Все, что Он планирует, - исполняется. Все, чего Он хочет достичь, - достигается. В свое время, в свой час, в свой момент.
Иисус родился и родился вовремя, не раньше и не позже, чем было задумано Отцом. Его Отец – прекрасный стратег и блестящий тактик. Все, что Он планирует, - исполняется. Все, чего Он хочет достичь, - достигается. В свое время, в свой час, в свой момент.
Несмотря на сопротивление сил, которые по нашим человеческим меркам непобедимы и всемогущи. Несмотря на никуда не годный человеческий материал, на людей, которые слабы, ненадежны, неверны, лукавы.
Он не торопится и не медлит, хотя на протяжении всей человеческой истории мы, люди, постоянно обвиняли Его в медлительности, взывая: «Где же Ты, Господи!? Не пора ли Тебе вступиться за нас?»
Эти призывы часто звучали в псалмах и у пророков. И даже в Новом Завете Петру пришлось выступить на защиту Бога:
«Господь не медлит с обещанным, даже если некоторые считают это промедлением. Наоборот, Он очень терпелив к вам…» (2 Пет. 3:9, РБО).
Читая Евангелия, мы никогда не видим Иисуса куда-то спешащим или опаздывающим, так сказать, «в мыле». Скорее, Он где-то преднамеренно замедлял темп жизни, как это было в истории со смертью и воскресением Лазаря.
Иисус очевидно был менее спешащим и суетливым, чем окружающие Его люди. Которые постоянно пытались «подтолкнуть» Его к каким-то более активным и энергичным действиям или словам.
Некоторые ученики, используя свою мать, пытались поторопить Иисуса и распределить «теплые» места. Другие хотели «усилить» евангелизацию, разрушив непокорную деревню. Третьи уставали ожидать от Него решительных действий по спасению Израиля.
Даже Своей матери Ему пришлось сказать, что Его время еще на пришло, когда она попыталась «поднажать» на своего сына и решить проблему с дефицитом вина на свадьбе.
Многим из них казалось, что Иисус мог бы быть более успешным и эффективным, если бы чуть прибавил, поторопился, ускорился. Так же мы думаем и о наших, человеческих, делах. О нашей работе, учебе, служении.
Интересно, что дьявол был того же мнения, когда искушал Иисуса в пустыне. Ведь все три искушения, по сути, представляли собой предложения «срезать угол», выйти в дамки кратчайшим и безболезненным путем.
«Ведь Отец обещал Тебе сыновство, Царство, власть, - возьми их здесь и сейчас. Отец обещал обеспечить Тебя всем необходимым: хлебом, людьми, авторитетом, - возьми их здесь и сейчас».
И лучшим оружием против этих искушений был ответ: «Отец знает, как и когда Мне это все дать. Я возьму все из Его рук, когда Он сам пожелает это Мне дать».
Всему – свое время, но как трудно нам принять эту истину, смириться с мыслью, что Бог знает «времена и сроки». Как часто, подобно Саулу, который не смог дождаться Самуила, нам не хватает терпения дождаться Бога и мы «бежим впереди паровоза» и, как правило, - в тупик.
Современная жизнь с ее скоростями и спешкой постоянно шепчет нам, - нет, не шепчет, а кричит с рекламных щитов, с экранов телевизоров и мониторов: поднажми, ускорься, тебе это нужно именно сейчас, возьми кредит, беги сюда, а то не успеешь.
Мы приучаемся и уже приучены, что успех приходит к тем, кто мчится быстрее, что эффективность напрямую связана со скоростью дел и слов. Мы теряем покой, мир, способность остановиться и оглянуться по сторонам. Нам трудно остановиться и задаться вопросом: а то, к чему мы стремимся и чего достигаем, есть ли именно то, чего мы на самом деле желаем.
Похожее происходит не только в нашей обычной, каждодневной жизни, но и в служении Богу и церкви. Иисус приглашает нас идти за Ним и с Ним, но как часто мы бежим или несемся ради Него.
Бог делает Свои дела медленно. Он работает с сердцами человеческими, а это процесс неспешный, тонкий, проходящий не без сопротивления самих сердец. Здесь нужен не меч, а скальпель, не скорость, а терпение, не суд, а милость.
Жизнь и служение апостолов и учеников Иисуса являют собой пример такой неторопливой работы.
Кажется, три года, проведенные бок об бок с Иисусом, должны бы научить учеников многому. Как минимум, помочь разобраться, кто есть их Учитель. Но только нам кажется…
Клеопа на пути в Эммаус говорит о распятом Христе: «Он [Иисус Назарянин] был пророк, сильный делами и учением в глазах Бога и всего народа, но наши старшие священники и члены Совета отдали Его на смерть: Его распяли.
А мы-то надеялись, что Он и есть тот, кто освободит Израиль…» (Лк. 24:19-21, РБО).
И неузнанный ими Иисус, кажется уже теряя терпение, говорит им:
«Какие же вы бестолковые!.. Как туго дается вам вера во все, о чем говорили пророки! Разве Помазанник не должен был претерпеть все эти страдания, чтобы достичь Своей Славы?» И Он разъяснил им все места в Писаниях, относящиеся к Нему, начав с Моисея и пророков» (24:25-27).
И Христос этим же – наставлением, утверждением, ободрением – занимался со всеми Своими учениками на протяжении всех сорока дней после Своего воскресения.
Легко иронизировать и подсмеиваться над непонятливыми учениками, но мы ведь не лучше их. А в чем-то и хуже, более «бестолковые», или, как написано в Синодальном переводе, «медлительные сердцем».
Как нам в нашей жизни научиться у Христа не торопиться и все успевать? Как научиться так жить и мыслить, чтобы, с одной стороны, сохранять мир, покой и спокойствие сердца, а с другой стороны, избегать лености и бессмысленной растраты времени?
Слышим ли мы внутренний голос, который в определенные моменты нашей жизни «притормаживает» нас, указывая на то, что мы теряем здравость мысли и способность оценивать себя и окружающий нас мир из-за спешки и торопливости? Слышим ли мы голос, который в определенные моменты побуждает нас к действию без промедления и расслабленности?
Умеем ли мы отличать этот Голос от «голосов иных», которые все быстрее и быстрее гонят нас по этой жизни, зачастую оправдывая это служением Богу и церкви?
Нам надо учиться слышать и различать Его голос. Это, в некоторым смысле, искусство – искусство жизни с Ним, искусство следования за Ним. И фокус здесь должен быть смещен с того, что мы делаем для Него, - хотя это тоже важно, - на то, каковы наши отношения с Ним, как мы идем вместе с Ним, как мы трудимся вместе с Ним.
Нам необходимо синхронизировать нашу жизнь с Его жизнью, наше служение с Его служением, нашу скорость с Его скоростью, наши мысли с Его мыслями.
Это непросто, потому что мы еще пока не на новой земле и враг не дремлет, и самих нас мотает из стороны в сторону. Но Бог не останавливается в Своей работе с нашими сердцами и жизнями. И пусть нам иногда кажется, что процесс идет так медленно, что хочется быстрее научиться и повзрослеть, что мы, будь на Его месте, все сделали бы быстрее.
Не все, что кажется, является правдой. Но то, что Он обещал твердо, так это то, что, начав процесс, Он уже не остановится и доведет Свое дело до конца.