Главная / Статьи / Взгляд / 200-летие евангельского сообщества России
200-летие евангельского сообщества России
200-летие евангельского сообщества России
07.02.2020
704

Евангельское движение на территории современной России существует ровно столько, сколько Евангелие и евангельские ценности проникают в различные слои общества и производят в нем качественные перемены. В период с 988 года – принятия Русью (русским народом) христианской религии греческого толка – и до начала XIX века евангельское движение в широком смысле было связано с православием как господствующей религией страны.

Современное евангельское движение России включило в свою орбиту представителей евангельского сообщества1 и других членов российского общества, разделяющих евангельские ценности. Предпосылками для появления современного евангельского движения в России, наряду с другими причинами, стало начало переводов Священного Писания (Библии) на языки жителей Российской империи, используемых сегодня повсеместно и во всех христианских конфессиях страны.

Евангельские ценности неразрывно связаны с доступностью самого Евангелия для широких масс населения на понятном им языке, к чему и привело инициированное императором Александром I2 открытие 11(23) января 1813 года Санкт-Петербургского библейского общества как филиала «Британского и иностранного библейского общества» (Лондон). Исполнительный комитет последнего, как указано в исторических источниках, включал 36 мирян (15 англикан, остальные – члены независимых религиозных групп). Ряд англиканских епископов одобрили начало «Британского и иностранного библейского общества» и также включились в его работу3.

В 1814 году – по инициативе министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына и при содействии митрополита Амвросия (Подобедова) – общество было преобразовано в независимое «Российское библейское общество для перевода и распространения Библии на русском языке». С 1813 по 1824 годы были переведены, подготовлены к печати и изданы книги Священного Писания на 14 новых языках. Всего Общество напечатало 876 106 экземпляров Библии и ее частей на 26 различных языках.

В основе своего создания и деятельности до закрытия в 1826 году Российское библейское общество несло принципы веротерпимости. В главном комитете РБО вместе с православными иерархами присутствовали духовные лица других христианских вероисповеданий, а специалисты-протестанты возглавляли некоторые направления деятельности Общества4.

Попав на благодатную христианскую почву Российской империи, современное евангельское движение стало стремительно распространяться до самых дальних ее пределов. Так появление первых евангельских общин в восточной части Российской империи среди хоринских бурят произошло в результате деятельности миссии переводчиков Священного Писания на бурят-монгольский язык в Забайкалье (под руководством Эдварда Сталибрасса). Миссия действовала по официальному приглашению Императора Александра I. С 1819 по 1840 годы английские специалисты высокого уровня подготовки в классическом консервативном богословии, социологии и культурологии5 осуществляли свою деятельность в Оне Селенгинске и Кодунском Стане (современная Бурятия).

Для адаптации переводов в местах проживания носителей языка переводчиками создавались школы из аборигенных народов, которые обращались в евангельскую веру через изучение Слова Божьего и из них образовывались первые евангельские христианские церкви. Переводчики-миссионеры окормляли местных христиан, но при этом верующие не были причислены ни к одному из зарубежных течений христианства, а оставались автономными христианскими церквями с собственными проповедниками, первым из которых был Шагдур Кеннатов6.

Многие из них сохранили евангельскую идентификацию, некоторые стали активными последователями других российских религий – православия и буддизма. Потомки первых евангельских верующих с восточных рубежей Российской империи сегодня служат в евангельских церквях Бурятии и всей России, занимают высокие посты в общественных и деловых сферах региона. Сегодня под охраной государства находятся два памятника миссии переводчиков, которые были построены в Бурятии благодарными учениками в первой половине XIX века7.

В начале XIX века осуществлялась деятельность второй подобной Миссии в Калмыкии и Закавказье8, результаты которой так же повлияли на формирование современного евангельского движения в Забайкалье9 и других регионах России. Есть также упоминания признанного российского историка XIX века А.Н. Пыпина об успешной деятельности Миссии иностранных переводчиков Библии на Дальнем Востоке10.

Таким образом, в начале XIX века на окраинных рубежах Российской империи формировались уникальные очаги современного евангельского движения, сохранившие свое наследие и в наши дни. Известными российскими учеными и забайкальскими краеведами более чем за 30 лет изучения деятельности официальной миссии переводчиков Библии в Забайкалье начала XIX века было издано большое количество исторического материала, основанного на археологических и архивных научных исследованиях и проведены несколько российских и международных научно-практических конференций по данной теме11.

Во второй половине XIX века современное евангельское движение России получило новый импульс развития среди аристократии Петербурга, дав России яркого евангельского реформатора, отставного гвардии полковника В.А. Пашкова, и его соработников – графов М.М. Корфа и А.П.Бобринского, княгинь Н.Ф.Ливен, В.Ф.Гагарину, генеральшу Е.И.Черткову и представителей других знатных фамилий, включая членов Императорской семьи. Они выступали за духовное преобразование России, не связанное с какой-то одной конфессией, и начинающееся с православия.

В начале XX века руководителю Всероссийского союза евангельских христиан – преемнику и продолжателю вероподвижнечества В.А. Пашкова и его соработников – И.С. Проханову удалось достичь значительных послаблений в российском законодательстве для реализации свободы совести и вероисповедания «инославных» христиан и раскрепощению государственной церкви12.

Именно в период деятельности Пашкова-Проханова были заложены основные традиции современного евангельского сообщества России:

а) духовная реформация (преобразование) Восточной христианской (Православной) церкви, светской власти и общества России через принятие и осуществление ими евангельских ценностей и отказа от деспотизма;

б) участие в процессах примирения «высших» и «низших» сословий посткрепостнической России и борьба с засильем в обществе идей «нигилизма»;

в) просветительская деятельность и дела милосердия в отношении людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

г) создание успешных трудовых общин ЕХ на основе созидательной трудовой евангельской этики;

д) создание современной отечественной церковной богослужебной, музыкальной и благовестнической традиции;

е) диалог в области государственно-межконфессиональных отношений и защита прав и свобод «нетитульных» религиозных течений, как неотъемлемой и созидательной части российского религиозного сообщества13.

Интересен тот факт, что просвещение Евангелием XIX–XX веков коснулось не только религиозной сферы российского общества, но и повлияло на многие социально-экономические процессы в нем. В течение всего одного столетия Россия совершила мощный рывок от страны с отсталым крепостным строем к державе с третьей экономикой в мире и буржуазно-демократическим устройством общества.

Революция 1917 года на десятилетний период предоставила христианам евангельских конфессий возможность многостороннего развития в духовной и общественно-социальной сфере: распространялось до краев бывшей империи Слово о Христе, крепли церкви и союзы, умножались трудовые евангельские общины.

В 1924 году в газете «Правда» появилась статья со ссылкой на публикацию одного из руководителей советского правительства В.Д. Бонч-Бруевичa, в которой он называл евангельских христиан «примерными тружениками», формирующими экономический авангард в деревне. Он подчеркивал14, что необходимо использовать огромный потенциал «свободных братских общин с коллективным производством, с общественной кассой, с равным распределением продуктов между всеми своими сочленами».

Однако в 1929 году на долгие 70 лет в России наступило время гонений за Слово Божье15, которое привело к многочисленным жертвам среди верующих. Но гонения только укрепили веру христиан и сделали евангельское сообщество более способным к дальнейшему созиданию через служение Богу и народам страны.

Новый период религиозной свободы в России конца XX – начала XXI века открыл перед евангельским сообществом как новые возможности, так и поставил перед ним новые вызовы. Важным фактом для дальнейшего вклада участников евангельского сообщества в общественный диалог в России является то, что оно формировалось в историческом «котле»16 России и его участники не являются структурой западного или восточного протестантизма, хотя и поддерживают с ними многоразличные созидательные отношения.

Современные члены евангельского сообщества России движутся в созидательном видении будущего выдающихся евангельских реформаторов В.А. Пашкова/И.С. Проханова: церковь открытая обществу и поэтому влияющая на него. В евангельском сообществе России формируется все более обобщающий и веросоединительный духовный тренд для многих мировых христианских конфессий, в то же время предоставляющий каждой из них свободу в традиции церковного и богослужебного устройства на основании Священного Писания (канонических книг Ветхого и Нового Заветов)17.

Важными принципами участников российского евангельского сообщества являются уважительное отношение к истории и культуре народов страны. Мирное сосуществование с другими религиями18 обуславливается мировоззренческими евангельскими ценностями, уважающими и сохраняющими этнические и культурные особенности народов. Эта практика успешно продолжается многочисленными российскими общинами евангельских христиан.

Так в Бурятии Евангельская христианская церковь использует в своих богослужениях элементы народного фольклора, исследует и сохраняет историю первых евангельских общин и участвует в социальных проектах республики19. В Москве в конце 2018 года Тушинская евангельская церковь совместно с управой района устроила на площади перед храмом новогодние народные гулянья, на которых провели незабываемое и радостное время жители Москвы.

В феврале 2019 года в офисе Российского союза ЕХБ в Москве главами пяти российских евангельских конфессий (РС ЕХБ, ВСЕХ, РОСХВЕ, РЦХВЕ, ЦХАСД) был сформирован Координационный совет проведения Празднования 150-летия выдающегося евангельского и общественного деятеля XX века И.С. Проханова. Участниками Совета была принята совместная Декларация, в которой российские протестантские лидеры подтвердили приверженность ценностям и идеалам российских евангельских вероподвижников XIX-XX веков, а также обозначили новые пути развития межконфессионального и межнационального диалога и согласия в российском обществе. Данный документ открыт для присоединения к нему участников гражданского общества, разделяющих задекларированные ценности и цели участников российского евангельского сообщества20.

28 февраля 2019 года в Институте Европы РАН в Москве состоялась международная научно-практическая конференция «Историческая, культурная и социальная роль протестантизма в России и Европе», посвященная 200-летию формирования российского евангельского сообщества и 150-летию российского общественного и религиозного деятеля И.С. Проханова. Институт Европы РАН соединил в открытом диалоге на данной конференции представителей как светской, так и евангельской научной общественности21.

17 апреля 2019 года в Общественной палате РФ состоялась государственно-межконфессиональная конференция, посвященная 150-летию И.С. Проханова. В ее работе приняли участие около 80-ти представителей российских христианских конфессий, Всемирного евангельского альянса, администрации Президента РФ и правительства Москвы, научной и деловой общественности. Столь представительная встреча поставила своей целью провести мониторинг ключевых особенностей более чем столетних взаимоотношений государства и российских евангельских конфессий и определить перспективы участия российского евангельского сообщества в государственно-межконфессиональном диалоге страны22.

На 2020 год запланировано проведение в Улан-Удэ (Бурятия) празднования 200-летия начала перевода книг Ветхого и Нового Заветов на бурят-монгольский язык, что стало возможным благодаря проведенным Международным институтом изучения евангельского движения СНГ в 2003-2019 годах научно-исследовательским мероприятиям, целью которых был глубокий анализ связи деятельности в XIX веке миссий переводчиков Священного Писания (Библии) и иностранных ссыльно-каторжных христиан со становлением и развитием евангельских общин в Забайкалье23.

Таким образом, российское евангельское сообщество прочно закрепило свои позиции в духовной жизни соотечественников, носит позитивный характер, способствуя приобщению разноязычных людей к мировым религиозным и этнокультурным ценностям, содействует дружбе и братской взаимопомощи российских народов, развитию общественного диалога и гармонизации межрелигиозных и межнациональных отношений на новом уровне.


1 Российские евангельские и протестантские конфессии, образовавшиеся на территории страны за последние 200 лет и позитивно зарекомендовавшие себя в обществе России.
2 Такой интересный шаг политической власти страны можно расценивать как чисто русский принцип ненасильственного изменения общественного устройства с помощью религиозного фактора. В целом за последние 200 лет мы видим, что в России не работает "гапонщина" – попытка смены политического устройства через религиозный фактор. В этом есть большая заслуга религиозных лидеров, не смешивавших чистоту веры с "кровью младенцев". Евангельские реформаторы В.А.Пашков и И.С.Проханов – яркий тому примеры. Но и российская политическая власть в нужные моменты позитивно влияет на "мягкую" трансформацию общества через религиозный фактор. Император Александр I, В.Д. Бонч-Бруевич, тот же И.В. Сталин в 1944 г., М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин – далеко не полный список таких политических лидеров страны.
3 Словарь по христианству. БИБЛЕЙСКИЕ ОБЩЕСТВА. http://religiocivilis.ru/hristianstvo/christ-b/2446-biblejskie-obwestva.html
4 Пыпин А. Н. Т. 1: Религиозные движения при Александре I / предисл. и примеч. Н. К. Пиксанова. - 1916. - IX, с.28, c.92.
5 Пыпин А. Н. Т. 1 : Религиозные движения при Александре I / предисл. и примеч. Н. К. Пиксанова. - 1916. - IX, c.44.
6 БИБЛИОТЕКА S.O.A.S. ПЕРВЫЕ ПЛОДЫ МИССИИ В СИБИРИ. ПРЕПОДОБНЫЕ ЮИЛЛ, СТАЛИБРАСС И СУОН. ДЖОН КРУМБИ БРАУН. КЕЙПТАУН 1847. CWML. N.301.
7 Тиваненко А.В. История Английской духовной миссии в Забайкалье. (Начало XIX столетия). - Улан-Удэ, 2009.
8 РГИА, ф. 796, оп. 445, д. 397, л.66.
9 Бурятские летописи. – Улан-Удэ, 1955. – с. 45.
10 Пыпин А. Н. Т. 1 : Религиозные движения при Александре I / предисл. и примеч. Н. К. Пиксанова. - 1916. - IX, c.50.
11 Научные записки. Выпуск I. Международный институт изучения евангельского движения России. Улан-Удэ. 2018.
12 Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ. http://www.pravenc.ru/text/186873.html
13 Проханов И. С. Евангельское христианство и социальный вопрос. — Пг., 1918.
14 Бонч-Бруевич. Предисловие к: Чемреки, 167.
15 Циркулярное письмо ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы» (Утверждено ЦК ВКП(б) 24 января 1929 г.) // ГАРФ. Ф. Р-5263.
16 И.С. Проханов. В котле России. Издательство: Протестант, 1993.
17 Материалы IV Конгресса Всесоюзного содружества евангельских христиан. Москва. 2019.
18 Волкова О.Н. Культурно-философский анализ теории и практики протестантизма в Бурятии. – (Авторед. дисс. канд. филос. наук). – Чита, 2005.
19 Научные записки. Выпуск II. Международный институт изучения евангельского движения СНГ. Улан-Удэ. 2019.
20 Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации: http://igsu.ranepa.ru/news/p118752/
 21 Институт Европы Российской академии наук: http://instituteofeurope.ru/nauchnaya-zhizn/novosti/item/280219-2?fbclid=IwAR1-wmSzPs0SWD2dl0R3iL3Yr-U2e9MkiT9yBclFGKa6-bSrRC7_fok_n54
22 Общественная палата Российской Федерации: https://www.oprf.ru/press/conference/4052?fbclid=IwAR1rOCn6EsKWMN9zlBgKYc1trIW9hm-xKWiqOwaWViOk4Tc9r_IlQfGyj0
23 Научные записки. Выпуск II. Международный институт изучения евангельского движения СНГ. Улан-Удэ. 2019.

Телеграм канал газеты "Мирт " - https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/

Еще читать