Прочитал в Фэйсбуке анонс о предстоящей конференции примирения. И комментарий к этому анонсу, смысл которого заключался в том, что, мол, пусть сначала покаются, а потом мы примиримся с ними.
Как мы порой бываем ужасно несносны и абсолютно невыносимы в своей святости и правоте! В семье, с друзьями, на работе, в церкви, в обществе, между народами. С каким чувством превосходства и самоуверенности мы начинаем превозноситься над теми, кто, по нашему мнению, неправ, ошибается, понимает что-то не так, как мы.
И вроде бы Библия учит нас, что нет правого ни одного – все левые, а мы все никак не можем усвоить этот урок. Думая, что мы стоим справа от Христа, мы учим стоящих, как нам кажется, слева: покайтесь и попадете к нам, правым и святым.
А откуда у нас такая уверенность, что мы правы или что мы справа? Помню, о Ниневии было написано, что там было огромное количество не умеющих отличать правой руки от левой. Может, мы тоже из их числа? Может быть, то, что у нас справа, у Бога – слева?
Как этот подход, – покайся, а потом примиримся, – напоминает старшего брата из притчи о блудном сыне. И как далек он от того, что мы видим в его отце. Который был готов принять обратно своего младшего сына еще до того, как он ушел от отца.
И другой Отец, Который простил и принял нас до того, как мы «покаялись», Который примирился с нами до того, как мы попросили у Него прощения. Правда, куда Ему до нашей «правоты» и «святости»!
Я не перестаю удивляться терпению Бога. Как же надо любить Свое творение, чтобы видеть нашу непревзойденную и неумеренную глупость и продолжать прощать нас, учить нас, снисходить к нам. Как этому научиться?
Что касается вышеприведенного в Фэйсбуке комментария, то, как мне кажется, прощение идет впереди примирения. Непростивший никогда не примирится с непрощенным.
Павел пишет о Боге, что Он «во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их». Пожалуй, и нам надо следовать Его примеру в наших, человеческих отношениях. Какими бы мы не казались себе правыми, как бы не виделось нам что-то справедливым и законным, мы призваны быть подобными нашему Учителю, у Которого милость превозносится над судом, а прощение идет впереди покаяния.