своей славы (см. Быт. 50:20 и Рим. 8:28). Иов также напоминает нам об этом: «Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов. 42:2).
Понимание, что Бог по-прежнему царствует, для нас основание радости, уверенности и правильных действий!
Взгляд «назад « (на историю)
На протяжении всей истории нас сопровождали эпидемии и пандемии. Поучительно вспомнить, как ранние христиане реагировали на ситуации, которые были значительно хуже, чем наша. В книге «Триумф христианства» Родни Старк напоминает, что во время двух наиболее сильных эпидемий в 165 и 251 гг. христиане продемонстрировали «подлинно революционное поведение», являя «христианское милосердие и любовь», даже если это было связано с риском для собственной жизни.
Жизнь ранней церкви была пронизана жертвенной любовью (агапе). В то время как треть населения Римской империи погибала, врачи бежали из городов, а священники покидали свои храмы, христиане «утверждали, что у них есть ответ и это утверждение подтверждали своими действиями».
Взгляд «по сторонам» (нужды)
Христиане – все мы – призваны видеть неотложные нужды рядом с собой и совершать правильные действия, чтобы одержать победу в битве против вируса. Обычно это очень простые шаги, и они связаны как с нашим собственным поведением (к примеру, соблюдение принятых норм и ограничений, чтобы предотвратить распространение COVID), так и с тем, как мы относимся к людям вокруг нас (вспомним священника в северной Италии, который отказался от аппарата ИВЛ в пользу более молодого пациента, в результате чего сам погиб).
Однако у представителей БКМ-движения есть особая роль в этой битве. Для иллюстрации можно привести аналогию с природной катастрофой. Когда такая ситуация происходит, необходимо оказать экстренную помощь. Но позже настоящей помощью будут не продукты питания и одежда, а инвестиции в восстановление и развитие инфраструктуры.
Прямо сейчас БКМ-предприниматели могут сделать то, что в их силах, чтобы помочь тем, кто оказался в особо бедственном положении. Варианты различны: начиная с того, что бизнесмен соглашается терпеть определенные убытки, продолжая платить зарплату своим сотрудникам, заканчивая организацией обучения своих сотрудников или переоборудования фабрики под производство средств индивидуальной защиты.
Взгляд «вперед» (возможности)
По мере того как мы будем преодолевать пандемию и переходить к фазе «развития» (и в некоторых аспектах это уже происходит), основным приоритетом БКМ-компаний станет создание рабочих мест и восстановление местных экономик. Кризис, связанный с пандемией, ускоряет историю и инициирует перестройку экономической деятельности в масштабах, о которых мы даже не могли помыслить.
Я активно вовлечен в онлайн-образование и преподаю в нескольких университетах; в этой сфере все осталось почти по-прежнему. Но для тех университетов, чья основная деятельность – это обучение студентов на кампусе, все изменилось кардинально.
Для многих из них запуск онлайн-образования планировался примерно на 2030 год. Никто не был готов к тому, что эта задача станет приоритетом № 1 прямо сейчас. Можно сказать, у них «отняли» 10 лет!
И это пример только одной из сфер. Продажи, транспорт, путешествия, энергетика, развлечения… нет буквально ни одного сектора экономики, который не испытывает на себе влияния этого кризиса. «Пуленепробиваемых» не существует.
Однако это смятение следует рассматривать как возможность для БКМ-движения. В конце концов, многие из нас – предприниматели, не так ли? Что произойдет, если мы наденем наши «креативные и инновационные шляпы»? Или даже так: что произойдет, если мы, те, кто сотворен по образу Творца, пустят в дело креативные аспекты своей личности?
Родни Старк в своей книге «Для славы Божьей» показывает, что такой подход приводит к расцвету инноваций в науке и технологиях. У нас есть шанс повлиять на «новую нормальность», замечая те возможности, мимо которых проходят другие, либо пуская их в дело их раньше, чем их заметят и применят другие. И таким образом воплотить их в жизнь в «пост-вирусном» мире – для общего блага и Божьей славы!
Об авторе: Джоа Мордомо является соучредителем и вице-председателем Crossover Global, всемирной организации по насаждению церквей среди недостигнутых народов, а также сопредседателем Bam Global и со-катализатором БКM в Лозаннском движении, а также активно занимается бизнесом и преподает в нескольких университетах.
Телеграм канал газеты "Мирт": https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/