«Люди и народы должны научиться мыслить по-новому» (Альберт Швейцер, нобелевская речь).
Предисловие
Уважаемые сестры!
Знаю, что статей вы почти не читаете, оставляя это для богословов, пасторов или проповедников. Но разве Бог не утверждает: ищите Горнего, исследуйте Писания, вникайте в себя и учение? Или для сестер существует другая Библия и более легкие условия спасения?
Что вы скажете Иисусу в свое время? Позовете мужа (пастора, наставника)? Сошлетесь на занятость (дети, обязанности, работа и пр.)? На свою подчиненность мужу или служителю? На недостаток времени или образования?
Прошу вас ответить: кто или что помогут нам войти в узкие ворота, в которые «многие поищут войти и не возмогут» (Лк. 13:24), – мужья, пасторы или проповедники? Дети или родственники? Церковь или ваши служения?
Боюсь, что многие из нас даже не задумывались об этом, полагая, вероятно, что христианская жизнь устраивается сама собой, а спасение женщинам совершать не обязательно.
Ложная вера, беспечность и легкомысленное отношение к Божьим заповедям – это широкая дорога в пропасть.
Так, давайте, давайте среди дел и забот найдем время и начнем вместе искать ответы на эти непростые вопросы, исследовать свои отношения с Богом, размышлять о своем месте перед Христом. И пусть вас не пугают незнакомые слова или мнимые трудности понимания. Не обольщайте также себя мыслями, что вы можете обойтись без собственного поиска познания Господа или без формирования личных отношений со Христом. Кроме нас самих этого не сможет сделать никто.
Читайте, думайте, возражайте, высказывайте свое мнение.
I. Ученица Христа или помощница мужу?
Предвижу многочисленные возражения против такой постановки вопроса, ведь в Библии четко говорится, что Ева создана как помощница Адаму (Быт. 2:18-20). Но давайте не будем торопиться. Для того чтобы разобраться в проблеме, найти верное решение, нам нужно выработать единый подход. В науке это называется методологией исследования, а на религиозном языке – это формирование библейского подхода в решении той или иной проблемы1.
Формирование такого подхода крайне важно по многим причинам.
Во-первых, от истинности основания, прочности фундамента будет зависеть, какое здание мы построим. Конечно, скажете вы, у нас одно основание – Писание, с чем нельзя не согласиться. Но еще Клайв Льюис когда-то сказал, что Библия – это не сборник кулинарных рецептов на каждый день. И нам нужно правильно понимать библейские заповеди и научиться применять их в различных ситуациях. Хотя истина одна, но толкований ее великое множество, а выработка общего подхода поможет избежать ненужных споров и разделений.
Во-вторых, всякое утверждение, особенно идущее вразрез с общепринятой традицией, должно быть достаточно обосновано и аргументировано. Людвиг Флек, известный польский ученый-микробиолог, находясь в заключении в Освенциме, занимался вопросами происхождения научного знания, его связью с общественной ситуацией. Он высказал мысль, что все известное всегда кажется доказанным и очевидным, а каждое новое знание или теория, наоборот, предстает как противоречивая, бездоказательная, надуманная и ненужная. Другими словами, все новое обычно не принимается сходу, поэтому требует своего обоснования.
В-третьих, любую идею легче понять и воспринять, если понятны исходные позиции ее замысла.
II. Формирования библейского подхода (методология исследования)
Системность Писания
Библия – это не просто собрание 66 книг, не совокупность отдельных исторических повествований, рассказов об избранном народе, пророках и героях веры, а также Евангелий и посланий апостолов.
Писание есть системное изложение вести о Христе, так как все его книги связаны единой идеей, образуют определенную целостность и единство, находятся в определенных отношениях и связях и раскрывают содержание друг друга2. Христос является той «красной нитью», которая «сшивает» самые разные книги Библии в единое целое. Он Сам неоднократно подчеркивал эту мысль: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39); «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27).
Как и всякая система, Библия имеет свойство единства, полноты, целостности. Строй солдат, идущий по мосту в синхронном порядке, может привести к его разрушению. Применительно к Библии можно говорить о наиболее сильном познавательном эффекте, возникающем в процессе исследования Писания целиком, в единстве всех книг, осмыслении единого замысла Творца. Этот эффект не может быть сравним, например, с суммой познавательного результата после изучения по отдельности (в разрыве, без выявления связи и взаимообусловленности) книг Ветхого и Нового Заветов.
Истина всегда целостна и системна. Можно сказать, что Иисус дает нам пример правильного понимания Библии на основе системного подхода. Он разоблачает дьявола, указывая на целостность Писания: «Написано также….» (Мф. 4:6-7).
В рамках данной парадигмы возникает необходимость изучения Слова Божьего в единстве Ветхого и Нового Заветов, в познании истины системно, последовательно, учитывая все взаимосвязи с отдельными элементами (книгами). Господь раскрывает ту или иную проблему постепенно, шаг за шагом, раскрывая ее отдельные ракурсы в различных книгах и посланиях. Создавая непонятные для нас ситуации, предлагая, на первый взгляд, противоречивые варианты решений проблемы, Он учит нас системно думать, исследовать Писание целиком, не останавливаться на частичном знании, а идти к целостному познанию. Господь учит нас обновляться духом ума, вникать в себя и учение и быть долготерпеливыми в этом процессе. Это относится к исследованию любой библейской проблемы и, конечно, женского вопроса.
Конечно, истину – «глубины Божьи» – открывает только Сам Господь (1 Кор. 2:11-12), но мы не всегда готовы услышать и правильно понять голос Божий. Одним из методов, помогающих нашему процессу познания, и является системный подход,
Игнорирование принципа системности Библии приводит к однобокому, урезанному пониманию проблем, что часто приводит к их искажению, неверному пониманию и толкованию. Именно здесь формируется почва, производящая разногласия, столкновения разных мнений, ереси, конфликты. Отсюда многочисленные течения в христианстве, группы, деноминации и пр. Об этом писал Джон Райл, указывая, что искаженная и преувеличенная истина [то есть принимаемая внесистемно, вне общего контекста Библии – НВ] может стать матерью самых опасных ересей3.
Главной системной ценностью и целью является Иисус Христос, Его заповеди, а не собрание, служители или наши служения. Ценности и цели отдельной подсистемы (конкретной общины) не должны быть поставлены выше целей всей системы, чтобы не произошло нарушение принципа иерархической подчиненности. Такое нарушение приводит к сбою в жизнедеятельности системы, нарушению ее целостности и гибели. Для устранения возникшей опасности необходимо либо исправить возникшую аномалию, либо удалить ее из системы.
Бог неизменен
Однако, не изменяясь Сам, Он меняет Свои способы и методы работы с человеком. Условно (очень условно!) говоря, методологически Господь вечен и статичен, а в методическом плане Он динамичен. «Откровение говорит нам, что Он не только неизменен, но и динамичен. Он создает, уничтожает, сообщает, вмешивается и сохраняет»4.
Библия дает множество примеров динамичности Бога. Например, человек был создан по образу и подобию Божьему, он жил в раю и не нуждался ни в одежде, ни в еде. Близкие отношения с Творцом обусловливали спокойную радостную жизнь Адама и Евы, однако их непослушание разрушило эти отношения, и Бог отменил Свои обетования. Разве при этом Он изменился? Или стал неверным?
Другой пример. Бог обещает еврейскому народу Землю обетованную и совершает для этого множество чудес. «Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих», – говорит Господь (Пс. 88:35), однако из всего народа входят в землю обетованную лишь два человека, не считая молодежи до 20 лет.
Господь избирает еврейскую нацию как особый народ. Как добрый родитель, Он на протяжении многих лет ведет евреев по жизни, помогает и защищает, обличает и наказывает, прощая им непослушание и многочисленные измены. Он даже Сына Своего посылает, чтобы примириться со Своим народом. Но когда примирения не происходит, тогда Господь призывает в Свою семью язычников и «прививает» их к Своей лозе (Рим. 11:13-24).
Итак, наше непослушание является причиной отмены Божьих обетований, на которые мы так надеемся. Как бы ни был долготерпелив и милостив Господь, но всегда наступает час расплаты, если мы не приходим к покаянию и не исправляем свои ошибки.
Уникальность и непостижимость Божьей мудрости
Почему Господь учит нас никого не называть отцом и учителем, то есть непререкаемым авторитетом? «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос” (Мф. 23:8-10).
Бог Сам дает ответ на этот вопрос: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, – говорит Господь. – Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8-9).
Признавая богодухновенность Писания (2 Тим. 3:16), мы принимаем его как истину «в последней инстанции», с которой не может сравниться никакая человеческая мудрость. Если же мы ищем ответы у людей, ставим их свидетельства (предания святых и др.) по ценности равными Слову Божьему, то не только противоречим Библии, но и принижаем Самого Бога.
При этом мы игнорируем греховную природу человеческой натуры, которая имеет лукавое и крайне испорченное сердце (Иер. 17:9); забываем о лживости всякого человека (Рим. 3:4). Даже самый «святой» из нас всегда может ошибиться из-за несовершенства человеческой природы, искаженной после грехопадения. В этом отличие любого человека от Иисуса Христа, Который даже в человеческом теле не имел греха и не ошибался.
В ответ на возражения о том, что Новый Завет тоже написан людьми, напомню: это были не простые люди, а избранные Богом Апостолы. Их было и навсегда останется только 12 (не считая Иуды).
Принцип развития
Данный принцип утверждает, что все в этом мире постоянно меняется. Наука утверждает, что материальный мир развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от беспорядка к порядку, то есть движется к своему совершенству. Однако Библия раскрывает нам, что мир уже был создан совершенным, безупречным и гармоничным, а вследствие грехопадения начались процессы его деградации (разрушения), движения к мировому концу.
Технический прогресс, рост цивилизации, развитие науки сопровождаются истощением природных ресурсов, экологическими и другими катастрофами, столкновениями и войнами. Успехи в развитии тех или иных сфер общественной жизни, государств или наций не меняет общего движения мира к концу. При этом, несмотря на успехи цивилизации, человек не развивается как личность, не становится нравственно лучше, а его жизнь – более счастливой, легкой и спокойной.
Может быть, постоянное развитие невозможно вообще?
Но мы знаем, что Бог вечен и активен, Он вездесущий (Мф. 18), всепроникающий и всезнающий (Пс. 138). «Господь есть прежде всего и Им все стоит» (Кол. 1:17); «Он подает нам с неба дожди, времена плодоносные и исполняет нас пищей и веселием» (Деян. 14:17); «Он возлагает на нас бремя, Он же и спасает нас» (Пс. 67:20).
И все это Бог делает постоянно, не уставая и не утомляясь (Ис. 40:28).
Если мы действительно хотим быть вместе с Богом, мы должны принять и Его программу активных действий: отвергнуть себя, взять свой крест и идти за Христом (Мф. 16:24). Если кто-либо этого не делает, то разрушает свои отношения со Христом, лишается близости с Ним (Мф. 10:38).
Христианская жизнь – это непрерывный процесс развития новой личности, возрастание в познании Бога и освящении. Идти за Христом - значит находиться в постоянном развитии, преображении в Его образ.
И это не благое пожелание, а повеление, некий категорический императив, который постоянно повторяется в Библии: «Если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас» (2 Пар. 15:2); «ищите Царствия Божия» (Мф. 6:33); всегда ищите добра и непрестанно молитесь (1 Фес. 5:15-17); «возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 3:18), «обновляйтесь духом ума» (Еф. 4:23), «исполняйтесь всею полнотою Божией» (Еф. 3:19) и т.д.
Часто встречаю бытующее в христианской среде убеждение, что, получив спасение по благодати, можно успокоиться: ведь мы посажены на небесах во Христе Иисусе (Еф. 2:6). А в церкви есть избранные Богом учителя, пасторы, проповедники, у жен есть мужья – это их дело искать, вникать, размышлять. Такое заблуждение особенно широко распространено среди женской (т.е. большей) части собраний. Мы игнорируем Божье повеление поучаться в Писании день и ночь, чтобы в точности исполнять все, что здесь написано (Нав. 1:8). Вот и получается, что в собрании сидят престарелые «младенцы», плотские христиане, несведущие в истине, питающиеся «молочком» и не имеющие силы Божьей (1 Кор. 3: 1-3).
Принцип развития отметает популярную точку зрения, что возрожденный христианин может всю жизнь оставаться в категории “плотского христианина”. Разумеется, есть много верующих, которые остаются духовными младенцами на протяжении всей своей жизни. Однако такое положение является трагичным, поскольку является насилием над жизнью, действующей в возрожденном христианине.
В Бразилии живет женщина по имени Мария Аудете (1981 года рождения), которая в 32 года выглядит как младенец в прямом смысле. Мария как физически, так и умственно, не развилась дальше 9-ти месячного младенца. Ее вид вызывает печаль и даже ужас.
Подумайте, однако, о том, как выглядели бы мы, если бы была возможность выразить визуально резкое несоответствие между нашим “церковным стажем” и нашим реальным духовным развитием (Евр. 5:12-13). Слишком часто концепция “плотской категории христиан” подразумевает некую статичность, игнорируя тот факт, что “живое не может не расти”. Все, что не растет, является, скорее всего, мертвым5.
Это относится и к церкви в целом, ведь опасно Телу отрываться от Главы, успокаиваясь на достигнутом. Мы не должны забывать, что церковь «растет возрастом Божиим» (Кол. 2:19), и игнорировать главную цель - поступать достойно Бога, во всем угождая Ему, приносить плод во всяком деле благом и возрастать в познании Бога (Кол. 1:10).
«У многих сегодня присутствует поразительное невежество по отношению к Писанию, а значит, и стремление к ясной твердой вере. Сегодняшнее поколение можно сравнить с детьми, которые являются «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14), многие подобны афинянам, обладающим желанием послушать что-то новое (Деян. 7:21), презирая при этом классическое учение, проторенную дорогу наших отцов»6.
Эти слова написаны около двухсот лет назад, но звучат так, как будто автор побывал на наших собраниях.
Христоцентричность
Все вышеизложенное является только методами, подходами к основной цели нашего исследования – познанию Господа Иисуса Христа, Его учения, расширению ареала богопознания, Его славы. В этом есть реализация принципа христоцентричности.
Несмотря на очевидность и общепризнанность приоритета этого принципа, его кажущуюся простоту, думаю, что мы весьма далеки от его понимания и, тем более, практического его воплощения в нашей жизни.
Скажите, дорогие сестры, задумывались ли вы, какую грандиозную революцию совершил Иисус?
Понимаем ли мы, насколько сильно изменилась наша собственная жизнь, как много Христос дал каждому верующему? Устранив грех, Сын Божий восстановил на кресте ту близость с Господом, которая была разрушена в результате грехопадения. Иметь возможность постоянно говорить с Богом, делиться радостью и проблемами, получать поддержку или обличение, разговаривать с самим Творцом – переживаем ли мы ежеминутно радость от этого?
Еще больше Иисус сделал для женщин: устранил всякое неравенство, в том числе гендерное, сломал привычные традиции и стереотипы о месте и роли женщины в религиозной и общественной жизни. Совсем не случайно Христос встретился с самарянкой и сделал ее одной из лучших библейских благовестников. В Марии Он показал лучшую, благую часть для женщины, которая никогда не отнимется у нее (Лк. 10:38-42). В Своей Церкви Христос предоставил женщине все права равного члена Тела Христова (исключая только сферу руководства).
Дорогие мои, понимаем ли мы всю грандиозность совершенного Христом?
Осмысливаем ли это каждый день?
Ценим ли эти дары и благодарим ли за них Иисуса?
Понимаем ли всю степень собственной ответственности перед Богом?
III. Новый статус женщины во Христе
Итак, попробуем вместе разобраться со всеми возникающими вопросами. Это будет наше общее исследование, краеугольным «камнем» которого всегда будет Иисус, Его жизнь, учение и заповеди. Путем Христа, следуя проведенной Им революционной реформе, мы будем стараться познавать Бога, Его замысел и логику. В этом нам смогут помочь современные научные достижения, разработанные подходы, новые методы исследования.
Результатом их всегда должно быть новое знание о Боге, Иисусе Христе, потому что «все – от Него и чрез Него и для Него. Ему слава вовеки, аминь» (Рим. 11:36. Пер. Кассиана).
Начнем с исследования места и роли женщины в церкви.
Церковь, как любая система, имеет вертикальные связи (между системой и подсистемами) и горизонтальные (внутри подсистем). Вертикальные связи (1) – это отношения между Христом и Его Телом, а горизонтальные (2) – взаимоотношения верующих между собой (аналогичным образом можно определить отношения в любой системе, например, семье).
Вертикальные отношения достаточно просты и укладываются в формулу: «Христос – христианин (ка)», они основаны на принципе полного равенства перед Богом людей различных полов, национальностей, статусов, финансового положения, властных полномочий и др. (Гал. 3:28). Мы призваны «истинною любовью все возвращать в Того, Кто есть глава Христос, из Которого все Тело получает приращение». Вера и старания человека содействуют сокращению «расстояния» между ним и Богом, установлению близких, родственных отношений. Каждый верующий (пресвитер, пастор, служитель, брат или сестра) имеет свои личные отношения с Богом. Иисус находится в общении не только с собранием в целом, но и каждым верующим в отдельности.
Что касается межличностных, «горизонтальных» отношений, то Библия определяет ограничения для женщин в двух сферах: управление собранием и семья. Бог дает нам подробные указания относительно построения взаимоотношений в собрании, а также между мужем и женой в семье, раскрывает пути разрешения споров и конфликтов, способы и условия примирения. Все мы хорошо знаем установленные Богом правила подчиненности, которые не подвергаются переосмыслению или реформированию, вопрос заключается в приоритетности одних перед другими.
С точки зрения системного подхода, цели и ценности системы, вертикальные связи всегда являются приоритетными для подсистемных целей и отношений. Если это так, то что важнее для верующей женщины: ее отношения со Христом или роль помощницы? Вопрос риторический, то есть ответа не требует. Причем речь не идет об отмене второго, это вопрос приоритетности, первостепенности первых отношений. В этом и проявление христоцентричности в решении этого вопроса.
Так, апостол Павел призывает всех верующих повиноваться «друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21), однако в практической жизни это соблюдается далеко не всегда. В баптистских собраниях реальностью, скорее, является более низкое положение сестер перед братьями, когда на богословские конференции и семинары приглашаются только мужчины, женщины ограничиваются в служении, не говоря уже о возможности наставления или увещевания. В христианских семьях принцип покорности жены часто абсолютизируется, при этом игнорируются личные отношения верующей женщины с Богом и ее собственная ответственность перед Ним. Конечно, следует соблюдать библейские запреты (это вообще не обсуждается), но в практической жизни они искажаются за счет необоснованного расширения масштабов и ареала действия (подробнее эти вопросы рассмотрены в первой статье7).
Сложившуюся ситуацию можно выразить короткой фразой: «Какая-то женщина!…», то есть не человек, не равноправный член церкви, не обычный верующий, а некто, стоящий на ступеньку ниже остальных.
Такое положение дел обусловлено соответствующей теоретической базой, то есть сложившимися богословскими взглядами.
Вот яркий пример баптистского «взгляда» на роль женщины в грехопадении:
«Запрет о дереве познания добра и зла был дан Адаму. Адам передал это Еве. А диавол изучил их обоих и видел привязанность Адама к Еве. — “Кость от кости моей, плоть от плоти моей”. Он знал об умении Евы подойти к сердцу Адама. Диавол видел главную опасность со стороны жены. Если бы Ева была на высоте положения, то, как верная помощница, стоящая на страже Божьих повелений, сказала бы ему: “Нет, Адам, не делай этого: Бог запретил нам”.
Вот почему диавол подошел к Еве — его план убрать опору Адама. Неизвестно, сколько времени он изучал жизнь Адама и Евы, — исчисления времени не указано, но он знал, что когда он соблазнит Еву, то Адам, ослепленный любовью к ней, забудет предостережение Божие.
Грехопадение совершилось!
Причина грехопадения:
а) Отошла от Адама. Она была одна при разговоре со змеем.
б) Забыла, что создана помощницей мужу — решила вопрос самостоятельно.
в) Адам любил Еву и дал ей власть управлять им (Быт. 3:6). “И дала мужу и он ел”.
Совершен грех»8.
Таким образом, грех совершила женщина, вина же Адама только в том, что он слишком любил Еву.
Однако Писание говорит об ответственности Адама, а не Евы (Рим. 5:12-19). Мы забываем, что заповедь не есть от дерева добра и зла была дана Богом только Адаму (Быт. 2:16-17). Евы тогда еще не было на земле, она была создана позже (ст. 18). Каков был этот временной промежуток, мы не знаем, но факт остается фактом: заповедь была дана только мужчине. Именно поэтому после грехопадения Господь обратился в первую очередь к Адаму (Быт. 3:9-12).
Еще: почему в данном отрывке утверждается, что Ева отошла от Адама? Слово Божье об этом ничего не говорит, может быть, это Адам отошел и прохлаждался в тени дерев?
Возникает вопрос: почему Библия говорит о преступлении одного Адама (Рим. 5:14,17,18), об одном согрешившем (ст. 16), о непослушании одного, а мы ежедневно повторяем как мантру надуманное, голословное утверждение о вине женщины?
Пример второй. Джон МакАртур в своей очень хорошей книге «Различны по замыслу» не разделяет понятий «жена» и «женщина» и транслирует правила подчинения жены в семье на другие сферы жизни, то есть всякая женщина, по его мнению, должна подчиняться любому мужчине:
«Всякий, кто отвергает принцип подчинения женщины мужчине, по логике должен отвергать подчинение Христа Отцу и верующих Христу» (с. 51).
Или:
«В церкви могут быть женщины, которые знают Библию, разбираются в богословии и владеют ораторским искусством лучше многих мужчин. Однако если эти женщины хотят соблюдать установленный Богом порядок и уважительно относиться к Его замыслу, они должны подчиняться руководству мужчин и не узурпировать власть» (там же).
Весьма спорная точка зрения по ряду причин. (Да простит меня уважаемый Джон МакАртур и все мужчины!)
Во-первых, Господь создал человека как единство мужчины и женщины, а Иисус Христос создал Церковь, где нет подчинения одних другим. Более того, часто сестры, кажущиеся слабейшими, гораздо нужнее (1 Кор. 12:22). Церковь есть Тело Христа, где только Он – глава, поэтому цель создания Церкви – Христос. Все, чем занимается церковное собрание, должно быть только от Него, через Него и для Него. Нигде в Новом Завете не говорится, что одни члены в теле (мужского пола) важнее или обладают повышенным статусом по сравнению с другими (женщинами). Одно дело – управление церковью, которое Бог отдает мужчинам, и совсем другое – подчинение одних другим в Теле. Даже подчинение служителям должно преломляться в Иисусе Христе. Только в таком понимании не будет разделений в Теле, и все будут одинаково заботиться друг о друге (1 Кор. 12:25).
Подскажите, где в Библии говорится о подчинении любой женщины всякому мужчине? Для этого есть семья и муж. К тому же даже канонический перевод слов "женщина" и «жена», испытавший значительное влияние православных взглядов, не может быть достаточно верным, так как в греческом языке существует великое множество значений этих слов.
Во-вторых, активность женщин в церкви и не должна распространяться на сферу управления, есть множество других направлений применения даров женщин. Применимо ли к ним обвинение в узурпации власти?
В-третьих, в представленном МакАртуром понимании смешиваются вертикальные и горизонтальные связи и отношения в церкви. «Хотя женщина и является образом Божиим в полной мере, она не является, в отличие от мужчины, непосредственной славой Божией. Она является непосредственной славой мужчины, отблеском славы Божией» (с. 57).
Не является ли это утверждение противоречащим взглядам ап. Павла, изложенным в Галатах 3:28? И как понимать последующие утверждения автора, что все верующие, независимо от того, женщины они или мужчины, находятся в Господе и одинаковы в Нем (с.59)? Если мы все одинаковы в Боге, то отчего Его слава изливается только на мужчин?
Пример третий. Недавно в интернете попалось видео Алексея Коломийцева, в котором он рассказывал о встрече с высокопоставленным чиновником. Обсуждался вопрос недостаточного роста баптистских церквей, причина которого связывалась с дефицитом лидеров.
В другом интервью этот поистине замечательный христианин и служитель, отвечая на вопрос о превалировании женской части наших собраний, выделяет такую причину как отсутствие системы ученичества и наставничества среди братьев. Однако в среде сестер практически не ведется никакой работы, почему же их больше и они более активны?
Все это говорит о том, что существующее в баптизме богословие относительно положения женщин сохраняет традиции Ветхого Завета. Получается, что Христос изменил взгляды на женщину и ее положение, а баптизм – нет.
Если мы строго придерживаемся принципа христоцентроичности для церкви и каждого верующего, будь это мужчина или женщина, то нам придетсся признать абсолютную приоритетность их отношений с Богом. Бог Своей державной силой воскресил Христа из мертвых и посадил одесную Себя на небесах «превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф. 1: 20-21). В таком понимании Иисус и отношения с Ним превыше всех святых, отцов Церкви, пресвитеров, пасторов, мужей и братьев.
Дорогие сестры, перед нами стоит задача определить, кто же мы перед нашим Господом. И это не только теоретическая проблема, но задача практическая, реализующаяся в каждодневной жизни.
Заключение
Проведенное исследование позволило очертить ряд важных проблем в положении женщин в церкви, а также сформулировать ряд выводов.
1. Можно вновь констатировать наличие серьезных «пробелов» не только в экклезиологии9, но, главное, – в познании Господа Иисуса Христа. К сожалению, сегодня масштабы нашего понимания далеко не полностью охватывают всю грандиозность и значимость пришествия Сына Божьего на землю, важность и революционность совершенного Им.
2. Существующий в настоящее время баптистский взгляд на положение и роль женщины в христианской жизни по существу отражает ветхозаветный подход и по ряду важных позиций противоречит христианским заповедям.
3. Особенности сложившихся богословских взглядов сформировали специфическую атмосферу в поместных собраниях, послужили основой возникновения ложных стереотипов, породили неравенство, когда сестры занимают более низкое положение, обладают ограниченными функциями и полномочиями (например, обличения и наставления), ограничены в служении и т.д.
4. Отстранение женщин от существующей системы обучения и практическое отсутствие богословского обучения среди сестер являются важными причинами их низкой богословской культуры, плохого знания библейских доктрин, распространения языческих взглядов и привычек и пр.
PS. Дорогие сестры, все вышеизложенное отнюдь не призыв к началу борьбы за свои права. Наоборот, это обращение ко всем сестрам взять свои Библии и начать (или продолжить) серьезное исследование Божьего Слова. И, несмотря на занятость, наличие рядом мужей или пасторов, преодолевая трудности понимания и практического применения Божьего Слова, – идти за Иисусом.
И еще: нам крайне необходимо общение на этой основе.
Важно также понять, что у нас нет времени на «раскачку», длительную подготовку. Время благоприятное сегодня и сейчас, ибо это и есть назначенное для нас время.
1 Свое понимание библейской позиции относительно положения женщины в современной церкви я изложила в статье «Женщины в жизни современной церкви» в газете «Мирт» №3-2018, https://gazeta.mirt.ru/stat-i/cerkov/post-2169/ , поэтому останавливаться на этом не буду.
2 https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3310
3 Д. Райл, «Святость», с.14.
4 https://www.academia.edu/38335132/Does_God_Know_the_Future?email_work_card=title
5 http://www.word4you.ru/publications/26368/
6 Дж. Райл, «Святость», с. 17.
7 «Женщины в жизни современной церкви», «Мирт» №3-2018, https://gazeta.mirt.ru/stat-i/cerkov/post-2169/
8 http://rusbaptist.stunda.org/dop/zhony.htm
9 См., например, статью «Аномия церковного управления», газета «Мирт» №2-2019 https://gazeta.mirt.ru/stat-i/vzglyad/post-2245/