Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Эти страшные «сектанты»... / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Рецензии / Эти страшные «сектанты»...
Эти страшные «сектанты»...
Эти страшные «сектанты»...

К 60-летию антирелигиозного фильма «Тучи над Борском»

10.03.2021
3326

В 2021 году, довольно богатом на юбилейные даты, есть одна, которую можно отнести одновременно и к истории кино, и к истории гонений на христиан в Советском Союзе. Это – 60-летие знаменитой антирелигиозной кинокартины «Тучи над Борском».

Она появилась в годы широкомасштабной антирелигиозной кампании, сопровождавшей хрущевскую «оттепель». В массовом порядке закрывались церкви, молитвенные дома. Религиозные служители и активисты подвергались уголовным и административным преследованиям... По официальным данным, в 1961–1964 гг. за религиозную деятельность были осуждены на различные сроки 806 верующих и более 400 человек высланы «за тунеядство» в соответствии с Указом от 4 мая 1961 г.

Все это сопровождалось мощной пропагандистской кампанией (публикации в СМИ, брошюры, лекции, выставки...), имевшей целью доказать зловредность и опасность религии, а значит, оправданность жестких мер. Хотя практически кампания была направлена против всех религий и конфессий, идеология того времени носила ярко выраженный антисектантский характер. К числу сектантов относили и русских протестантов – евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня...

Не остались в стороне и советские кинематографисты, получившие «социальный заказ» на антирелигиозные картины. В 1959 году журнал «Наука и религия» писал:

«Самое массовое и доходчивое из всех современных видов искусства – кино слабо используется в борьбе против религиозных пережитков и суеверий. <…> Министерству культуры следовало бы предусмотреть значительное расширение производства научно-атеистических фильмов…»

Вскоре «пробел» в кинематографе стал заполняться. В 1959–1965 годы разными киностудиями страны было снято по меньшей мере 11 полнометражных художественных картин антирелигиозного содержания. Все они, так или иначе, имели успех среди зрителей. Но по степени общественной значимости эталоном безусловно стал фильм «Тучи над Борском», где сконцентрирована практически вся антирелигиозная «чернуха»: слепой фанатизм сектантов, их ложь, лицемерие и даже страшное религиозное изуверство, вплоть до человеческого жертвоприношения...

К работе над картиной, снятой в 1960 году на киностудии «Мосфильм», были привлечены выдающиеся профессионалы того времени. Сценаристы С.Л. Лунгин и И.И. Нусинов создали не просто антирелигиозную мелодраму, а настоящий триллер с увлекательным и жутковатым сюжетом (позже киноповесть «Тучи над Борском» дважды издавалась отдельными книгами). Режиссер-постановщик Василий Ордынский уже успел запомниться зрителям популярными картинами – например, «Сверстницы» («Мосфильм», 1959), где впервые снялся Владимир Высоцкий.

На главные роли были приглашены талантливые молодые актеры: Инна Гулая (Оля), Владимир Ивашов (Генка), Инна Чурикова (Райка), Роман Хомятов (Митя) и др. Следует также отметить великолепные операторские съемки Игоря Слабневича и звучащие в картине красивые песни о любви – «Виновата ли я», «Ивушка».

О чем же рассказывается в «Тучах над Борском»? Само название фильма напрямую не связано с религией, однако настраивает зрителей на тревожное ожидание чего-то зловещего. По мере развития сюжета смертельная опасность как бы сгущается над главными героями, подобно грозовым тучам.

В центре повествования – старшеклассница Оля Рыжкова, переживающая первую любовь к однокласснику Мите Саенко. А тот, будучи тайным «сектантом», умело вовлекает девушку в свой круг.

Мир сектантов, по контрасту с советской жизнью, показан таинственно и зловеще. Почти все эпизоды с их участием сняты в полутемных тонах: в комнате семьи Саенко окно плотно заставлено цветами, сектантские моления, показанные подчеркнуто гротескно, проходят в мрачном амбаре... А кульминационная сцена молитвы о «крещении Духом Святым» способна вызвать ужас у зрителей.

В фильме не названа конфессиональная принадлежность сектантов – видимо для того, чтобы представить зрителям обобщенный образ, не концентрируясь на отдельной конфессии. Но очевидно, что здесь показаны пятидесятники: они молятся «на языках», активистка общины Меланья считается пророчицей... Примечательно и то, что одновременно с работой над фильмом шла подготовка крупного судебного процесса над московскими пятидесятниками.

В России первые пятидесятники появились в 1911–1913 годах. В 1920-е годы в СССР имелся легальный Союз христиан евангельской веры, но позже он был ликвидирован. В послевоенные годы пятидесятникам не позволили возродить Союз; правда, они могли на определенных условиях присоединяться к общинам ЕХБ.

В 1956 году группа служителей, вдохновленных либерализацией политического режима, провела в Харькове нелегальное совещание, на котором был учрежден Союз христиан веры евангельской (ХВЕ). Однако власти отказались его регистрировать и лишь усилили гонения. Более того – появилась секретная инструкция, относившая пятидесятников к разряду запрещенных «изуверских сект».

Между тем, к концу 1950-х годов в Москве и Московской области активизировались группы ХВЕ. Верующие проводили тайные богослужения, благовествовали родственникам и знакомым, наладили контакты с пятидесятниками других регионов... За несколько лет из разрозненных групп сформировалась община, выделились молодые, энергичные служители. Москва становилась одним из центров пятидесятничества в стране.

Власти не могли этого допустить и примерно с 1959 года начали тайную подготовку к разгрому московской общины. За пятидесятниками установили слежку, причем, атеистические «десанты» сопровождали киношники с кинокамерами. На основе снятого ими материала был сделан документальный фильм «Это тревожит всех», в дальнейшем представленный на суде как вещественное доказательство. Уместно предположить, что с материалами следственного дела были ознакомлены (по крайней мере, частично) сценаристы С.Л. Лунгин и И.И. Нусинов.

Летом 1960 года начались аресты московских пятидесятников, а в сентябре журнал «Советский экран» сообщил о начале съемок картины «Тучи над Борском». Ее премьера состоялась в конце февраля 1961 года. В разгар успешного кинопроката 19–26 апреля 1961 года, в г. Дрезна Московской области состоялась выездная сессия Московского областного суда, рассмотревшая дело о московских пятидесятниках. Иван Федотов, Василий Ряховский, Михаил Афонин, Иван Корчагин, Мария Смирнова и Федосья Клинина обвинялись в проведении тайных собраний, вовлечении в общину молодежи, а главное – в религиозном изуверстве.

Самое страшное обвинение строилось на показаниях бывшей прихожанки Анны Красиной, заявившей, что проповедник Иван Федотов якобы подстрекал ее принести в жертву 12-летнюю дочь. По свидетельству верующих (не Федотова), в реальной истории, как и в фильме, тоже была задействована любовь – правда, без взаимности: симпатичный проповедник остался равнодушен к молодой женщине. Ее обидой, видимо, и воспользовались организаторы провокации (как-то они угадывали таких людей…).

В конце одного из тайных богослужений в лесу Красина внезапно закричала: «Не надо приносить в жертву мою дочь!» (Девочка в это время отдыхала в пионерлагере.) Тотчас из-за кустов и деревьев показались представители властей и общественности, составили протокол...

Много лет спустя Красина покаялась в клевете, а Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 22.05.1996 г. приговор был отменен, и И.П. Федотов реабилитирован. Но тогда, на процессе в Дрезне, его приговорили к самому длительному сроку лишения свободы – 10 лет.

Суд над московскими пятидесятниками проходил как своеобразное пропагандистское шоу: он широко освещался в центральных и местных СМИ, снимался на кинопленку, обсуждался на общественных собраниях. Звучавшие на суде обвинения как бы подтверждали историю, показанную в картине «Тучи над Борском», а сам суд выглядел продолжением киносюжета.

Главные сектантки из фильма – тетка Мити и Меланья (эти роли исполнили актрисы Валентина Беляева и Анна Троицкая) – даже внешне были похожи на подсудимых М. Смирнову и Ф. Клинину. Можно сказать, что фильм эмоционально подготовил советских людей к восприятию процесса в Дрезне, а тот сделался образцом для подобных процессов над верующими по всей стране.

Однако «Тучи над Борском» имели и более важное значение. Это первый и единственный советский художественный фильм, где верующие напрямую обвиняются в попытке ритуального убийства. Сектанты не просто вовлекают Олю в свой мирок. В финале они едва не приносят ее в жертву, и лишь прибежавшие горожане спасают девушку от страшной участи. Обвинение, называемое в старину «кровавым наветом», прогремело с экрана на всю страну и оказало значимое влияние на общественные представления о «сектантах».

Остается загадкой, почему Лунгин и Нусинов, успешные, талантливые писатели, не побрезговали выдвинуть против верующих такой ужасный навет – чего не сделал больше ни один советский киносценарист. Писательница И.И. Емельянова, лично знавшая авторов, рассуждала:

«Это был типичный фильм периода «оттепели»... в конце его пятидесятники пытаются девушку распять, ее спасают, она покидает секту. Но ведь ясно, что это – для цензуры!».

Судя по реплике, честолюбивые литераторы и их окружение воспринимали навет как неизбежную и вполне извинительную уступку советской цензуре, а успех фильма ставили выше доброго имени тысяч верующих.

«Тучи над Борском» широко демонстрировались в кинопрокате, в том числе на бесплатных сеансах, куда в организованном порядке приводили школьников, студентов, военнослужащих, работников предприятий и учреждений. Фильм вызвал огромный общественный резонанс. Среди советских людей заметно усилились страх и отвращение к «сектантам», да и вообще к верующим.

Для протестантов старшего поколения (не только пятидесятников) «Тучи над Борском» – это горькая память об участившихся тогда несправедливых и незаслуженных обвинениях, оскорблениях, обидах, о травле детей в школах, о камнях, летевших в окна молитвенных домов (и просто домов, где жили верующие)...

По-разному сложились судьбы создателей и участников фильма. Кинодраматург Илья Нусинов, успев написать еще несколько сценариев, скоропостижно умер через 9 лет после премьеры «Туч над Борском». Его соавтор Семен Лунгин пережил его на 26 лет: преподавал во ВГИКе, писал киносценарии... Фильм «Розыгрыш», снятый по его сценарию, имел большой успех среди молодежи. Его сын – Павел Лунгин стал известным режиссером. Продолжал работать в кино и режиссер В.С. Ордынский. Среди его картин, созданных после «Туч над Борском», – популярный многосерийный телефильм «Хождение по мукам» («Мосфильм», 1977).

Для исполнительницы главной роли Инны Гулая успешный дебют открыл путь в кино. Она снялась еще в ряде картин, играла в театре, стала заслуженной артисткой РСФСР, но ее «звездная» карьера была недолгой, а личная судьба несчастной... В 1990 году И.И. Гулая ушла из жизни в возрасте 50 лет: по одной версии, она покончила с собой, по другой – погибла из-за случайной передозировки снотворного.

1990-е годы стали роковыми для народного артиста РСФСР Владимира Ивашова, заслуженного артиста РСФСР Романа Хомятова. Прежде любимые миллионами зрителей, они во времена «дикого капитализма» остались не у дел. Хомятов в последние годы жизни работал гардеробщиком. Ивашов трудился на стройке, где у него из-за тяжелой физической нагрузки обострилась болезнь...

А вот народная артистка СССР Инна Чурикова выдержала «лихие девяностые» и, по крайней мере, до недавнего времени продолжала успешно играть в кино и театре. Знаменитым режиссером, актером и общественным деятелем стал Никита Михалков, что подростком сыграл в «Тучах над Борском» эпизодическую роль...

Даже теперь, много лет спустя, этот яркий образец пропагандистского кино способен произвести впечатление: лихо закрученный сюжет, «звездный» состав исполнителей, грамотно вставленные «страшилки»... Для многих людей фильм до сих пор остается источником негативных представлений о протестантах как о мрачных, опасных для общества религиозных изуверах.

К сожалению, за последние 30 лет в России так и не появилось ни одного талантливого и объективного художественного фильма о протестантах советской эпохи. А ведь историю о девушке, что в разгар антирелигиозных гонений полюбила «сектанта», разделив с ним веру и судьбу, можно было бы показать и с другой стороны. Как и историю судебного процесса над московскими пятидесятниками.

Пока же не будут созданы честные, яркие произведения о русских протестантах, негативный пугающий образ, созданный советской пропагандой, в том числе фильмом «Тучи над Борском», будет влиять на умы и доминировать в представлениях наших современников.

Автор - Татьяна Никольская, кандидат исторических наук, член Союза писателей России

Телеграм-канал газеты "Мирт": https://t.me/gazetaMirt

Еще читать