Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Феномен Петра Мамонова / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Общество / Феномен Петра Мамонова
Феномен Петра Мамонова
Феномен Петра Мамонова
16.07.2021
1207

15 июля 2021 года от последствий коронавирусной инфекции на 71-м году жизни скончался актер, поэт, музыкант и радиоведущий Петр Николаевич Мамонов. Всенародная слава пришла к нему после того, как он сыграл отца Анатолия в фильме Павла Лунгина «Остров». Последние годы этот пожилой и невзрачный человек собирал полные концертные залы, где основной составляющей программы были разговоры о Боге, вере и смысле человеческой жизни.

И вот я думаю: в чем феномен Петра Мамонова? Ведь он на наших глазах виртуозно демонстрировал, что темы вечной жизни, христианских ценностей и экологии духа чрезвычайно востребованы в современном российском обществе. А происходило все это за последние десятилетия, когда в целом новые люди крайне неохотно шли в церковь. Как он это делал? И что ЭТО было?

На мой взгляд, первым и основным фактором этого феномена была искренность Петра Николаевича. В середине 90-х годов, распустив музыкальную группу «Звуки Му», в состоянии глубокого внутреннего кризиса он переехал в подмосковную деревню Ефаново и взялся штудировать православную литературу.

Это время он вспоминал так:

«У меня был полный крах жизни. Я уперся рогом в сорок пять лет, когда у меня и бабки были, и слава, и дети, и жена хорошая. А жить мне стало незачем…Стал думать, для чего вообще жить, для чего мне эти отпущенные семьдесят (!) – или сколько там – лет жизни. А прапрадед мой был протоиереем собора Василия Блаженного. Дай, думаю, куплю молитвословчик, посмотрю, о чем они там молятся».

Приняв православную версию христианства, пропитавшись Священным Писанием и святоотеческой литературой, он действительно изменил свою жизнь. Его природная эксцентричность трансформировалась в своеобразное православное юродство XXI века и аскезу в миру. В результате к моменту съемок «Острова» в 2005 году он был совершенно готов к главной роли этого фильма и всей своей жизни.

Позже Павел Лунгин вспоминал:

«Мамонов не столько отца Анатолия играл, сколько самого себя. Когда мы снимали молитву, это был крайне интимный момент. Это не игра была – Петр молился так, как молится ежедневно».

После выхода фильма в Ефаново «потянулись хромые, слепые, сирые и убогие, – вспоминал музыкальный критик Артемий Троицкий, – в искренней надежде, что он их вылечит. Так что Петя сейчас находится в легкой осаде».

Здесь, конечно, наложились друг на друга известность и узнаваемость актера с официальным благословением фильма РПЦ. И все же вне всяких сомнений, самое главное сделали внутренняя целостность и талант Мамонова. О важности этой искренности и подлинности перед Богом, самим собой и перед другими людьми он часто проповедовал со сцены, например, так:

«Нельзя подменять настоящее ловко сказанным». Или: Духовная жизнь – это то, с чем остаешься, когда отключили свет».

Во-вторых, искренность переплеталась в Петре Николаевиче с доступностью и актуальностью его послания. В стиле апостольской и раннехристианской простоты, иногда с вплетением постсоветских жаргонизмов, он говорил о вечных темах человеческого бытия. Смысл христианства он видел в практической любви и служении ближнему. Свою жизнь без Бога часто вспоминал с сожалением как пустую и никчемную, чем фактически совершал публичное покаяние.

Все это выгодно отличало его от многих церковных функционеров, которые ведут себя как представители государственной власти в рясах. Причем он с легкостью беседовал с аудиторией разного возраста. Вспоминаю, с каким интересом я смотрел выпуск детской телепередачи «Сто вопросов взрослому» с его участием.

В-третьих, на новом этапе жизни Петр Мамонов перестал гнаться за славой и богатством. Отказывался от многих предложений, в которых не видел для себя духовных задач. У него появилась миссия, как он ее понял и усвоил. Эта внутренняя свобода давала ему возможность осуждать исконное отечественное обрядоверие. Одно из самых его известных высказываний звучит так:

«Нет любви, значит, нет и христианства. Хоть ты весь обставься свечками!»

С евангельской точки зрения, месседжу Мамонова не хватало четкого изложения спасения по вере через благодать и заместительную жертву Иисуса Христа, то есть не хватало внятного изложения Евангелия.

Как сейчас помню показательную заметку в газете «Мирт» ее главного редактора Романа Носача под названием «Неевангельский Остров». Идея автора состояла в том, что уже упомянутый нами фильм находится в плену православных преданий и поэтому, затронув глубокие религиозные вопросы, не дает на них библейского ответа.

Да, точно так же во многом и содержание учения Петра Мамонова состоит из религиозного морализаторства. И тем не менее, необходимо учитывать его искренность, о которой было сказано выше, а также несомненную духовную пользу, которую производила его деятельность. Ведь тысячи людей он побуждал задуматься о спасении бессмертной души, при этом нередко апеллируя к Библии.

Верующим же своей творческой деятельностью он показывал, что люди хотят слышать о Боге, нужно просто уметь попасть в аудиторию. А это трудно дается иностранным миссионерам или тем, чья субкультура слишком обособлена от жизни и культуры своего собственного народа.

В-четвертых, Мамонов не боялся говорить правду. Обличал он не только обрядоверие, леность или пьянство. Например, на церемонии вручения «Золотого орла» за 2006 год он неожиданно для всех раскритиковал духовную беспечность современного российского общества и подмену ценностей, мимоходом забавно упомянул и президента страны, чем привел в оцепенение светскую тусовку.

В частности, он осудил тогда аморальность игорного бизнеса и жуткую статистику абортов. При этом на сцену вышел в простой вязаной кофте, потертых джинсах и дешевых кроссовках. «Первый канал» практически полностью вырезал речь, но цитаты из нее были опубликованы в ряде солидных газет и произвели заметный резонанс.

И, наконец, еще одна яркая особенность феномена Мамонова – это радость и непосредственность. Когда пожилой человек на седьмом десятке с кучей диагнозов улыбается и даже смеется, как ребенок, напоминая о Небесах, это мало кого может оставить равнодушным. Это проявление одного из даров Духа.

По всем этим причинам для меня Петр Мамонов – это яркое и самобытное явление не только в культурной, но и в духовной жизни современной России.

Напоследок приведу некоторые мысли Петра Николаевича Мамонова:

«Если ты на самом дне, то у тебя на самом деле хорошее положение: тебе дальше некуда, кроме как наверх».

«Плюнь ты на чувства. Нельзя по чувствам жить. Сегодня – солнышко. Завтра – дождичек пошел. Упал, ногу сломал – третье чувство. Жить надо по закону: не „Дай“, а „На“. Привыкли жить навыворот. У нас на голове, если пощупать, образовалось плоское местечко, на котором удобно стоять. Так и живем – вверх ногами. Все, что Богу угодно, презираем. Сильный помоги слабому. У нас – задави. Богатый – отдай. У нас – хапани, да охрану поставь, чтоб не украли. У нас извращенный взгляд на христианство. А это просто. Сколько крови можешь отдать за другого. Потому что написано: „Что сделал одному из малых сих, то ты сделал Мне (Богу)“. Сколько можешь у постели матери просиди, которая одурела от старости и болезней. Вот где приходится умирать каждый день… А то в храм пришел, поклоны бьет, свечек понаставил. А сердце – пусто. Христианский поступок? Мимо. Хоть обмолись весь, объезди все Афоны, облобызай мощи. Ничего не будет…»

«Ребенок сидит в утробе матери девять месяцев, вниз головой, кругом кишки, околоплодные воды. А он радуется и думает, что вот это и есть жизнь! Выскочил – а тут леса, моря и горы… Дитя снова счастлив и думает: вот жизнь! Но нет, дружок, не надо обольщаться, так просто не отделаешься. Какая легкость думать: подохну – и все кончится! А ничего подобного: дальше – вечность, в которую мы возьмем то, что потрогать нельзя, – то, что уступили, простили, отдали. Блатные правильно говорят: в гробу карманов нет. Что собрал в душе, с тем и будешь лежать! Человеческая жизнь, как луч. У человека есть начало и нет конца!!! Понимаете, как интересно?!»

«Что мне нравится в церкви, так это то, что там нет никакого «с понедельника». Десять лет вообще считается за ничего: новоначальный еще – считай, и не преступал. Я раньше думал: как же так. И вот в действительности вижу, что у меня только-только начинает получаться обиду прощать. И то не сразу, а через два дня. А раньше чуть что не так – по лбу. Все, на всю жизнь враг. Здоровый я был, сильный. Как дам – все как снопы валятся».

«Я однажды вошел в дом, думал – сейчас компьютер включу, а электричества не было. И я оказался в полной темноте. Лягте как-нибудь в темноте, отключите все «пикалки» и задайте себе такой вопрос: кто вы и как вы живете? Я вообще нормальный парень или так себе?»

«Деньги – это хорошо, дело все в мотиве. Вот две женщины моют пол. Одна для того, чтобы 15-го получить зарплату, а вторая, чтобы было чисто. В итоге они обе 15-го получат зарплату. Но одна моет «туда», а вторая мимо. Ножом можно человека убить, а можно хлеб порезать. Также и с деньгами».

«Привыкли молчать, скрываться, обывательски вот это: «Последний троллейбус» брынчать, – вот духовность. Плевать хотел. Крепость в повседневной жизни, в ежеминутности, снег упал – греби иди лопатой, и тут же думай о наивысочайшем наисовершеннейшем Господе нашем, в одну и ту же минуту. И тут же пишешь стихотворение, две строки из песни, придумываешь кусок спектакля, – вот она жизнь!»

«А был такой один случай, когда иду, денег нету, а подать надо. Человек сидит больной, бледный. Так я что сделал, нашелся тут же. Подошел к нему спокойнейшим образом, поднял его, обнял, и сказал: «Брат, прости меня, у меня ни копейки денег нету, но я тебя чрезвычайно уважаю, люблю и буду помнить всю свою жизнь». У него слезы потекли в два ручья, и у меня. И мы ушли, расстались, двое уязвимых, я уже в геройском виде, как в кинофильмах, а он вот здесь. Мы братья в уязвимости, вот в чем дело».

«Если носите бороду – сбрейте, если нет – отрастите. Меняйтесь».

«Говорите: «Я тебя люблю», даже когда вы полностью не уверены в этом. Говорите это чаще».

«Зачем мы живем? Долгие годы я никак не отвечал на этот вопрос – бегал мимо. Был под кайфом, пил, дрался, твердил: «Я главный». А подлинный смысл жизни – любить. Это значит жертвовать, а жертвовать – это отдавать. Схема простейшая. Это не означает – ходить в церковь, ставить свечки и молиться».

«Каждую ночь нужно задавать себе простенький вопросик: я прожил сегодняшний день – кому-нибудь от этого было хорошо? Вот я, знаменитый крутой артист, рок-н-ролльщик, – могу с вами разговаривать так, что вы по струнке будете ходить. Но разве мне от этого лучше будет? Или вам? Одно из имен дьявола – «разделяющий». Внутренний дьявол внушает: ты прав, старик, давай всех построй! Я стараюсь таким не быть. Продвигаюсь в своей душевной работе каждый день. Комариными шажочками.
Не хочу ничем гордиться: ни своей ролью в фильме «Остров», ни стихами своими, ни песнями, – хочу с краю глядеть на все это. Мне чудо – каждый день, у меня каждый день небо разное. А один день не похож на другой. Счастье, что стал это замечать. Я очень много пропустил, мне очень жаль. Об этом я плачу, внутренне, конечно. Могло быть все чище и лучше. Один человек сказал: ты такие песни написал, потому что водку пил. Но я их написал не благодаря водке, а вопреки. С высоты своих 60 лет я говорю: нельзя терять в этой жизни ни минуты, времени мало, жизнь коротка, и в ней может быть прекрасен каждый момент. Важно утром встать и убрать вокруг. Если я проснулся в дурном настроении, не портвейн пью, а говорю: «Господи, что-то мне плохо. Я надеюсь на тебя, ничего у меня не получается». Вот это движение самое важное».

«Можно жить без веры в Бога, можно заработать кучу денег, можно иметь очень много удовольствий, можно поехать на Гавайи, купить яхту, можно не жить, к примеру, в Челябинске, а жить в Гонолулу. И смысл жизни без веры в Бога не теряется. Не всякому же есть дело до своей души. Для кого-то смысл жизни в том, что ему тепло и хорошо, и телка рядом лежит. И посылает такой человек всех, кто пристает к нему с этими разговорами о душе. Ему ни до кого дела нет. И мне ни до кого дела нет. Потому что я занят. Я занят смертью. Я буду умирать. Вот и весь смысл. Просто в какой-то момент своей жизни я понял, что, валяясь на диване и услаждая свое мясо, я все-таки умру. А что я там буду делать? Вот что я там буду делать? Там «Мерседеса» нет, денег нет, телки нет, детишек нет, внучков нет… Наш Сбербанк находится на небе. В вечности… Страшно не умирать, страшно понимать, что ты совсем не готов к смерти…»

«Счастье» – от слова «сейчас». Сейчас хорошо, сейчас хочу и получаю. Все хотят счастья, любви, здоровья. Богатства хотят. Не понимая, что это такое. Я знаю множество богатых людей – и все они несчастны, как один. Нам помыть себя изнутри, очистить мысли – и тут же хорошо становится даже без денег. Идешь ты с полным кошельком, и тут в подъезде по чану стукнули, все отняли – и денег нет. А Святой Дух в твоей душе никто не отнимет».

«Вы же знаете, что «дядьки» хотят нами рулить, а рулить можно кем, развращёнными, слабыми, зависимыми. Что нам делать? В первую очередь отказ от греха и личный собственный подвиг внутри себя. Главный путь – «война с собой» и помощь другим, моральная, духовная, материальная… Самое главное какие мы, ведь Бог все видит и по нашему состоянию посылает нам скорби, ведь «аппендицит надо резать».
Поэтому когда там говорят: «почему там ваш Бог это разрешает», это не Бог, это мы сами месим эту гадость. В каком мире мы живем? Человек должен посмотреть на себя в зеркало: «вот я день прожил, хоть кому-то от этого стало лучше, хоть одному человеку?». Вечность ждет, завтра умрем и чего скажем: «заняты были, суетились, у меня компьютер завис?».
Богу надо чтобы мы изменились внутри, из жадных стали добрыми, из блудных целомудренными… Мир такой, потому что мы такие, человеческое дело бороться, падать и вставать, сколько упал столько нужно вставать, а лежать дело бесовское.
С Богом надо иметь личные отношения. Иначе все свечки, все посты, все причащения – все мимо. Христианство – это живая жизнь с живым Богом. А не какие-то оккультные и магические действия. Хоть опейся святой водой – ничего не будет, если не будешь менять свое сердце, свои мысли, всю свою жизнь».

«Нельзя рассказать про вкус ананаса, если его не попробовать. Нельзя рассказать про то, что такое христианство, не пробуя. Попробуйте уступить, позвонить Людке, с которой не разговаривали пять лет, и сказать: «Люд, давай закончим всю эту историю: я что-то сказала не так, ты сказала… Давай в кино сходим». Вы увидите, как ночью будет хорошо! Все возвращается во сто крат тебе, любимому, но только не тряпками, а состоянием души. Вот подлинное счастье! Но чтобы его достичь, каждую минуту надо думать, что сказать, что сделать. Это все есть созидание».

«Посмотрим, что бы было, если бы все женщины нашей страны сказали мужикам: «Хочешь – женись». Сейчас мой сын женился уже, вот и внук у меня есть. А когда он в шестнадцать привел девочку в дом и решил спать с ней ложиться – вылетел на улицу, как пробка, тут же».

«На мой взгляд, святой отличается от грешного тем, что научился любить».

«Мне нравится, когда люди радуются, когда вижу любовь. В цирке, знаете, кто самый первый человек? Клоун. Я и стараюсь быть таким клоуном, но и говорить что-то мудрое».

https://mchernyavsky.ru
Телеграм-канал газеты "Мирт" - https://t.me/gazetaMirt

Еще читать