Христианский мир очень разнообразен. Разнообразие, в частности, проявляется и в том, что каждое направление христианства (помимо безусловно сильных сторон) подразумевает и так называемые "неудобные вопросы". В качестве примера попробую сформулировать два вопроса подобного рода, которые касаются тех, кого принято называть евангеликами.
Первый вопрос затрагивает можно сказать самую основу реформации, а именно известный принцип Sola Scriptura ("Только Писание").
Насколько этот тезис действительно лежит в основе жизни церквей, которые его исповедуют? Не является ли он просто красивым лозунгом и может ли вообще церковь, исповедующая этот принцип, существовать? Не загоняет ли она сама себя в угол, утверждая, что все ее вероучение, церковная жизнь, этика основаны исключительно на канонических текстах Священного Писания?
Кстати, у многих сразу же возникает вопрос: а почему вообще (если не принимать во внимание то, что называется Преданием) можно утверждать, какие книги являются каноническими, а какие - нет? Кроме того, приходится признать, что Церковь появилась раньше, чем был сформирован канон Нового Завета, и даже до того, как появилось большинство книг, в него входящих.
Если быть до конца честным, то придется признать, что даже лежащее в основе любой христианской деноминации учение о Троице не так уж очевидно строится лишь на принципе Sola Scriptura. Иначе не было бы таких ожесточенных споров, которые предшествовали принятию Символа веры.
Само разнообразие протестантских церквей, каждая из которых утверждает, что исповедует принцип Sola Scripтura, подразумевает, что, вероятно, было бы корректней говорить не "Только Писание", а "Только Писание в нашей его интерпретации".
Следует признать, что Писание далеко не по всем вопросам дает исчерпывающие ответы. Так, например, некоторые протестантские церкви практикуют крещение детей, кто-то утверждает, что крестить следует исключительно взрослых (впрочем, сразу же возникает вопрос, кто и как определяет, когда именно человек становится взрослым?).
Есть церкви, где священником может быть женщина, кто-то считает, что это категорически невозможно. Где-то принято совершать так называемое омовение ног перед причастием, где-то это не практикуется.
Можно было бы привести еще множество вопросов, касающихся вероучения, церковного устройства или жизни церкви, по которым разные деноминации занимают разные позиции и при этом все они утверждают, что в их основании лежит принцип "Только Писание".
Церковь, которая не утверждает, что исповедует этот принцип, на многие вопросы вполне логично может отвечать примерно так: "Таково наше церковное предание", "Это сложившаяся церковная традиция" и т.д.
Евангелики же по вполне понятным причинам не очень любят ссылаться ни на предание, ни на традиции, ни на Отцов церкви, а, следовательно, приходится на каждый вопрос, касающейся вероучения или церковной жизни, приводить цитаты из Священного Писания. При этом, учитывая то, что невозможно на многие вопросы ответить точной библейской цитатой, зачастую это приводит к вырыванию цитаты из контекста или слишком уж "расширенного" толкования приведенного в качестве "аргумента" отрывка.
Второй вопрос на первый взгляд может показаться нелепым, глупым или даже провокационным. Тем не менее, озвучу и его. А зачем вообще ходить в церковь?
В католической или православной церкви есть хорошо разработанная экклесиология, а центром богослужения является литургия, где верующие вкушают тело и кровь Спасителя. Если же говорить о евангельских христианах, то здесь центральное место в богослужении занимает проповедь Слова Божьего.
То есть, в одном случае мы имеем дело с сакральным отношением к богослужению, в основе которого лежит таинство, в другом это, скорее, место, где можно послушать хорошую "лекцию" о Боге, услышать что-то полезное для нашей души и насладиться церковным пением.
В связи с этим, хотим мы того или нет, возникает вопрос: а не проще ли мне остаться дома? Ведь сегодня у нас есть масса возможностей. Можно почитать хорошую христианскую литературу, послушать по радио или в интернете проповеди лучших проповедников (большинство из которых никогда не доедет до нашей общины).
Церковную музыку любых направлений и стилей можно с легкостью найти в интернете. Причем опять-таки это могут быть лучшие в мире исполнители. Для тех, кому это необходимо, можно использовать и функцию караоке, чтобы и самому принять участие в прославлении Бога.
Ну, а необходимость в духовном общении можно восполнить периодическими встречами с друзьями. Кстати, можно с ними и Библию вместе почитать и даже совместно сделать что-нибудь хорошее для тех, кто нуждается в помощи.
Эти вопросы я назвал "неудобными" не потому, что на них нет ответов. Просто с точки зрения представителей других направлений христианства эти ответы звучат не очень убедительно. Иногда эту неубедительность и неочевидность отмечают и сами верующие данного исповедания. Поэтому эту заметку можно рассматривать и как возможность сформулировать более убедительные ответы.