
По моему глубокому убеждению, все люди, живущие на белом свете, делятся на две неравные группы. Первой группе, решительно нечего сказать миру. Им лучше не выступать публично. Вообще. Не брать в руки микрофон, не лезть на сцену, не мучить аудиторию. И таких, на мой взгляд, около 80%.
Те, кому есть что поведать миру, это оставшиеся 20%. Они в меньшинстве, и это неудивительно.
Меньшинство, другими словами - элита, всегда определяла вектор движения общества. И это естественным образом находило отражение в публичных выступлениях. Элита думает головой, хотя бы изредка, и им есть что сказать.
"Немногие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю". Это сказал Бернард Шоу, и он был абсолютно прав.
В свете этих простых истин, всех ораторов и их незабываемые выступления, можно условно разделить на четыре группы.
Группа No 1. Их девиз: "Нечего сказать и говорить не хочется".
И, вы знаете, мне нравятся эти милые и безобидные люди! Они не хватают микрофон и не лезут на сцену. Они догадываются, что им нечем удивить мир, и поэтому стараются помалкивать. Лучшим советом для них будет: "Молчи дурак, за умного сойдешь"! Так говорила мне в детстве моя любимая бабушка, и на тот момент, это был прекрасный совет. Но я, к сожалению, не слушал ее, поскольку в детстве принадлежал к группе No 2.
Итак, группа No 2. Их девизом может быть: "Сказать нечего, а так хочется!"
Это самые опасные ораторы, а в некоторых случаях - просто ходячая катастрофа. Очень часто их блистательные речи случаются на юбилеях, свадьбах или корпоративах. Главным элементом подготовки к выступлению они считают пару рюмок коньяка, после чего в них просыпается «Цицерон».
Они получают массу удовольствия от выступления, зато остальные не знают, куда девать глаза. Слушая их, аудитория испытывает физические и нравственные страдания. В прямом смысле этого слова.
Останавливать таких спикеров опасно, поскольку любую попытку ограничить время их выступления они воспринимают как посягательство на их гражданские права, в частности, на свободу слова. И могут броситься на вас с кулаками, чтобы восстановить справедливость.
На сей счет моя бабушка говаривала: "Язык - это такой орган, который может стать причиной потери зубов".
Группа No 3 страдает больше всех. Их девиз, звучит так: "Нам есть что сказать, но мы не можем". Самое смешное, что мучаются не только они. Страдает и общество, которое недополучает массу полезной информации от этих неглупых и востребованных профессионалов.
Лично мне всегда больно смотреть, как томятся эти прекрасные люди с микрофоном в руках. Волею судьбы или по велению начальства им нужно выступать, и они тяжко страдают на сцене. Аудитория их обычно жалеет и одновременно недоумевает, как такой блестящий специалист может быть так невнятен и косноязычен.
Я называю это «эффектом любимой собаки». Той самой, которая смотрит на хозяев честными глазами, все понимает, а сказать ничего не может. Причем, неспособность говорить никак не связана с количеством знаний и глубиной видения. Другими словами, можно быть блестящим мастером, но при этом абсолютно беспомощным оратором. Отечественные корпорации демонстрируют это весьма убедительно. Сходите на любую большую корпоративную конференцию, и вы обязательно услышите там спикеров, от которых вас протянет в сон.
Рано или поздно на сцене окажутся люди, которые зарабатывают миллионы, поднимают грандиозные проекты, двигает вперед производство, а на сцене двух слов связать не могут.
Причем их начальство или акционеры считают, что раз он такой успешный, то он должен сам собой, автоматически, быть блестящим оратором. И гонят их на сцену. А в момент их выступления мы в очередной раз убеждаемся, что успешный менеджер и успешный оратор, это, как говорят в Одессе, две большие разницы. И тот, кто может классно сделать, не всегда может связно рассказать об этом.
Можно ли изменить это? Несомненно! Первое, что необходимо, это осознание своей ораторской беспомощности. Нужно честно признаться самому себе: да, я богат, умен и крут и к тому же классный специалист, но никудышный оратор. И начать учиться. Читать книги, записаться на курсы ораторского мастерства, а еще лучше найти грамотного наставника и заниматься с ним индивидуально.
И только после этого есть шанс переместиться в группу No 4, чьим девизом является: «Мне есть что сказать миру, и я с удовольствием это делаю».
Ведь ораторское искусство, приложенное к профессионализму, является мощнейшим катализатором успеха. Оно действует на бизнес как турбина на двигатель, раскручивает его обороты, повышает продажи, увеличивает прибыль.
Для меня самым ярким примером такого бизнесмена-оратора был основатель Apple, Стив Джобс. На его презентации собирались толпы, в интернете их смотрели миллионы зрителей. Это большая редкость, когда презентация нового планшета или телефона воспринимается как выступление звезды шоу-бизнеса и привлекает столько внимания. Каждая его презентация была событием и потом долго обсуждалось, как экспертным сообществом, так и в мировых СМИ.
Когда моей бабушке удавалось поймать хотя бы несколько слов такого оратора, она неизменно требовала тишины. «Дай умного человека послушать!" - говорила она, и была абсолютно права. Слушать тех, кому есть, что сказать, и кто может это сделать, - одно удовольствие.
Но удовольствие получает не только аудитория, радость испытывает и сам оратор. Можно органично соединять удовольствие от управления бизнесом и публичными выступлениями, просто это требует труда и специальной подготовки. Но, поверьте мне, оно того стоит.
Один из первых американских мультимиллионеров - Филип Армор - сказал однажды: «Я предпочел бы быть знаменитым оратором, нежели знаменитым капиталистом». Он знал, о чем говорил, и я полностью с ним согласен.