Главная / Статьи / Общество / Христианин и гаджеты
Христианин и гаджеты
Христианин и гаджеты
13.06.2020
296

В последние 25 лет мир стал свидетелем необычайного всплеска развития электронных технологий: компьютеры, Интернет, мобильная связь, «умная» бытовая техника и всевозможные гаджеты. Сейчас трудно найти человека, не знакомого хотя бы с простым мобильным телефоном. Прогресс не стоит на месте: на смену настольным компьютерам приходят ноутбуки и планшеты, а на смену кнопочным «мобильникам» — «умные» смартфоны. Сейчас можно виртуально общаться не только с одним человеком за раз, но и со многими одновременно через соцсети и мессенджеры.

Всегда и везде доступный безлимитный интернет это уже не роскошь, а требование времени. Наличие Интернета практически тождественно наличию кислорода. «Всегда на связи» стало девизом современного успешного человека. Доступность 24/7, оперативность считаются необходимыми условиями для развития и профессионального роста, а активность человека в соцсетях нередко рассматривается как некий положительный показатель даже при устройстве на работу.

Смартфон это настоящий компьютер размером с ладонь. В нем объединились не только функции телефона и мессенджера, но и фотоаппарата, видеокамеры, навигатора, банковской карты. А чего стоят всевозможные приложения! Удобно? Несомненно! Да еще и дешево. С помощью мессенджеров WhatsApp и Viber можно всегда быть на связи и отправлять сообщения в любое время, в любом удобном формате и к тому же бесплатно.

У многих уже стало привычкой не выпускать смартфон из рук. Смартфон тянется за человеком, как хвостик, становится его неразлучным компаньоном за обеденным столом, а иногда и в туалете. Ну как оторваться от увлекательного видеоролика на Ютубе? Мы уже не говорим про игры, захватившие детей и молодежь.

Смартфон становится настоящим препятствием в общении. Так, в англоязычном мире появился целый термин для обозначения привычки постоянно отвлекаться на свой гаджет во время разговора с собеседником — фаббинг (phubbing). Кто-то боится пропустить что-нибудь важное в ленте новостей, кто-то испытывает неконтролируемое желание постоянно проверять, нет ли новых уведомлений, кто-то переживает за отсутствие «лайков» на свой очередной «пост», кто-то с кем-то ввязался в нескончаемый спор, а кто-то просто бессмысленно листает уже просмотренное в сети.

Нередко такой человек замечает, как окружающие «сидят в смартфонах», но и сам делает то же. Человек просыпается со смартфоном и с ним же засыпает. Фактически, он живет двойной жизнью: настоящей и виртуальной. Для некоторых подмена реального мира виртуальным это своеобразный способ ухода от повседневных проблем, возможность создать другой, лучший, хотя и не совсем реальный, образ самого себя.

Зависимость от Интернета становится патологической и, несмотря на то что она пока и не входит в Международную классификацию болезней, страдающим от нее не становится легче. Многие, наверное, возразят, что дело вовсе не в зависимости от Интернета или гаджетов, а в естественной тяге человека к новой информации. Да, так было всегда вспомним древних афинян, которые «ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян. 17:21). Просто теперь необязательно покупать печатные газеты, ходить в библиотеку или посещать курсы в реальном времени теперь у нас вся информация как на ладони, она очень удобно разместилась на экране нашего гаджета.

Конечно, потребности в общении и в количестве входящей информации у разных людей неодинаковы. Тем не менее, стоит признать, что в наше время большинство людей действительно сталкивается с избытком информации. У некоторых это ведет к информационному шоку, что выражается в бессоннице, депрессии, рассеянности, неспособности сконцентрироваться на работе и повседневных задачах. Но, как и в случае с другими видами зависимости, человек, уставший от Интернета, все равно тянется к нему для получения очередной «дозы». А ведь мудрый Екклесиаст еще 3000 лет назад справедливо заметил, что «не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием» (Екк. 1:8).

Для уставших от технологий людей необходима пауза, и в настоящее время появилось целое движение за «цифровой детокс»: люди берут перерывы от гаджетов, выезжают в оздоровительные лагеря, где «все выключено» и т. п. Вопрос в том, является ли подобный детокс решением проблемы или лишь временной передышкой? Кажется, он только снимает следствие, а не устраняет причину.

Другие не занимаются детоксом, а стараются фильтровать информацию и ограничивают свою активность в гаджетах. Сделать «умный» телефон «глупее»: отключить или поставить на «беззвучку» уведомления, удалить ненужные приложения и тому подобное стратегия в помощь таким людям.

Есть другие, кто совсем отрицает проблему. Возможно, их большинство. Они считают, что вышеописанные трудности свойственны, как правило, людям старшего поколения, рожденным еще в доцифровую эру, что якобы у молодежи и подростков, выросших с телефоном в руках, нет с этим никаких проблем. Действительно ли это так?

Церковь всегда неодобрительно относилась к любым видам зависимостей, будь то от алкоголя, наркотиков или телевизора. В эру цифровых технологий мы столкнулись с другими видами зависимости. Но как Церковь смотрит на это?

Кажется, большинство христиан просто игнорирует данную проблему. Размещенный на стенах многих молитвенных домов знак «запрещено пользоваться мобильным телефоном», наверное, единственное предостережение и то лишь на время богослужения. Что христианин делает со своими гаджетами все остальное время, никого особенно не волнует.

«У меня там приложение „Библия“!» «А у нас молитвенная группа ВКонтакте!» «А у нас церковный чат!» «А я слушаю проповеди и христианское пение!» Каждый христианин найдет оправдание своему просиживанию за цифровым экраном. И хорошо, если с утра он открывает смартфон действительно для того, чтобы почитать Библию, а не очередную ленту новостей или «коменты» в чатах.

Думается, что часть христиан понимает, с какой целью мировая система изобретает для человека все эти «удобства» в виде смартфонов, айфонов и планшетов. Ведь кроме патологической зависимости, постоянное пользование гаджетами отрицательно влияет на наше мышление: оно становится поверхностным, фрагментарным. Наше сознание легко поддается манипулированию со стороны, например, бизнес-компаний, непрерывно отслеживающих нашу активность в Интернете и навязывающих свои продукты, услуги и собственно стиль жизни.

Соцсети и мессенджеры попросту эксплуатируют наши естественные потребности (еда, отдых, общение) и слабости (эгоизм, жадность, лень, похоть, жажду развлечений). Мы обзаводимся массой «друзей», но в итоге утрачиваем личное пространство, наша постоянная доступность в сети позволяет другим «доставать» нас в любое время дня и ночи по поводу и без повода. Кажется, современный мир устроен так, чтобы изматывать друг друга. Удобства на самом деле оказываются мнимыми: если раньше, например, был один телефонный разговор с нужным человеком, то теперь это бесконечная вереница чатов с разными людьми, отрывочные разговоры подчас совсем не по существу.

Настоящий глобальный кризис, связанный с коронавирусом, выявил еще одно свойство смартфонов: теперь государство может вполне легально использовать их для отслеживания местонахождения и перемещения граждан. Так, во время пика коронавируса москвичи могли покидать свою квартиру только по электронному пропуску, который они получали, главным образом, через QR-код, сгенерированный смартфоном.

В настоящее время правительство Индии убеждает своих граждан скачивать специальное приложение Aarogya Setu, а для госслужащих и работников частного сектора это является даже обязательным. Данное приложение оповещает пользователя, находился ли он вблизи носителя COVID-19, вычисляет риск заражения и передает данные правительству. Приложение собирает и передает такие персональные данные как имя, номер телефона, пол, историю поездок и является ли носитель курильщиком. Не говоря уже о вторжении в личную жизнь, подобные приложения совершенно не обеспечивают полную безопасность и конфиденциальность персональных данных пользователя.

Смартфон словно придуман для того, чтобы мы утратили личное пространство, чтобы наша жизнь навсегда стала «прозрачной» для других, чтобы мы стали бесконечно зависимыми от этого девайса, чтобы он стал частью нас. Очевидно, что смартфон является лишь промежуточным звеном, переходным этапом на пути к созданию еще более утонченной технологии, которая станет еще ближе к нашему телу. Уже сейчас прогнозируют смартфоны-браслеты, а также гаджеты, имплантируемые непосредственно под кожу.

Можно фантазировать и далее, но мне хотелось бы, чтобы Церковь уже сейчас позаботилась о богословском и нравственном осмыслении факта пользования электронными гаджетами и всевозможными цифровыми технологиями, которые нам предлагает сегодня мировая система. «Никто не может служить двум господам», предупреждал нас Иисус Христос в Мф. 6:24. «Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков», — пишет Апостол Павел в 1 Кор. 7:23. О каком рабстве идет речь? Оставим этот вопрос открытым для читателя.

Автор данной статьи не призывает отказываться от Интернета и цифровых технологий вообще. Вопрос в том, насколько мы позволяем технологиям внедряться в нашу жизнь, насколько мы даем другим людям манипулировать собой, сколько своего времени мы оставляем для Бога, и что, в конце концов, является нашим наивысшим стремлением.

Апостол Иоанн наставляет нас: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:15, 16). Здесь слово мир (слав. мíръ, греч. kosmos) означает не земной шар или его население в общем, а систему мирских ценностей, противящуюся Христу и Его Царству. На чьей стороне сегодня мы?

Телеграм канал газеты "Мирт": https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/

Еще читать