Тем, кому довелось жить внутри фашистской демонической реальности, быть знакомым с ней не понаслышке и при этом не утратить здравомыслия и оценочной трезвости, выпал, по сути, выигрышный билет.
Это не парадокс. Как писал Тютчев, «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Блаженство заключается, конечно же, не в том, чтобы наблюдать все мерзости режимного существования фашистского государства. Оно в том, чтобы отыскивать и находить ответы на вопросы, почему и для чего Бог допустил весь этот бесовский шабаш, всё это дьявольское нечестие, то есть понимать истинную природу распоясавшегося зла, видеть не только поверхностные формы, но и проникать в глубинную суть происходящего и делать выводы о том, что даже в таком неблагополучном мире, лежащем в столь ужасном зле, жить стоит. Стоит, чтобы понимать: Бог проводит нас через эти темные времена и побуждает размышлять о них, чтобы укрепить в понимании важной мысли: неучастие во лжи необходимо, но недостаточно, надобно защищать истину от лжи, правду от обмана.
В маленькой трагедии Пушкина «Борис Годунов» монах-летописец Пимен, наделенный способностью здраво мыслить и ясно видеть разницу между добром и злом, пишет правду о совершающихся на его глазах злодеяниях:
Борис, Борис! всё пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца, —
А между тем отшельник в темной кельe
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от Божьего суда.
Тираны, на чьих руках кровь многих тысяч несчастных младенцев, могут до поры до времени уклоняться от мирского суда, но ни в коем разе не минуют суда Божьего. Так устроен мир, таковы его фундаментальные законы, утвержденные Творцом и гласящие: ложь не в состоянии победить правду, Божье правосудие существует; возмездие извергам неотвратимо.
Автор: Владислав Аркадьевич Бачинин, профессор, доктор социологических наук
Телеграм-канал Мирт - https://t.me/gazetaMirt