Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Церковь и цифровизация / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / Церковь и цифровизация
Церковь и цифровизация
Церковь и цифровизация
04.08.2020
1278

«Ибо это число человеческое» (Отк. 13:18)

В настоящее время происходит повсеместное внедрение цифровых технологий в промышленность, экономику, бизнес, образование, культуру, сферу услуг. Мир семимильными шагами движется вперед к «светлому цифровому будущему», и Россия в этой гонке тоже старается не отставать от других стран. Уже не один год идут обсуждения о внедрении в нашей стране электронных удостоверений личности (электронных паспортов).

В конце 2019 года президент Владимир Путин призвал развивать искусственный интеллект (ИИ), назвав его одним из важнейших направлений развития страны, связанным напрямую с «национальной безопасностью и выживанием вообще российского государства» https://www.gazeta.ru/tech/news/2019/12/19/n_13833692.shtml. К этому можно добавить целый ряд законов Госдумы и поручений президента, изданных в первой половине 2020 года, как говорится, «под шумок коронавируса», разом и безо всяких общественных обсуждений. Это закон об эксперименте по развитию ИИ в Москве (от 24 апреля), закон о едином регистре сведений о населении России (от 21 мая), поручения Президента создать национальную базу генетических данных (от 06 июня) и обеспечить использование ИИ в медицине (от 20 июня).

Можно бесконечно долго обсуждать, что сулит человечеству цифровизация. На данную тему проводятся дискуссии и пишутся целые научные статьи, например, «Цифровое рабство или электронный рай?» (П. В. Пивень, https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-rabstvo-ili-elektronnyy-ray/viewer). Но очевидно одно: цифровизация вместе с ее разнообразными благами в итоге ведет к тотальному контролю за населением. «За нами следят!» это уже не фраза из фильма-триллера или из телепередачи о теориях заговора, а настоящая реальность, никем, собственно, и не скрываемая. При этом за людьми следит не только государство, как это было и раньше, но и транснациональные корпорации, некие третьи лица и, к сожалению, злоумышленники.

Для чего следят? В этом можно попробовать разобраться. Говоря упрощенно, государство следит за людьми с целью предотвращения противозаконных действий и для выявления «нелояльных» граждан (неслучайно глава муниципального округа «Тверской» Яков Якубович заметил, что «с помощью цифровизации власть хочет добиться от людей лояльности» https://mskgazeta.ru/politika/deputaty-prokommentirovali-skandal-nyj-zakonoproekt-o-cifrovizacii-naseleniya--5021.html); корпорации делают это с целью выяснения покупательских предпочтений у своих потенциальных клиентов; злоумышленники стремятся получить доступ к чужим денежным средствам, а также занимаются манипулированием и шантажом своих жертв.

Между тем мы сами, совершенно не задумываясь, оставляем следы в Интернете каждый раз, когда выставляем себя напоказ в соцсетях, заполняем различные анкеты онлайн или подписываем согласие на обработку персональных данных. Легкомысленно распространяя по сети свои личные данные, мы для кого-то приоткрываем окно в наш внутренний мир. Апостол Павел писал в своем письме коринфянам: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор 2:11).

Действительно, никто не знает о внутреннем мире человека, пока сам человек не поделится о себе с другими. Сегодня, благодаря Интернету и технологиям, делиться своими личными данными можно почти неосознанно, а благодаря новым правилам и законам делать это часто приходится поневоле, за неимением альтернативы, ведь в противном случае получишь отказ, например, посетить тот и иной сайт или скачать приложение; не подпишешь согласие на обработку персональных данных получишь отказ в услуге.

Сегодня на основе собранных данных о человеке ИИ может предсказывать его желания, предпочтения и даже отчасти поведение, таким образом проникая в самую «святую святых» человека в его душу. Сможет ли ИИ «читать» мысли человека это пока еще неоднозначный вопрос, но то, что ИИ может частично выявлять человеческие намерения, это уже проверенный факт. Впрочем, просто знать, что у человека внутри и чем он живет, это еще не конечная цель тех, кто стоит за всеми этими технологиями. Для них важнее научиться управлять поведением человека: знать, как на него воздействовать и побуждать выполнять то, что требуется. Но делать это следует не прямыми рекомендациями или силовым принуждением, а посредством «мягкой силы» или «подталкивания» (nudge).

То, что будущее мировой экономики станет цифровым, было открыто еще Иоанну Богослову в I в. н. э.: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Отк. 13:16-18).

Согласно книге Откровения, самим людям будет поручено изготовить некий «образ зверя»:

«И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он [т. е. второй зверь прим. автора] обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив» (Отк. 13:14).

Здесь слово «образ» (греч. eikona) можно понять как некое сложное техническое изобретение наподобие современного робота. Но такой необычной «иконе» необходимо олицетворение (персонализация), чем сейчас и занимаются технократы-цифровизаторы, а именно, обучением роботов человеческому поведению. Для достижения этой цели требуется большое количество человеческих данных. Вот что, например, говорит по этому поводу директор Группы консультирования по перспективным технологиям Сергей Вихарев: «Для нейросетей, задействованных в обучении искусственного интеллекта, требуется большой объем обезличенных данных https://www.kommersant.ru/doc/4389005 ». Теперь становится более-менее понятным диковинное выражение «обезличивание персональных данных» и цель стоящей за ним процедуры.

Второму зверю будет дано «вложить дух в образ [первого] зверя», который будет говорить и действовать так, «чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Отк. 13:14-15). Налицо сложная технология с использованием ИИ, способная контролировать всех людей планеты, автоматически распознавая и уничтожая «неугодных».

Уже сейчас в Китае работает так называемая «система социального кредита», которая оценивает отдельных граждан и организации по различным параметрам. На основе сбора и анализа персональных данных каждый гражданин получает определенный рейтинг. Те, у кого этот рейтинг по каким-либо причинам оказывается низким, получают отказ в получении разных услуг, например, в покупке билетов на транспорт, заселении в гостиницы, выдаче кредитов и даже в предоставлении работы. А что, если в такой системе «неугодному» человеку однажды откажут в доступе к его банковской карте, а наличных денег уже не будет? При этом в тоталитарном государстве «неугодным» может стать не только злостный правонарушитель, но и любой инакомыслящий, например, верующий из «нетрадиционной» конфессии.

Как должна Церковь реагировать на внедряемые сегодня цифровые нововведения? Думается, что прежде всего необходимо трезвое осмысление происходящего с богословской и нравственной точек зрения.

С богословской стороны важно помнить, что Церковь учреждена Самим Христом: «на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Согласно учению апостола Павла, Церковь есть тело Христово, а каждый верующий является его членом: «и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его» (Еф. 1:22-23); «И вы тело Христово, а порознь члены» (1 Кор. 12:27).

Церковь отделена от мира. «Вы не от мира» поучал Иисус Своих учеников (Ин. 15:19). Это, конечно, не означает, что христиане должны порвать со своим окружением и массово стать отшельниками. Смысл в том, что ученики Христа не могут и не должны принимать мирские ценности те, которые противоречат христианскому учению, изложенному в Священном Писании.

В то время как Библия увещевает верующих быть покорными светским властям, она напоминает нам, что наше настоящее жительство (греч. politeuma «государство» или «гражданство») на небесах (Флп. 3:20). Истинная Церковь Христа не может без разбора принимать все, что ей решит навязывать светское государство. «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам», так, например, отвечали апостолы первосвященнику и его людям, запретившим учить об имени Иисуса (Деян. 5:29).

Мы принадлежим Христу, искупившему нас Своей кровью от власти греха и смерти. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» задает риторический вопрос верующим коринфянам апостол Павел (1 Кор. 6:19). «Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков», продолжает апостол в 1 Кор. 7:23.

Насколько правильно для Церкви как Тела Христова находиться под колпаком цифровой системы, позволять осуществлять полный контроль над своей деятельностью или передавать кому-либо данные о своих членах?

Во время пандемии коронавируса христианские общины поневоле ушли в онлайн, при этом некоторые верующие выражали восхищение по поводу большей активности верующих в Интернете и освоения разных программ и приложений даже далекими от технологий пожилыми братьями и сестрами.

Стоит ли этому радоваться, учитывая совершенно мнимую приватность наших общений в сети и участившиеся атаки злоумышленников во время наших онлайн-встреч? А насколько правильно проводить в виртуальном режиме вечерю Господню или собрание членов общины?

Если взять морально-этическую сторону, то насколько правомерно отдавать цифровой системе свои личные данные (в том числе биометрические), не будучи полностью уверенным в их сохранности и безопасности? «Как же мы должны доверять свои личные данные, если не знаем истинных целей и не имеем правовых норм, регулирующих жизнь в новом „цифровом государстве“? Почему нас практически насильно тащит в это государство без нашего на то согласия?» пишет автор одной из статей на данную тему https://regnum.ru/news/polit/2780994.html. Стоит ли человеку продавать свою свободу за чечевичную похлебку в виде некоторых благ? Ситуация с коронавирусом показала, как легко начали пренебрегаться права человека путем различных законов и указов, причем не только в нашей стране.

В годы безбожного режима в СССР значительная часть евангельских церквей отказалась сотрудничать с властями, не позволяя государству контролировать себя. Это стоило многим верующим свободы и даже жизни. В настоящее время ситуация более сложная и непонятная: верующих пока массово не преследуют, им не запрещают собираться для проведения богослужений (разве только на период коронавируса), Конституция все еще гарантирует свободу вероисповедания. Но в то же время наблюдается глобальная тенденция к сужению прав и свобод человека и даже его личного пространства.

Стоит ли Церкви свободно распахивать двери для цифрового контроля? По данному вопросу могут быть разные мнения в разных христианских конфессиях и даже внутри одной конкретной конфессии.

Консервативные круги Русской православной церкви всегда с настороженностью относились к разного рода персональным номерам и цифровым идентификациям личности. Даже многие официальные лица РПЦ, включая Патриарха Кирилла, обращали внимание на угрозу цифровизации для свободы человека, а также на необходимость предоставления альтернативы тем людям, кто не готов или не желает использовать электронные средства идентификации https://tass.ru/obschestvo/1714443 https://www.vedomosti.ru/politics/news/2018/01/07/747133-patriarh-kirill-uvidel-v-tsifrovih-tehnologiyah-ugrozu-chelovecheskoi-svobode.

В то же время многие служители РПЦ успокаивают паству, что внедряемая в настоящее время цифровизация это еще не начертание и что душе больше вредят грехи, чем технологии. «Никакие технические средства не могут установить тотальный, всесторонний контроль за человеком… Существует сфера, в которую никто никогда и ни при каких обстоятельствах не сможет проникнуть, это внутренняя духовная жизнь», уверенно заявляет заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый замглавы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков https://ria.ru/20200430/1570844067.html. Но что, если технологии уже буквально лезут к нам в душу, вторгаются в личную жизнь и манипулируют нашим сознанием?

Что касается евангельских церквей, то у них, по-видимому, нет определенной позиции по данному вопросу. Скорее всего, убежденность в личном спасении дает евангельским верующим надежду полагать, что страшные события, предсказанные в книге Откровения, произойдут уже после восхищения Церкви и, соответственно, их не коснутся.

С одной стороны, такие вещи как ИНН, электронные паспорта и биометрия не имеют ничего общего с утратой веры, отречением от Христа или принятием власти антихриста. Но, с другой стороны, книга Откровения для чего-то предупреждает нас, верующих: «Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и дым мучения их будет восходить во веки веков» (Отк. 14:9-11).

Да, сегодня уже невозможно жить без паспортов, ИНН, СНИЛС и пластиковых карт, банки активно собирают биометрические данные граждан, наличные деньги заменяются безналичными. Что же делать в этой ситуации христианину? Подавать свой голос против? Выпрашивать у государства альтернативы? Но если государство до сих пор не прислушалось к словам Патриарха Московского и всея Руси, то вряд ли оно прислушается к просьбам отдельных «маргиналов». Одиночные призывы здесь не подействуют, но не факт, что подействуют и массовые. И есть ли у нас массы, готовые сказать «нет» цифровизации?

«Бодрствуйте!» так неоднократно предупреждают нас со страниц Священного Писания Иисус Христос и Его апостолы. Особенно часто это слово звучит в контексте последнего времени: «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21:36). Здесь глагол «бодрствовать» (греч. agrupneō) означает «быть бдительным», «не спать» (духовно), то есть, быть способным видеть и трезво оценивать происходящее вокруг, а глагол «сподобиться» (греч. katischuō) следует понимать как «быть в силах, в состоянии что-либо сделать». Другими словами, состояние бодрствования и молитвы даст верующему сил избежать тех грозных событий, что грядут, и явиться перед Христом.

Что касается цифровизации, то это, скорее всего, заключительное звено в процессе развития экономики, развития человечества… процессе, который, согласно библейскому сценарию, приближается к своему скорому логическому завершению.

 Телеграм канал газеты "Мирт": https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka

Еще читать