Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Юбилей прошел. – Забудьте? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / Юбилей прошел. – Забудьте?
Юбилей прошел. – Забудьте?
Юбилей прошел. – Забудьте?

Кто же он – Иван Степанович Проханов?

10.02.2020
1746

И.С.Проханов работы Ю.К.Арцыбушева
Осенью прошлого года из журнала «Христианское слово» я узнала о странном юбилее, объявленном руководителями пяти протестантских объединений, который они назвали «200 лет евангельского сообщества». Ответов на то, что такое «евангельское сообщество», почему датой его рождения надо считать именно 1819 год и на другие неизбежные вопросы, публикация не дала. Да и само празднование, как оказалось, прошло без участия и даже без простого информирования многих видных исследователей русского протестантизма.

Мое недоумение по этому поводу, высказанное в газете «Мирт», стало началом довольно бурной дискуссии – как на сайте «Мирта», так и на других интернет-площадках. Небольшая по объему заметка «200 лет. Кто больше?» сделала то, о чем должны были позаботиться организаторы «юбилея»: привлекла церковное и общественное внимание к теме генезиса русского протестантизма, побудила к обсуждению целого ряда актуальных вопросов.

Меня порадовала разгоревшаяся дискуссия: сколько, оказывается, у нас верующих, неравнодушных к своей истории и при этом осознающих себя единым целым с протестантским сообществом бывшего СССР. В «Мирте» появился ряд полемических статей; правда, несмотря на различие мнений, ни один автор не стал ложиться костьми за неведомый 200-летний «юбилей». Через «Фейсбук» мне прислал письмо Борис Максимович Здоровец – живая легенда русского и украинского протестантизма, один из зачинателей движения реформированных баптистов (инициативников). По его мнению, предисторию евангельского движения следует начинать с молокан (кстати, версия куда более логичная, чем у «юбиляров»).

Вместе с тем, полемика выявила непривычку нашего протестантского сообщества к таким формам как научная или общественная дискуссия. Например, один из активных оппонентов поместил на своей странице в «Фейсбуке» мою фотографию, взятую из сети «ВКонтакте», и снабдил ее эмоциональной подписью.

Собственно, мне, как женщине, не стыдно за этот приятный снимок, но зачем он был нужен в данном случае? Уместнее было бы ознакомить читателей с сутью разногласий, но... автор предпочел борьбу не с идеями, а с личностью. Часть помещенных внизу откликов напомнила эпоху Леонида Ильича Брежнева: дескать, трудов Никольской я не читал, читать не собираюсь, но единодушно осуждаю.

Правда, были и другие отклики – людей, читавших мои статьи и книги, которые, даже в чем-то не соглашаясь, оценил их по качеству, которым не понравилась форма полемики за спиной «обвиняемой» (хотя публикация снимка из ВК наводит на мысль, что уважаемый оппонент имел возможность написать мне лично). За что моим дорогим братьям и сестрам во Христе, коллегам и просто заинтересованным читателям – искренняя благодарность и уважение!

Конечно, история, как и любая наука, предполагает различные версии и гипотезы. Но высказанная гипотеза и общественное празднование – это не одно и то же. Необходимо, прежде всего, дать ясное объяснение, что имеется в виду под термином «евангельское сообщество». Нужно провести научное и церковное обсуждение своих идей, привлечь к участию ученых-специалистов, которых не так уж мало среди русских (и не только) протестантов. Наконец, нужно, чтобы «юбилейную» дату признали «своей» большинство верующих.

Но организаторы даже не спросили их мнения, а свое мнение попытались объяснить лишь после того, как разгорелась полемика. Фактически, на церковном уровне были воскрешены худшие советские традиции: спуск «сверху» некой директивы, принятой узким кругом, которую «массы» обязаны принять без ропота. Не получилось, не такие сейчас времена.

А главным событием 2019 года, связанным с историей протестантизма, стало открытие на мемориальном кладбище «Левашовская пустошь» под С.-Петербургом памятника евангельским христианам и баптистам – жертвам политических репрессий.

Впрочем, можно предположить, почему кому-то потребовалось столь спешно начать «раскрутку» новой даты. В последние годы наблюдаются попытки заузить историю России до границ современной РФ. Например, с какого-то момента косяками пошли наспех сляпанные фильмы о северной Руси, персонажи которых избегали даже заикнуться о Киеве – «матери городов русских». Сдается, что и здесь идут судорожные поиски, чем можно заменить появление первых русских баптистов в столице современной Грузии или начало мощного штундистского движения на территории современной Украины (события, с которых традиционно велась история евангельско-баптистского движения).

На самом деле нет ничего хорошего в вычеркивании целых страниц христианской истории. Наоборот, будет замечательно, если протестанты постсоветского пространства продолжат хотя бы изредка вспоминать события общей истории, чтить память общих героев веры, а не только браниться в ФБ из-за политики.

Однако в минувшем 2019 году была еще одна памятная дата – реальная, без всяких кавычек: 150-летие со дня рождения Ивана Степановича Проханова. В отличие от «евангельского сообщества», Проханов действительно родился в указанный год (1869), и этот факт не требует научных доказательств. Более того, в истории русского протестантизма не было другой столь значимой фигуры: Проханов – церковный и общественный лидер, издатель, писатель, богослов, поэт, переводчик...

Его деятельность выходила за рамки чисто конфессиональных задач. Этот человек предложил целую программу преобразования России на основе Евангелия. Программу, где нашлось место и христианской партии, и христианским городам, селениям, и развитию образования, здравоохранения, и идеям социальной справедливости, и даже борьбе с клопами...

Его дерзость и амбициозность поражают. Высшее образование, светское и богословское, написано на его лице слева направо и справа налево. Его трудолюбие и преданность делу – пример для современных служителей. В короткий исторический срок евангельские христиане стали заметной частью российского общества, покрыли своими общинами огромное пространство страны, сделались своеобразным «брендом» русского протестантизма. В результате в наши дни понятие «евангельский христианин» употребляется в более широком смысле, чем во времена Проханова, а к празднованию его юбилея подключились даже пятидесятники и адвентисты седьмого дня, которых покойный, мягко говоря, не одобрял.

С другой стороны, давно прошли времена, когда отечественные протестанты воспринимали личность И.С. Проханова апологетически. Поэтому в нынешний 150-летний юбилей дело не ограничилось публикацией суховатых биографических статей с умалчиванием всех «неудобных» фактов. В «Мирте» неоднозначные мнения и о юбилее, и о личности И.С. Проханова высказали магистр богословия Алексей Маркевич, молодой историк Филипп Никитин...

Традиционно больше всего смущения и критики вызывают увлечение Проханова политикой и его сотрудничество с чекистами, – особенно среди реформированных баптистов (инициативников). А историк Марина Сергеевна Каретникова, которая искренне восхищалась лидером евангельских христиан, огорченно отзывалась о его непоследовательности – например, в «военном вопросе».

Действительно, в первые годы Советской власти Проханов исповедовал пацифистские взгляды, убеждал единоверцев не брать в руки оружия и даже добился для них права на альтернативную службу. Но в 1923 году, пробыв некоторое время под арестом, он публично отрекся от пацифизма и вместе с тремя другими лидерами через газету «Известия» призвал евангельских христиан «нести службу в Красной армии». Такой резкий отказ от прежних принципов подействовал деморализующе на многих евангельских христиан, вызвал шатания и серьезное разделение.

Возможно, Проханов искренне надеялся, что покровительство спецслужб поможет ему в деле распространения Евангелия. Но... Помнится, еще в детстве при просмотре телефильма «Семнадцать мгновений весны» мне было жаль пастора Шлага, чью мечту о долгожданном мире Штирлиц-Исаев использовал в собственной политической игре (на всякий случай продублировав красивые аргументы шантажом).

И в случае с Прохановым получилось так, что не он переиграл чекистов, как, видимо, рассчитывал, а они добились от него всего, что хотели, а потом выдавили его из страны. Сейчас мало кто верит, что Проханов, уезжая в 1928 году за границу, рассчитывал вернуться. Скорее всего, он и Я.Я. Винс были выпущены по особой договоренности, ведь оба немало потрудились в деле подчинения большевикам своих церковных союзов. А эмиграция этих лидеров накануне тотальных гонений стала потрясением для тысяч верующих, которые почувствовали себя брошенными на произвол судьбы. На этом фоне выглядит пустяком юбилейный номер христианской газеты «Утренняя звезда», полностью посвященный 35-летию служения Проханова, причем, в числе материалов была напечатана статья со скромным названием «Проханов как пророк».

Вряд ли Проханов был готов серьезно и критически анализировать опыт зарубежных протестантов для применения его в России. Его отзывы о США по-детски восторженны, хотя Проханов не мог не знать о существовании резерваций для коренного населения, о жестокой дискриминации «цветных» (русская молодежь зачитывалась тогда «Хижиной дяди Тома» и романами Майн Рида), о культе успеха любой ценой, ставшем важной частью североамериканского менталитета (проблема, которую раскрыл Теодор Драйзер в своем гениальном романе "Американская трагедия"). Впрочем, мы не знаем, был ли Проханов искренен в своих восторгах или проявлял "дипломатию"...

Из-за своей утопичности большинство социальных идей Проханова сегодня вряд ли найдут почитателей. Например, создание христианских поселений, где все предписано и регламентировано – от времени утреннего подъема до цвета одежды жителей. Или идея создания христианской партии в сочетании с идеями пацифизма. Партия, как ее ни назови, – это инструмент борьбы за власть. Даже если у ее представителей нет шансов возглавить страну, партия все равно стремится пройти в парламент, в местные органы власти. Могли ли евангельские христиане, оказавшись в государственных структурах, управлять без применения насилия – без армии и полиции (тем более в эпоху гражданских волнений)? Разумеется, нет. Получается, что христианская партия изначально не могла быть пацифистской, а пацифизм – последовательным.

Разбирая социальную программу Проханова по преобразованию России, мы придем к выводу, что она осталась нереализованной не только из-за государственных гонений; вернее, был выполнен лишь самый реалистичный пункт – победа над клопами (против чего не возражали и коммунисты).

Так кто же он – Иван Степанович Проханов? Крупнейший деятель русского протестантизма, оказавший заметное влияние практически на все конфессии, обеспечивший необратимость распространения протестантских идей в России, или амбициозный, но непоследовательный и не слишком храбрый честолюбец, оставивший в трудный час «други своя», чьи идеи были отвергнуты самой жизнью?

Мне могут справедливо возразить, что тысячи людей (включая христианских служителей) имели недостатки Проханова, не имея его достоинств. И если оценивать его труды, творческое наследие, то без них уже невозможно представить дальнейшее развитие протестантизма в России: без созданных им или его соратниками евангельских общин, без его издательской деятельности, без написанных или переведенных им песен...

Да, Проханов не был лишен недостатков, но другого исторического лидера подобного масштаба у нас нет. Думается, мы живет в такое время, когда можем серьезно и объективно осмысливать деятельность И.С. Проханова, его литературное и богословское наследие, выяснить, чем эта личность значима для всех нас, чему мы можем у него научиться, а каких его ошибок никогда не должны повторять.

И здесь важны не только юбилейные «фанфары», но и будничные, повседневные дела по изучению, сохранению и популяризации протестантской истории. И не только в юбилейные годы нам нужны диссертации, научные работы, конференции, просветительские лекции, беседы, художественные и документальные книги, фильмы на исторические темы, памятники героям веры, экскурсии по историческим местам.

Наконец, нам всегда нужны свободные дискуссии для всех, кто видит и понимает неразрывную связь между прошлым, настоящим и будущим протестантизма на всем постсоветском пространстве. Кстати, заодно и дискутировать научимся!

Телеграм канал газеты "Мирт " - https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/

Еще читать