Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Кумбайя / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Творчество / Кумбайя

Будь рядом с нами, Бог!
Кто-то поет
Будь рядом с нами, Бог!
Кто-то смеется
Будь рядом с нами, Бог!
Кто-то плачет
Будь рядом с нами, Бог!
Кто-то молится
Будь рядом с нами, Бог!

Двадцать лет тому назад я впервые услышал простые слова этой песни. Она произвела на меня неизгладимое впечатление своей простотой, глубиной и манерой исполнения. Это было в Южной Африке и происходило на воскресном общем служении в миссии Квазизабанду, в земле Зулусов. Я и мой друг, а тогда мы были студентами университета Претории, посетили эту миссию на каникулах. Книги о служении миссии Эрло Штегена были тогда у всех на слуху в нашем кругу. И, конечно же, хотелось побывать в госпитале, где люди исцеляются без лекарств.

Впрочем, вовсе не эти истории поразили нас тогда. Удивительно было другое: искренняя радость на лицах верующих, которые живут в бедности и нищете.

«Они счастливы, – рассуждали мы, – несмотря на условия их непростой жизни. А жители Претории или Кейптауна, наслаждающиеся комфортом и весьма обеспеченной жизнью, выглядят озабоченными и даже измученными. Они все время куда-то спешат и постоянно на что-то жалуются. При встрече расплываются в улыбках, но улыбки исчезают так же быстро, как и появляются...»

Сейчас, спустя много лет, я думаю, что этот экзистенциальный парадокс может быть объяснен, в том числе, содержанием их песен. Они простые и незамысловатые, но в то же время такие глубокие и всеобъемлющие!

«Кто-то поет, кто-то смеется, кто-то плачет...», – это реальность, в которой мы живем. Но при этом в этой реальности присутствует Бог! Они, темнокожее население Южной Африки, не пытаются что-то выставить напоказ или что-то скрыть. Они называют вещи своими именами. Радость и печаль, счастье и горе – все это составляет их жизнь. И все это они спокойно принимают и призывают Бога в помощь! Речь, конечно же, о христианском населении этого континента.

В отличие от них, мы, носители западноевропейского менталитета, исповедуем позитивное мышление. У нас «все хорошо», даже когда плохо. Мы предпочитаем поверхностное восприятие жизни, ведь это удобно. Мы стараемся спрятать все негативное, не говорить об этом.

Но при этом негатив нашей жизни – болезни, потери, конфликты, смерть – никуда не уходит. Он точит нас изнутри, так как мы не хотим ни с кем делиться этим или просить о помощи. Если появляется боль или печаль, мы заглушаем ее чем угодно. Может быть, поэтому половина Америки сидит на антидепрессантах, а другая половина курит «травку». И если Бог не присутствует во всем этом, – в печалях и радостях, – то, пожалуй, другого выхода и быть не может.

Однако вернемся к песне...  

Сегодня я снова буду играть эту мелодию на нашем музыкальном служении в медицинском центре для пациентов с физическими и умственными отклонениями. Вполне возможно, что подобная форма донесения божественной благодати является самой действенной для людей с подобными диагнозами. Сотрудники, ухаживающие за пациентами, дружно поют христианские песнопения, и пациенты в течение часа безмерно счастливы. Они радуются этим минутам настолько, насколько они вообще могут радоваться жизни в их условиях и с их болезнями.

У каждого пациента есть своя любимая песня.

Вот, например, Алисия. Она родилась поздним ребенком, и ее родители души в ней не чаяли. В детстве ее брали с собой в церковь и до семи лет ее физические и умственные отклонения практически не были заметны.

Затем болезнь начала прогрессировать и в тринадцать лет Алисия уже не могла самостоятельно ходить. Ее умственное развитие не позволяло ей учиться в школе. С годами состояние Алисии только ухудшалось, и однажды наступил момент, когда родители встали перед непростым выбором: продолжать бегать по врачам или поместить дочь в специальный медицинский центр.

В конечном итоге был выбран второй вариант. С тех пор она и живет в этом центре. Сейчас ей уже сорок пять лет. Её родителей давно нет в живых, Алисия осталась одна и ее никто не навещает последние пять лет. У нее есть свой ноутбук, на котором она рассматривает фотографии своей семьи и сотрудников центра. На днях она, непонятно каким-то образом, объяснила своей сиделке, что хочет сфотографировать и меня для своей коллекции. Удивительно, но они общаются и хорошо понимают друг друга.

Алисия ждет, когда я начну играть гимн «О, благодать, спасен тобой». Вот он зазвучал, и она просто светится от счастья. Раскачиваясь из стороны в сторону в такт песни, она даже пытается что-то петь. Ее слов не разобрать, но в этот момент она безмерно счастлива. Очевидно, этот гимн напоминает ей о детстве...

А мы постепенно подбираемся к следующей песне – «Майкл плывет на лодке вдоль берега», – всегда вызывающей у пятидесятилетнего Тима неописуемый восторг. Никто не может объяснить почему. Сам же он хранит молчание по этому поводу, хотя и может с трудом вымолвить пару слов. Однако собрать их в предложение ему не удается.

Тим ждет эту песню с самого начала нашей службы и периодически выкрикивает слово «Майкл». Сотрудники знают эту историю и всячески подбадривают Тима, спрашивая, будет ли он помогать им подпевать в припеве. Тим соглашается, смеется и старательно крутит головой по сторонам, как бы ожидая общей поддержки. Это, своего рода, кульминация нашего служения.

Предлагая очередную песню из нашего специального сборника с яркими иллюстрациями, я спрашиваю Тима, готов ли он к своей любимой песне, нагнетая таким образом ожидание и приятное волнение. В середине служения я объявляю эту песню следующей, так как Тим уже совсем извертелся, ожидая свое музыкальное «лакомство». Звучит незамысловатый куплет, и на пике блаженства он четко подпевает в припеве слово «аллилуйя».

Это слово не самое легкое для произношения, но оно входит в его словарный запас из десяти слов, которые он может выговаривать достаточно четко. Мне рассказали, что он буквально «приватизировал» эту песню лет десять тому назад, когда у него умер отец. Очевидно, он ощущал эту утрату, ведь с тех пор его посещает только мама, да и то уже редко, так как сама в преклонном возрасте.

Трудно объяснить, что происходит в их сознании, и по каким признакам выбирают они эти песни, которые не могут ни напеть, ни понять. Впрочем, как знать, может они и понимают их как-то по-своему...

За то короткое время, проведенное по распределению в этом центре, мне несложно было заметить, что пациенты, которых посещают родные, заметно отличаются от своих собратьев по несчастью. «Непосещаемые» пациенты гораздо чаще грустят. Как правило, это дети из неблагополучных семей. Они очень любят, когда сотрудники центра оказывают им внимание и прикасаются к ним – гладят, треплют, держат за руку, – и вот они уже довольны.

Время летит, и наше служение подходит к концу. Наступает очередь Сюзи. Она почти час ждала свою песню. Услышав первые слова долгожданного гимна «Кумбайя, мой Бог!», она радостно запрокидывает голову и начинает двигаться в такт песни в своем инвалидном кресле. Обычно Сюзи не может вымолвить ни одного слова, но сейчас она поет вместе со всеми на только ей понятном языке. Впрочем, не только ей, но и Ему.

Она поет о том, что ей порой одиноко и грустно и что очень хочется оказаться в семье, которой у нее никогда не было. Ведь от нее отказались сразу же после рождения. Вся ее жизнь прошла в подобных медицинских учреждениях. Ей двадцать пять лет и этот центр – все, что у нее есть. Здесь ее семья. И сейчас она вместе со всеми поет простые слова, наполненные глубочайшим смыслом: «Кто-то плачет. Будь рядом с нами, Бог!»

Эта песня действительно могла родиться только в Африке! Побывав в землях, где «очень компактно» проживают такие народности, как зулусы, сото, коса, тсонга, тсвана и другие, видя их нищету и нужду, начинаешь ощущать себя неуютно. Конечно, можно многое себе объяснить – что, как и почему им так живется. Причин много: и социальных, и культурных, и экономических.., но при этом начинаешь понимать, что в реальной жизни есть место всему... и это все, хорошее и плохое, является полнотой жизни, ее смыслом, потому что во всем этом присутствует Бог!

Начиная музыкальные служения в центре, я думал, что моя роль будет сводиться лишь к аккомпанированию на клавишных инструментах. Как я был неправ! Наблюдая и общаясь с больными, я научился многому. В этот час я становился учеником, у которого появилась возможность остановиться и не просто понаблюдать, но как бы послушать эту жизнь сквозь призму песен и судеб неизлечимо больных пациентов.

Это было замечательное время для постижения смысла бытия через простые песни с глубоким смыслом. Это было время чему-то научиться у обитателей центра, которым не повезло в этой жизни. И сейчас мне очень не хватает этих музыкальных служений.

Телеграм канал газеты "Мирт": https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka/

Еще читать