Отношениям между мужчиной и женщиной, между мужем и женой посвящено бесчисленное множество книг, стихов, фильмов, спектаклей, песен и всего остального, где можно было хоть как-то описать или изобразить эту сложную материю. Иногда кажется, что единственное, чем люди занимаются в своей жизни, - это пишут, поют, смотрят и обсуждают хитросплетения отношений между теми, кто с Марса, и теми, кто с Венеры.
Это, конечно, не так, но влияние семейных отношений, - а я имею в виду сейчас именно эту сторону нашей жизни, - на жизнь каждого из нас невозможно переоценить.
Естественно, что и авторы разных книг Библии не только не проходят мимо этого вопроса, но всесторонне обсуждают его различные аспекты. В Священном Писании есть как описания семейных взаимоотношений реальных супругов, так и всевозможные размышления на эту тему.
Я сомневаюсь, что Священное Писание дает прямые и непосредственные ответы на всё множество вопросов, каждодневно возникающих у супругов, но определенные принципы и алгоритмы, которые помогают нам находить правильные решения, там прописаны. И нахождение, и умелое применение этих принципов в нашей жизни возложено на нас самих. Здесь хорошо помнить, что жизнь прожить – не поле перейти, а прожить жизнь с конкретным человеком – это, вообще, искусство искусств. Простое цитирование Библии здесь далеко не всегда помогает.
Проблема с применением истин (если мы их нашли) Священного Писания в любой области нашей жизни, в том числе и во взаимоотношениях мужей и жен, заключается в том, что мы формируем свои взгляды, основываясь более на наших культурных или даже субкультурных традициях, чем на самом Писании. Причем надо сказать, что в самой Библии есть место и тому, и другому. И мудрость и зрелость человека заключается в том, чтобы отличить одного от другого. Мудрость же, как известно, вырастает из опыта, а опыт – из глупостей: «сын ошибок трудных». Но надежда есть.
Одним из часто цитируемых отрывков на тему отношений мужа и жены являются слова Павла: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3).
Чаще всего мы используем эти слова, чтобы указать женщине на ее место в семье, чуть реже, чтобы призвать мужчин повиноваться Христу, и совсем редко мы пытаемся понять и объяснить отношения в третьей паре: Христос – Бог. А ведь последнее является основой, фундаментом, на примере которого и выстраиваются взаимоотношения в двух предыдущих парах: жена – муж, муж – Христос. Разобравшись в этом, нам будет значительно легче формировать наши взаимоотношения друг с другом.
Важно вообще понять, что любые человеческие отношения, будь то отношения между супругами, родителями и детьми, с друзьями или врагами, с начальниками, - духовными или светскими, - коллегами или подчиненными, изначально задуманы по образцу отношений внутри Троицы. Как человек создан по образу и подобию Божьему, так и его взаимодействия с себе подобными также созданы по тому же образцу.
Почему для Иисуса не было проблемой повиноваться Своему Отцу? Более того, Он был послушен Отцу с радостью, находил в этом, я бы сказал, удовольствие.
Наверное, в первую очередь потому, что Иисус знал, что Отец Его любил. Причем любил без всяких условии, без «баш на баш», без «ты – мне, я – тебе». Любил еще до того, как Христос проявил свое послушание Отцу. «Ты – Мой любимый Сын, в Тебе Моя отрада», - сказал Отец Иисуса при Его крещении (Лк. 3:22, РБО). Служение Иисуса еще впереди, а Отец уже не стесняется признаться в любви к Сыну, ободрить Его, сообщить, что в любом случае Иисус – Его любимый Сын.
Далее, Отец всегда был рядом со Своим Сыном. И не только в те часы и ночи, когда Иисус уходил молиться в пустынные места или когда ученики слышали голос Божий, обращенный ко Христу. Нет, Отец ни на мгновение не покидал Сына. Я уверен, что этого не произошло и в тот момент, когда Иисус воскликнул на кресте, обращаясь к Отцу: «Для чего Ты оставил Меня?» В трудные минут жизни и нам кажется, что Бог оставил нас, но это не так, потому что Он обещал быть с нами всегда, а обещаний Своих Он не нарушает. Здесь мне нравится режиссерский ход в фильме «Страсти Христовы» Мэла Гибсона, когда в момент смерти Иисуса на кресте на землю падает слеза Отца, вызывающая сотрясение земли.
Отец не просто был рядом с Иисусом, Он глубоко сострадал Ему. И не только в те моменты, когда Иисус реально страдал, будь то в пустыне во время искушений, или в Гефсиманском саду, или под ударами солдат, или на кресте. Нет, вся земная жизни Иисуса была пропитана страданием.
Возможно ли нам представить себе, откуда Он сошел и куда Он пришел? Второе-то нам понятно – мы тут сами живем и мучаемся. Но насколько труднее и мучительнее это было для Того, Кто занимал наивысшее положение в том мире – мире истины, правды, справедливости, святости.
Впрочем, нельзя исключить, что именно наше положение, наша боль, наши страдания и наше рабство греху заставляли Иисуса страдать еще больше. Ведь сострадание – это тоже страдание; соучастие – это тоже участие; сопереживание – это тоже переживание. Вся боль нашего мира была на Нем и удивительно, что Он не сбросил эту тяжелую ношу, но был послушен до смерти.
Лишь коротко я бы упомянул, что Отец ждал Своего Сына. И не просто ждал, но приготовил Ему всю Вселенную (думаю, что та «Вселенная», которую мы видим или думаем, что видим, является микроскопическим кусочком того мира, над которым поставлен Иисус). Бог все покорил под ноги Своего Сына. Он дал Ему славу и честь за Его подвиг послушания.
А теперь, уважаемый читатель, вам небольшое, но важное задание. Пожалуйста, спроецируйте отношения (о которых можно еще много говорить и размышлять) в этой паре – Христос и Бог – на вторую (муж и Христос) и третью (жена и муж) пары.
Я прекрасно понимаю всю сложность для нас, мужчин и женщин, по-настоящему любить друг друга и быть по-настоящему послушными друг другу. Но есть пример Иисуса и Его и нашего Отца, есть основа для такого подвига и есть надежда на помощь Того, Кто единственный может реально помочь.