Главная / Статьи / Взгляд / Проханов без Евангелия?
Проханов без Евангелия?
Проханов без Евангелия?

О декларации в честь 150-летия со дня рождения И.С. Проханова

13.03.2019
1633

В этом году отмечается 150 лет со дня рождения Ивана Степановича Проханова - одного из самых известных деятелей евангельского движения России на рубеже XIX-XX веков. Он известен тем, что вышел из молокан, был крещен в баптистской церкви, но довольно скоро решил, что баптистский пиджак германского покроя ему маловат, и стал развивать свое собственное движение под названием «Союз евангельских христиан».

Проханов был яркой и неординарной фигурой. Еще при жизни в царской России он успел со многими войти в противоречие и конфликты, но при этом мечтал и многое осуществлял в отношении единства евангельского движений в России. Понятно, что разрозненная деятельность евангельских верующих в царской, а потом и в советской России была малоперспективной, поэтому Проханов делал попытки для объединения разных движений (в первую очередь евангельских христиан и баптистов) в один союз. Как известно, это ему так и не удалось из-за разногласий евангельских лидеров, отсутствия религиозной свободы и, возможно, из-за его непростого характера.

При этом верно и то, что вся его деятельность всегда была сосредоточена на евангельском преображении России. В своей книге «В котле России» Проханов писал об исключительно великой роли, которая ожидает Россию, роли, не имеющей прецедентов в мировой истории: "Единственное условие: Россия должна принять Христа и Его Евангелие, как основу жизни и восстановить первоначальное Апостольское христианство".

Эта цитата прозвучала и во время подписания  20 февраля совместной декларации*, посвященной юбилею Проханова, представителями современных евангельских союзов: Российского союза евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ), Всесоюзного содружества евангельских христиан (ВСЕХ), Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ), Российской церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ), Евро-Азиатского дивизиона (отделения) Генеральной конференции церкви христиан-адвентистов седьмого дня.

Некоторые комментаторы этого события подметили, что одни из подписантов имеют большее отношение к наследию Проханова, другие в прохановские времена, скорее, были его оппонентами и только недавно решили присоединиться и встать под зонтик такого большого имени.

Но я хотел бы обратить внимание не на то, кто сейчас настоящий духовный потомок Проханова, а кто - нет. В общем-то, в духовном преемстве могут участвовать и новые лица, если они воспринимают духовное наследие своего наставника. Меня поразило, что в подписанной декларации практически ничего нет от этого наследия. Несмотря на то, что декларация приурочена к годовщине рождения Проханова, там нет ни одной цитаты из его работ или проповедей.

Но что еще более удивительно - там нет и ни одной библейской цитаты. Для евангельских верующих такой стиль заявлений - что-то совершенно новое. Обычно они подвергаются критике, что слишком часто цитируют Библию (и иногда это действительно не всегда уместно). Но в данном случае, когда декларация подписывается главами евангельских союзов, то есть христианских деноминаций, которые по своему названию признают в качестве единственного высшего авторитета Писание, не сослаться при этом на Библию не только в цитате, но и косвенно, как минимум, не обычно. На моей памяти это первый такой документ. Более того, в тексте нет ни имени Иисуса Христа, ни слов «церковь» или «Евангелие», а слово «Бог» упоминается всего один раз, наряду с другим словом с заглавной буквы – «Отечеством».

Возникает вопрос, что же составляет содержание этой декларации?

В первой части декларации описывается деятельность Проханова. Но там не упоминается ни созидание церквей, ни евангелизация, а только то, что он "являлся продолжателем просветительской, культурной и социальной деятельности" неких других евангельских христиан (что даже исторически спорно).

Достаточно посмотреть, как в декларации характеризуется Проханов. Оказывается, самое важное, что сделал Проханов, заключается в том, что он "вдохновлял своих читателей в России и заграницей на выбор позитивного и созидательного пути жизни в эпоху классового расслоения общества, революционных потрясений, Первой мировой и гражданской войн".

Для чего проповедь Евангелия, которой была посвящена вся жизнь Проханова, была в этой декларации заменена на такой эвфемизм, не ясно. Хотя, если читать далее, то становится понятен предполагаемый адресат данного документа. В ней подчеркивается, что Проханов "был одним из инициаторов развития диалога в области государственно-конфессиональных отношений и активно участвовал в работе комиссии Государственной думы Российской империи по подготовке государственных актов, предоставляющих религиозным объединениям свободу вероисповедания и закрепляющих отделение церкви от государства".

Государственно-конфессиональные отношения упоминаются в декларации чаще всего. Наверное, читающий должен уразуметь, что и нынешние подписанты готовы к работе в комиссиях и сообществах на благо Отечества. Потому что как во времена Проханова, так и сейчас, по мнению авторов декларации, евангельское движение может быть полезно не только и не столько в религиозном плане:

"Социально-экономическую жизнь общества И.С. Проханов никогда не отделял от духовной сферы, что способствовало вовлечению миллионов жителей молодой Советской России в производственную и сельскохозяйственную кооперацию среди царящих в стране голода и разрухи".

Декларация не только смотрит в историю, но и предлагает действие в настоящем. Анонсируется общественный проект, который "обозначит новые смыслы и парадигмы консолидации и развития Евангельского сообщества России". Что это за новые парадигмы, в которых нет места Христу и Евангелию? Разве это нужно евангельскому сообществу России?

По мнению авторов декларации - да. Ведь своими ценностями они провозгласили "сильную Россию", "сохранение общечеловеческих, консервативных ценностей" (Проханов, скорее, был не консерватор, а новатор), "сохранение нравственно-этического фундамента общественного развития страны". Эти довольно аморфные популярные понятия в нынешнем политическом лексиконе никак не относятся к церковному дискурсу. Далее упоминаются некие "евро-азиатские ценности", причем не уточняется, чем они отличаются от северо-атлантических или азиатско-тихоокеанских. Упомянуты они, скорее всего, чтобы подчеркнуть нашу посконность и отделенность от злонравного Запада, в котором разрушаются все древние ценности, и только Россия остается "полюсом притяжения (а может быть, и последней надеждой) для позитивных сил мирового сообщества".

По сути, декларация вместо библейской или богословской основы, берет в качестве своего идеологического фундамента гражданскую религию, где главным действующим лицом становится государство: «Государство обеспечивает перераспределение ресурсов и равные условия доступа к общественным благам и безопасности для всех граждан (в том числе сохраняет общество от разрушения принятых ценностей)». Вероучительной основой заявлены «консервативные, общечеловеческие ценности», а религиозные организации только передают обществу на своем особом языке эти ценности: «Религиозные объединения формируют повестку общественного диалога, нацеленного на формирование и сохранение нравственно-этического фундамента общественного развития стран, и развивают гармоничные межличностные отношения». Тем самым евангельское сообщество переключается с непосредственно религиозной деятельности, то есть проповеди Евангелия, на общественно-политическую деятельность.

Здесь хочется понять, откуда взялся такой странный текст декларации? И дело не в конкретном авторе (сообщается, что текст подготовил глобальный директор Открытого научного проекта "Международный институт изучения евангельского движения СНГ" Павел Орехов). Вопрос в том, почему евангельские лидеры согласились подписать такой текст?

Конечно же, я не думаю, что современные евангельские лидеры не думают о проповеди Евангелия и стали просто выразителями идей общественной нравственности. Но почему-то в данной декларации они решили Евангелие даже не упоминать. Скорее всего, для них был важен сам факт совместного действия, упоминания свободы совести и, возможно, чего-то еще.

Думаю, что для большинства текст этой декларации ничего не будет значить, и его забудут, не читая. Но стоило ли подписывать такой документ, где мы видим некое единение евангельских лидеров без Евангелия, ради эфемерных церковно-государственных отношений?

* Текст декларации - https://baptist.org.ru/_service/33957/download/id/419379/name/Декларация+Празднования+150-летия+И.С.Проханова.pdf

"Мирт" в Телеграм - https://t.me/gazetaMirt

Тэги:   жизнь церкви   мысли   
Читать по теме