Главная / Статьи / Взгляд / 200 лет? Есть проблемы!
200 лет? Есть проблемы!
200 лет? Есть проблемы!

Дискуссия о начале евангельского движения в России

16.10.2019
417

В данной статье предлагается рассмотреть слабые стороны позиции представителей евангельского сообщества, которые считают, что евангельское движение в России зародилось в начале XIX века, что его история насчитывает уже 200 лет.

Для начала хотелось бы процитировать мнение специалиста в области идентификации евангельских христиан, доктора наук (PhD), автора книги «Традиция евангельских христиан» Андрея Пузынин. Отметим, что  данный исследователь является уважаемой личностью во Всесоюзном содружестве евангельских христиан  (ВСЕХ), которое активно продвигает идею 200-летия истории евангельского движения в России (далее: 200-летие)  [2]. 

В переписке Пузынин сообщил нам следующее: «Последние доклады конференций из России, которые я читал, пытаются указать на исток евангельского движение в начале XIX века от создания Российского библейского общества, поскольку оно было создано по указу царя. И я понимаю этот "ход конем" в России начала XXI века, которая сама ищет новую идентичность после развала Союза и последующей динамики в обществе... Я, однако, не вижу свидетельств того, что создание Библейского общества породило движения евангельских церквей и групп».

Здесь же добавим, что с точкой зрения 200-летия не согласны такие историки как Т. К. Никольская, И. П. Дик, В. А. Степанов и В. А. Попов. Последний присутствовал на мероприятиях, на которых заявлялся данный тезис. Попов посчитал эту теорию натяжкой [1].

 

Вопросы понятийного аппарата

 

Представители евангельских конфессий, выдвигая тезис о 200-летии, не обозначили, что они подразумевают под такими важными терминами как «евангельское движение», «евангельское сообщество», «евангельские верующие». Прежде чем утверждать тезис о 200-летии (т. е. предлагать новую концепцию), необходимо пояснить, о чем и о ком идет речь. А это очень важно [4], ведь от того, что подразумевается под данными понятиями, зависит многое.

На данный момент в историографии четко и обосновано существует концепция, согласно которой евангельское движение / евангельско-баптистское движение в России зародилось в середине XIX века. Это мнение разделяют как академические, так и конфессиональные представители [5, 6].

В качестве примера, когда представитель евангельского сообщества проявил некомпетентность в использовании термина «евангельские христиане», приведем выступление на конференции в Общественной палате РФ представителя и историка [8] ВСЕХ С. Бородина.

Он заявил, что евангельские христиане  были уже «на Руси» [7]. Они «волновали нашу интеллигенцию и показывали светлую перспективу развития нации и народов» [7]. Под "героями евангельской веры" Бородин подразумевает Марию Болконскую, богомольцев и неких  других «Божьих людей» [7].

Хочется также привести пример, который демонстрирует, что ВСЕХ (в лице  С. Бородина и П. Орехова) противоречит само себе. С. Бородин разместил на своей странице в ФБ две записи.

В одной он пишет следующее: «200 лет евангельскому движению в России!» [9], а в другой публикует статью, в которой указано, что евангельское движение в России началось в 1874 году [10].

Особо заметим, что в 1816 году по инициативе Александра 1 была начат процесс перевода Библии на русский язык, и, по сути, двухсотлетие евангельского движения должно было бы праздноваться раньше.  Действительно, об этом писал представитель ВСЕХ П. Орехов в 2016 г. [11].  Получается, 200-летие отпраздновали дважды.

 

Что говорили евангельские верующие о начале своей истории раньше?

 

Существует документ, который называется «Краткая записка о возникновении, развитии и о настоящем положении Евангельского движения в России…». Она была составлена в начале XX века. Ее авторы – И. П. Кушнарев, В. И. Долгополов и В. Н. Иванов. В данной записке авторы указали четыре очага возникновения этого движения. Авторы документа не ассоциировали возникновение евангельского движения в России с началом XIX века или деятельностью Российского библейского общества и английской духовной миссии в Забайкалье [3].

Отметим, что тезис 200-летия не миновал и академические учреждения. Здесь стоит упомянуть о конференции «Историческая, культурная и социальная роль протестантизма в России и Европе», проходившей в Институте Европы РАН. Она была посвящена 150-летию Проханова и «200-летию формирования российского евангельского сообщества» [13]. На сайте института государственной службы и управления РАНХиГС была опубликована запись под названием «Евангельские христиане в России: 200 лет истории» [14].

В заключении отметим, что точка отсчета евангельского движения с деятельности английской духовной миссии в Бурятии представляется несколько абсурдной, так как на территории России в начале XIX века, к примеру, действовала та же Базельская миссия. Их деятельность была схожей с работой английской духовной миссией. Ей дали возможность строить училища, она просвещала калмыков и кудров, миссия напечатала Новый Завет на тюркском языке [15].

Кстати, вот эта миссия как раз таки имеет связь с Пашковым [17], в отличии от Английской.

Здесь можно вспомнить тех же молокан или меннонитов, которые, кстати, больше претендуют на эту роль.

На наш взгляд, вести отсчет отечественного евангельского движения от деятельности миссионеров, которые являлись по своему вероисповеданию пресвитерианами, также нелогично. В связи с этим вспомним недавнюю заметку В. Обровца, в которой автор критикует позицию Т. К. Никольской [16], с точкой зрения которой [Никольской] мы солидарны.

Обровец с грустью сообщает, что историки не обращают внимание на тех, кто раньше Ивана Федорова начал «печатать и распространять Слово Божие». В этой связи напомним, что речь идет о точке отсчета зарождения евангельского движения, а печатание и распространение Библии еще не дает оснований для того, чтобы это служило началом евангельского движения.

Я, как и В. Обровец, был на мероприятии, «где обсуждались эти исторические находки в Бурятии» [16]; речь идет, я полагаю, о конференции в ИЕ РАН. Здесь я хочу обратить внимание, что автор, критикуя позицию Никольской, сам приводит следующий аргумент в пользу 200-летия: «Что примечательно, прослеживается связь служителей начала XIX века со служителями церквей ЕХБ конца XX века!».

Это лишь эмоциональная оценка, в которой отсутствует аргументация состоятельности теории 200-летия. Я тоже видел эти документы, но связи, однако, не нашел.

И последнее. В. Обровец утверждает, что «говорить о пострадавшей репутации евангельских церквей нет оснований». Думаю, мои вышеприведенные факты, в которых показывается историческая некомпетентность представителей евангельского сообщества, развеют сомнения автора. В этом ему также поможет презентация к моему докладу, в котором я привел примеры фактических ошибок представителей евангельского сообщества в ходе празднования юбилея Проханова [18].

В этой связи отметим, что, несмотря на то, что МСЦ ЕХБ почти никак не отреагировал на юбилей Проханова, он хотя бы не замарал свою репутацию, как это сделал РС ЕХБ, ВСЕХ и РОСХВЕ.

Итак, представителями евангельского сообщества был выдвинут серьезный тезис 200-летия. Он идет вразрез с классической историографической позицией: возникновение евангельского движения во второй половине XIX века (Петербург, Украина, Кавказ). Последователи нового тезиса не только не представили качественной аргументации своей позиции (что необходимо делать, как представляется, посредством публикации монографии или серьезных академических статей, ведь речь идет о сдвиге точки отсчета истории евангельского движения в России назад), но и не обозначили, что они подразумевают под ключевыми терминами, которые были обозначены в начале статьи.

И еще: мы не против пересмотра истоков и точки отсчета зарождения евангельского движения. Мы за качественную презентацию и аргументацию данной концепции. Пока же последователи 200-летия этого не сделали.

------------------

Список использованных источников и литературы:

1. Информация получена из бесед автора с данными историками.

2. Бывший председатель ВСЕХ В. Тен поспособствовал изданию книги Пузынина на русский язык.  См. также https://vk.com/simonborodin?w=wall26469395_3458  (дата обращения: 10. 08. 2019).

3. Краткая записка о возникновении и настоящем положении евангельского движения в России и о нуждах евангельских христиан… // РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 709. Л. 220 – 223.

4. Никольская Т. К. Евангельские христиане-баптисты: в поисках «корней» // Богомыслие. – 2019. – № 24. – С. 243.

5. Ярыгин Н. Н. Евангельское движение в России. Калининград: Калининградский государственный технический университет, 2015. С. 2.

6. История ЕХБ в СССР. М.: Издание ВСЕХБ, 1989. С. 52.

7. Общественная Палата Российской Федерации. 17.04.19  Зачитан обновленный доклад: "Пять периодов развития ВСЕХ». URL: https://vk.com/simonborodin?w=wall26469395_3520  (дата обращения: 10. 08. 2019).

8. К 150-летию Ивана Проханова: новые подходы к гармонизации этноконфессиональных отношений в России. URL: https://www.oprf.ru/press/conference/4052  (дата обращения: 07. 08. 2019).

9. https://yadi.sk/i/QV-AwK0ZogJoNA

10. https://yadi.sk/i/Ss6RuGUP2h6fIQ  

11. Орехов П. 140-летие перевода Библии и 200-летие Евангельского христианства. URL: https://www.protestant.ru/news/analitics/review/article/1377542  (дата обращения: 10. 08. 2019

12. Орехов П. 200-лет евангельскому движению в России. https://www.protestant.ru/news/analitics/review/article/1425636  (дата обращения: 07. 08. 2019).

13.В Институте Европы РАН состоится конференция «Историческая, культурная и социальная роль протестантизма в России и Европе». URL: http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=487&ELEMENT_ID=8021&clear_cache=Y&fbclid=IwAR3pNElGvt3VEkd_5DaPO4gRNcCb4-sOkT-zSaSXW5b2TPp-kLkF_NW41z8  (дата обращения: 07. 08. 2019). Курсив наш (Ф. Н.).

14.Евангельские христиане в России: 200 лет истории. URL: http://igsu.ranepa.ru/news/p118752 /  (дата обращения: 07. 08. 2019).

15. Россия и Базель. К 700-летию истории швейцарского государства. URL: http://ricolor.org/europe/szveizaria/mp/avg/  (дата обращения: 12. 10. 2019)

16.Обровец В. 200 лет. А может быть, и больше. URL: https://gazeta.mirt.ru/stat-i/vzglyad/post-2292/

17. Синичкин А. Все ради миссии. URL: http://rusbaptist.stunda.org/vsjo-radi-missii.htm  (дата обращения: 12. 10. 2019).

18. Никитин Ф. Евангельские верующие пытаются «удревнить» свою историю [сайт Дениса Самарина, раздел история церкви, запись от 23 сентября 2019г.]. URL: http://www.denis-samarin.ru/2019/09/23/евангельские-верующие-пытаются-удре/  (дата обращения: 12. 10. 2019).

 

Еще читать